Интеграция общего и дополнительного образования в процессе преподавания географии (в рамках перехода к профильному обучению)

Разделы: География


Повсеместное распространение профильных и профессионально ориентированных учебных заведений определяет суть дальнейшего развития системы образования в России.

Для отечественного образования этот процесс приобретает всё большие масштабы под воздействием, с одной стороны, расширения запросов рынка труда, с другой – вполне прагматического стремления общества, родителей, учащихся к наиболее целесообразному и полезному приложению сил и максимально полному личностному развитию молодого поколения.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Сама жизнь уже убедительно показала, что малоэффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом учащимися свих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов.

Пока данная затея находится на уровне эксперимента. Можно лишь предполагать, каковы будут результаты этого эксперимента. Каких-то жестких указаний на обязательные методы и формы не даётся. Более того, в “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования” (утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.02 г.) отмечается необходимость “многообразия форм её реализации”, а также возможность использовать различные модели организации профильной подготовки, а соответственно и пропедевтического этапа.

Главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы “способствовать самоопределению учащегося”.

В концепции со ссылкой на данные социологов говорится, что немалая часть школьников в 9–10-х классах уже определились с выбором профессии, поэтому представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейшим аспектом является формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Важно и то, что географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.

Актуальность данной проблемы подвигла меня на создание модели интеграции общего и дополнительного образования в курсе преподавания географии (в рамках перехода к профильному обучению) см. Приложение 1.

Данная модель имеет инвариантную (неизменную) основу, поэтому она может найти применение в процессе преподавания различных дисциплин.

По структуре модель подразделяется на 3 блока учебного процесса и включает 3 уровня предпрофильной подготовки. Каждый блок имеет чёткое направление деятельности и свою специфику. Каждый уровень включает как принципиальные положения, так и примерную программу, реализуемую в процессе урочной и во внеурочной деятельности по географии

Главная цель обучения современной географии определяется, прежде всего, задачами поставленными государством по переходу к профильному обучению и введению предпрофильного обучения: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной профессиональной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

Отдельные блоки образовательного процесса не могут достичь данной цели в виду различных факторов. Основной “ограничивающий” фактор урочной формы – время, заданное инвариантной частью базисного учебного плана. Отсюда, данный блок образовательного процесса обеспечивает преимущественно базовый уровень и достигает первой части заданной цели. Но именно в этот момент у учащихся возникает вопрос: “А за чем нам это надо, зачем мы это изучаем?” (Порой ставящий учителя в тупик). Ответ же получить в полном объеме он не может. Достижение второй части цели возможно во внеурочной деятельности, регламентированной вариативной частью БУПа. Следовательно, требуется объединение частей в целое, т.е. интеграция.

Объединение данных частей возможно на основе:

- приближения содержания географии к особенностям различных профессий;

- сближения географических методов с методами, применяемыми на практике;

- связи географии с другими науками, смежными предметами;

- ознакомления учащихся с профессиональной деятельностью человека через содержание предмета;

- привлечения примеров из профессиональной практики человека.

Содержание курса географии предполагает преемственную связь между общим и профессиональным образованием на второй ступени обучения:

Уровень 1 – профинформационный.

В процессе изучения тем уроков учащиеся знакомятся с миром профессий: лётчик, капитан дальнего плавания, инженер, тополог, моряк, океанолог, бурильщик, врач, комбайнёр, животновод, агроном и т.д. На этом уровне развивается и формируется интерес к профессии.

Уровень 2 – профагитационный, профпросвещенческий.

В рамках внеклассной работы развивается профессиональное географическое мышление. Большая роль на данном уровне отводится исследовательской, проектной деятельности и ролевым играм.

Исследовательская деятельность должна быть направлена на приобретение суммы знаний, умений и навыков, которые необходимы в различных профессиях.

Игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в различных областях, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты, усваивать основные правила поведения в природе и обществе. Играя конкретные роли (геолога, геоморфолога, климатолога, ландшафтоведа, экономиста, географа, работника культуры, эколога, демографа, страноведа, журналиста), а также роли-маски (докладчика, критика, пропагандиста, оптимиста или пессимиста) учащиеся расширяют своё образовательное пространство.

Уровень 3 – профориентационный.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора- предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

Основная функция курсов по выбору – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить разносторонний, краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.

География не может претендовать на профильное обучение в таком объёме как некоторые предметы, но предпрофильное обучение – это прерогатива географии.

Основными условиями реализации данной модели является добровольность, альтернативность, толерантность.

Добровольность позволяет каждому субъекту включиться или отказаться от участия в программах.

Альтернативность обеспечивается разнообразием спецкурсов и вариантов осуществления программ.

Толерантность определяет терпимость к проявлению чужих недостатков и разумный либерализм в личностных отношениях.