Использование электронных таблиц Microsoft Excel при решении физических задач по теме: "Тепловые явления в 8-м классе"

Разделы: Физика, Информатика


Задачи урока:

Образовательные

  • формирование умения выполнять вычисления с помощью табличного процессора MS Excel;
  • совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные

  • формировать культуру совместной деятельности;
  • содействовать формированию такого мировоззренческого понятия, как причинно-следственные связи.

Развивающие

  • развивать умение выделять главное, формировать выводы;
  • развивать внимание обучающихся, воображение, память.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Формы и методы обучения: беседа, компьютерная презентация, фронтальная и индивидуальная практическая работа.

Время реализации занятия: 45 мин.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, наглядная презентация (приложение 1).

План урока:


п/п

Этапы занятия

Временная реализация

1.

Организационный момент

4 минуты

2.

Актуализация знаний учащихся беседа, фронтальный опрос

5 минут

3.

Формирование умений

20 минут

4.

Физкультминутка

1 минута

5.

Закрепление и проверка знаний

10 минут

6.

Физкультминутка

2 минуты

7.

Итоги занятия. Рефлексия.

3 минуты

8.

Задание на дом

1 минута

ХОД УРОКА

Учитель информатики: Хочу напомнить слова ……Р.Декарта: “Мало знать – надо уметь применять”. Оно определяет цель нашего урока: научиться использовать программные средства компьютера в своей учебной деятельности. Знания, полученные на уроках информатики, вы уже применяли при защите своих мини-проектов. Используя возможности PowerPoint, вы рассказывали, как сохранить тепло в вашем доме, получились интересные работы. Сегодня мы будем учиться использовать электронные таблицы для проведения расчетов различного уровня сложности при решении физических задач по теме: “Тепловые явления” (учитель напоминает ученикам правильную рабочую позу за компьютером?)

Вопросы для повторения в электронном редакторе MS Excel (фронтальный опрос):

  1. Назовите основные структурные единицы электронных таблиц.
  2. Как определяется адрес ячейки?
  3. Перечислите основные типы данных в работе с электронными таблицами?
  4. Какое выравнивание применяется по умолчанию к тексту? к числу?
  5. Что необходимо помнить при вводе формул?
  6. Как изменить ширину столбца?
  7. Что такое маркер заполнения? Какова его функция?

Учитель физики. Повторим основные формулы, изученные в теме “Тепловые явления”:

Решим простую задачу. Сколько энергии требуется затратить, чтобы расплавить свинец массой 20 кг, взятый при температуре плавления?

Учитель информатики: обращает внимание на оформление задачи и выделяет следующие этапы:

  1. Формирование таблицы исходных данных задачи.
  2. Программирование необходимых расчетных формул, используя правила ввода формул в ячейки.
  3. Получение итоговой таблицы расчетов и анализа результатов.

Решение задачи осуществляется в электронных таблицах.

Результат работы:

Работая с электронными таблицами, вы можете не задумываться, как программа выполняет ту или иную операцию и сконцентрироваться на содержании. Например: изменим вещество в нашей задаче. Делаем вывод.

Учитель физики: Решим более сложную задачу на уравнение теплового баланса. Сколько необходимо сжечь спирта, чтобы нагреть в лабораторном стакане 200 г воды от 12° С до кипения?

Проанализируем условие задачи. О каких процессах идет в ней речь? Запишем уравнение теплового баланса. Вызывает ученика к доске. Выведем искомую формулу.

Учитель информатики: Результат работы:

Физкультминутка: послушайте задание: прогните спинку, потянитесь, посмотрите на работу своего соседа (загляните в его монитор).

Учитель физики: рассмотрим реальную задачу. Пусть у нас есть не только спирт, а и другие виды топлива, например, дрова и керосин. Какое топливо лучше выбрать для нагревания воды в лабораторном стакане, чтобы получить выгоду и экономию финансов?

Пусть цена 1 кг спирта 100 рублей, 1 кг керосина – 30 рублей, 1 кг сосновых дров – 5 рублей. Пишет на доске.

Учитель информатики: Результат работы:

Учитель физики: Какие можно сделать выводы из этой задачи? Почему мы не используем дрова? Когда удобно использовать редактор “Электронные таблицы” для решения задач?

Учитель информатики: физкультминутка.

  1. На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза и на счёт 1-6, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
  2. На счёт 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем на счёт 1-6 посмотреть вдаль прямо. Аналогично провести упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  3. Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе. На счёт 1 – повернуть голову направо, на счёт 2 вернуться в исходное положение. То же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Учитель информатики: Оценивание учащихся. Подведение итогов.

Учитель физики: В качестве домашнего задания вам предлагалось придумать задачу на уравнение теплового баланса. Покажите ваши задачи. Запишите условие и решите их в электронных таблицах.