Надежная защита организма. Урок-практикум по курсу "Мир вокруг нас" А.А. Плешакова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Вид: урок изучения нового материала.

Тип: урок на проблемной основе.

Форма проведения: урок-практикум.

Цели урока:

1. Обучающая цель: обеспечить условия для формирования представлений о коже. Раскрыть проблему целесообразности строения кожи. Выделить ее значение в приспособлении организма к окружающей среде;

2. Развивающая цель: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

3. Воспитательная цель: прививать любовь и заботу о собственном здоровье.

Оборудование: Мир вокруг нас. Учеб. для 3 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 /А. А. Плешаков.- 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2004., лупа, картины и таблицы.

Базовые понятия урока:

1. Кожа — наружный покров тела человека и животного.

2. Поры — мелкие отверстия в коже.

3. Микробы — мельчайшие живые существа.

4. Пигмент — красящее вещество.

5. Гигиена — раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, направленных на поддержание чистоты и здоровья.

Вопросы урока:

1. Значение кожи для организма человека.

2. Гигиена кожи.

План урока

Содержание этапов урока Виды и формы работы
1 Оргмомент Приветствие
2 Актуализация базовых знаний (обращение к личному опыту учеников). Мотивация Эвристическая беседа
3 Поиск и формирование новой темы Проблемный поиск
4 Изучение нового материала Практическая работа на основе наблюдений и опытов
  Мини-сообщения учащихся
5 Этап закрепления изученного Мини-блиц в форме вопросов ответов
  Моделирование изученного материала
Работа с кроссвордом
6 Этап контроля первичных знаний Тестовая работа
7 Подведение итогов Итоговые вопросы
8 Домашнее задание Подготовка сообщений и докладов по изученной теме

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация базовых знаний.

Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? (Ответы детей.)

Учитель: Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью... Да, многие люди стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Кроме этого многим хочется известности, почитания и славы. Как стать известным, прославиться? (Ответы детей.)

Учитель: Наверное, можно совершить какой-нибудь подвиг, изобрести что-то, но и подвиг, и изобретение должны быть полезны людям. Например, Гагарин или Королев (конструктор ракет), Колумб, Магеллан. Известными людьми становятся герои, изобретатели, путешественники, но для этого прежде всего нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд.

Как вы относитесь к пословице “Здоровый нищий — счастливее больного короля”. Ваше мнение?

Вывод: Таким образом, нам интересны люди, увлекающиеся чем-то, что-то изобретающие, хорошие мастера своего дела. Чтобы стать мастером, надо много знать и многое уметь.

Учитель: Что же еще нужно для счастья?

Учащиеся: Работа, близкие, родные люди, семья, самоуважение...

3. Поиск и формирование новой темы

Учитель: Приходилось ли вам болеть? (Ответы детей.)

Учитель: Чем больной человек отличается от здорового? (Ответы детей.)

Учитель: Встречаясь с людьми, мы говорим: “Здравствуйте”, а задумывались ли вы над смыслом этого слова?

Учитель: С древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: “Будь здрав”, позднее: “Будь здоров”, и, наконец: “Здравствуйте”. То есть люди желали здоровья друг другу.

Вывод: Здороваясь, люди желают друг другу здоровья, так как здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать.

Здоровье — необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека?

Учащиеся: Голова, туловище, руки, ноги.

Опыт №1.

Задание: Ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги и колени, руки и локти, спину.

Что вы прощупываете? Во всех ли частях тела есть кости?

Опыт №2.

Задание: Встаньте. Согните и разогните руки, ноги. Наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.

Что можно сказать о подвижности тела и его костей?

Вывод: Отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять, сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

Демонстрация скелета: Главными частями тела скелета являются кости головы: череп с челюстью; кости туловища — позвоночник с грудной клеткой; кости таза, кости рук и ног.

Что же связывает части тела в одно целое?

Учащиеся: Кости и кожа.

Учитель: Кожа защищает организм от ушибов, ран, царапин, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами. Какое еще назначение имеет кожа?

Наблюдение.

Учитель: Рассмотрите кожу. Потрогайте ее пальцами, потяните. Что можно сказать о коже?

Учащиеся: Кожа гладкая, мягкая.

Учитель: Обратите внимание — на местах сгибов (локти, суставы пальцев ног, рук, колени) кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки?

Опыт №3.

Учитель: Правой рукой захвати складки кожи на суставе, а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?

Вывод. Складки на коже нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.

Наблюдение.

Учитель: Рассмотрим кожу через лупу. Лупа — увеличительное стекло. Мы видим на коже маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами. Зачем коже нужны поры?

Опыт №4.

Учитель: Потрите крепко пальцем кожу лба. Приложите палец к бумаге или к стеклу — на них осталось жирное пятно, особенно в жаркое время года на коже выступает жир — кожа “осаливается”.

Зачем коже жир? Кто догадался?

Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.

Мини-сообщение.

Ученик 1. Если часто мыть руки с мылом, кожа на ветру быстро сохнет, шелушится, иногда трескается, и тогда люди сами смазывают кожу кремом или вазелином, восстанавливая смазку кожи. В противном случае из трещинок на коже выступает кровь, через трещины в организм могут попасть грязь и микробы, вызывая заражение, заболевания кожи.

Учитель: Через поры, находящиеся на коже, организм также дышит, выделяя газы и поглощая воздух. Через поры выделяется пот.

Мини-сообщение.

Ученик 2: Все мы видели пот — он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только мы замечаем его, когда потовыделение идет сильно, особенно в сильную жару. Это не случайно. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Таким образом, наш организм охлаждается сам, в любое время, испаряя влагу через поры кожи. Поры могут расширяться и сужаться - в жару они расширяются, и пота выступает больше — охлаждение идет интенсивнее. На холоде поры сужаются, и пот почти не выступает — иначе организм переохладится.

Учитель: Все вы знаете, что нельзя разгоряченному, потному человеку выходить раздетым, особенно на ветер. Объясните почему?

Учащиеся: На ветру сквозняк, пот очень быстро испаряется, резко охлаждая организм, это вредно - мы говорим, что человек простыл.

Учитель: Объясните, почему во время физической работы или занятий спортом у человека выделяется огромное количество пота?

Учащиеся: При интенсивной работе организм сильно перегревается и выделяет пот для его охлаждения.

Учитель: Объясните, почему после бани человек жадно пьет чай? Его мучает жажда.

Учащиеся: В бане организм человека, чтобы охладиться, выделил много пота и потерял слишком много влаги. Поэтому организм требует восстановить нужное ему количество влаги, вызывая у человека чувство жажды.

Наблюдение.

Учитель: Посмотрите еще раз на кожу через лупу. Вы увидите на коже волоски. Волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем они человеку?

Вывод: Дело в том, что человек когда-то вышел и дикой природы и его далекие предки были, как и многие животные, покрыты шерстью. Волоски на коже защищают кожу от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и кожа бы пересыхала.

5. Этап закрепления изученного материала.

1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов.

Что такое кожа?

Каково значение кожи?

Что такое поры?

Каково значение кожи в жизни человека?

Из каких частей состоит тело человека?

2. Моделирование схемы: “Значение кожи”.

Кожа

— защищает от ран, грязи, микробов;

— соединяет части тела;

— выделяет пот;

— дышит;

— согревает и охлаждает организм;

— участвует в обмене веществ и теплообмене;

— защищает от ожогов и солнечных лучей.

Итог: Мягкая, гладкая кожа соединяет все части организма человека, защищает его от ударов, ран, грязи, микробов, перегрева. Через поры организм смазывает кожу жиром, выделяет пот, охлаждая организм.

3. Работа с кроссвордом.

По горизонтали:

1. Верхние конечности человека.

2. Опора тела человека, состоящая из костей.

3. Наружный покров тела человека.

4. Густой покров на голове человека.

5. Нижние конечности человека.

6. Скелет головы человека.

Какое слово получилось по вертикали в рамке?

6. Этап контроля. Тестовая работа.

1. Выберите среди перечисленных понятий верное определение понятия “кожа”:

а) важный орган человека;
б) скелет человека;
в) наружный покров тела человека.

2. Какие функции выполняет кожа?

а) защищает от ран, грязи;
б) переваривает пищу;
в) дышит;
г) выделяет пот;
д) очищает кровь.

3. Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц;
б) скелет состоит из кожи;
в) скелет состоит из костей;
г) скелет состоит из сосудов.

4. Как нужно следить за кожей? Напиши 3—4 правила гигиены по уходу за кожей тела.

7. Подведение итогов.

Итоговые вопросы.

1. О чём говорили сегодня на уроке?

2. Что такое кожа?

3. Какие функции выполняет кожа?

4. Каково значение кожи для организма в целом?

5. Какие правила гигиены нужно соблюдать по уходу за кожей?

6. Для чего нужны поры?

7. Какую роль играют волоски на коже?

8. Домашнее задание.

Учебник: с. 136-139.

Индивидуальные задания: подобрать материал и подготовить сообщения о гигиене кожи на тему:

1. “Гигиена кожи тела”.

2. “Как нужно правильно загорать?”, “Первая помощь при солнечных ожогах”.

3. “Первая помощь при порезах кожи”, “Что делать, если поранился?”