Мониторинг – реальный фактор управления образовательным и воспитательным процессом в общеобразовательной школе

Разделы: Администрирование школы


Контроль – это проверка, инспектирование, в результате которого мы получаем констатацию фактов. Контроль предполагает возможность получения ответов на следующие вопросы:

  • Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы?
  • Кто способствовал достижению этих результатов?
  • В какой мере плановые мероприятия обеспечили достижение данных результатов?
  • Какие меры надо принять по результатам контроля?

Формулировать ответы на эти вопросы может только мониторинг, так как он показывает динамику изменений по одним и тем же показателям. Таким образом, мониторинг непосредственно связан с внутришкольным контролем и выступает помощником внутришкольного контроля. Мониторинг выполняет информационную функцию в рамках внутришкольного контроля.

Целью мониторинга в нашем образовательном учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.

Задачи мониторинга в образовательном учреждении:

  • разработка технологии отбора видов запросов к системе образования в школе и методик сбора информации;
  • сбор информации;
  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
  • обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
  • осуществление первичного анализа информации, классификация информационных массивов;
  • создание информационного банка;
  • выявление основных тенденций развития системы образования в образовательном учреждении;
  • создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
  • совершенствование технологии мониторинга системы образования в образовательном учреждении;
  • разработка основ и критериев стандартизации (нормализации)
  • системы образования в образовательном учреждении;
  • выявление сферы распространения передового педагогического опыта преподавания и его организационно-управленческого обеспечения.

Сферы мониторинга определяются сосредоточением основных направлений развития системы образования в образовательном учреждении:

  • обученность школьников;
  • уровень владения творческой деятельностью;
  • уровень воспитанности;
  • уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;
  • уровень жизненной защищенности, социальной адаптации.

Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его необходимо организовать и составить план.

План мониторинговых исследований на 2006 -2007 учебный год в МОУ “СОШ № 47 г. Чебоксары”

Тема мониторинга Объект Сроки Источник получения информации Ответственные
1 Уровень качества знаний и обученности учащихся на всех ступенях обучения Учащиеся

2- 11 классов

В течение года Контрольные срезы, итоговые оценки за четверть Зам. директора Данилова Л.Н.

Дубова Л.П.

Яковлев Н.П.

2 Физическое развитие учащихся 1-5-ых классов. Учащиеся

1-5 классов

Октябрь, май Индивидуальная карта ученика Леваков В.Е.- учитель физкультуры, учителя начальных классов, классные руководители
3 Изучение функциональной грамотности учащихся 6-10 классов. Учащиеся 6-10 классов Апрель Тестирование Данилова Л.Н.
4 Образовательные достижения выпускников Выпускники Октябрь Протоколы результатов ЕГЭ Яковлев Н.П.
5 Образовательные достижения учащихся Учащиеся

1 – 11 классов

Май Приказы по итогам олимпиад, конференций Яковлев Н.П.
5 Социальный заказ родителей Родители В течение года Анкетирование Данилова Л.Н.
6 Профильные потребности учащихся Учащиеся

9-классов

Апрель Анкетирование Психолог школы Трифонова А.Г.
7 Состояние работы курсов по выбору в предпрофильных классах. Учителя, ведущие курсы по выбору В течение года Опрос Яковлев Н.П.
8 Состояние здоровья учащихся Учащиеся школы В течение года Сведения медицинских осмотров Кутузова Е.В. – медицинский работник
9 Уровень кадрового потенциала педагогических работников. Педагоги Ноябрь База данных Яковлев Н.П.
10 Использование информационно-коммуникативных технологий педагогами школы Педагоги В течение года Журнал учета использования сети Интернет, журнал использования медиатеки Иванов С.Г. – учитель информатики

В нашем образовательном учреждении с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества знаний и обученности учащихся. Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

  • позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов,
  • подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ,
  • обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений,
  • исключает субъективизм в оценивании результатов,
  • облегчает труд учителя,
  • дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.

При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков, диаграмм. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям “увидеть со стороны” результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах. Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Статистическая обработка данных дает возможность:

  • определять относительное место учащегося в классе и параллели,
  • проводить ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру,
  • выделять группы учащихся с высокими и низкими показателями,
  • отследить динамику изменений результатов от года к году,
  • проводить сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам,
  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Мониторинг по учителям позволяет не ждать отрицательного результата в работе педагога, а заранее предсказать негативное явление с целью его избежания. Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. В этих условиях мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, принятия эффективных управленческих решений.

При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения. Проводится наблюдение за динамикой аттестации учащихся по четвертям, итогам года. Например, представляем мониторинг качества знаний учащихся МОУ “СОШ № 47 г. Чебоксары”.

Данная диаграмма наглядно показывает повышение показателя качества знаний в течение трех последних учебных годов. Управленческим решением по результатам мониторинга может явиться следующее – обобщить и распространить опыт работы педагогического коллектива по повышению качества знаний. Также благодаря мониторингу можно выяснить, что способствовало получению такой картины. Мониторинг позволяет педагогам фиксировать ошибки индивидуально каждого ученика, отмечать слабо усвоенные темы.

Мониторинг позволяет организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Ежемесячно анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.

В качестве инструментария для оценки развития образовательного учреждения сегодня можно предложить методику проведения школой самообследования по качеству образования, которая предусматривает проведение мониторинга деятельности всех структурных звеньев школы. А значит мониторинга совокупности всех свойств качества образования, которые определяют его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности школьников.

Мониторинг качества образования учреждения осуществляется под руководством его администрации. Непосредственное проведение работ по сбору, систематизации и обобщению информации, написанию анализа можно возложить на временные рабочие группы, формируемые из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений, функциональных подразделений. К работе можно привлекать на договорной основе и специалистов, представляющих научные и образовательные учреждения, исследовательские и управленческие структуры.

Проводя самообследование по итогам каждого учебного года, можно получить сравнительные данные по всем показателям и увидеть динамику существующих тенденций.

Если дополнить количественные показатели качественными характеристиками, то получится хороший материал для анализа работы школы за год. А также материал для самоаудита при подготовке к прохождению аттестации и лицензирования образовательного учреждения.

Мониторинг в управлении школой

Изменение характера образовательной деятельности в условиях рыночной экономики и потребностей школ приводят к необходимости выбора проблемного подхода к стратегии управленческих решений.

В логике проблемного подхода сначала проводится анализ состояния образовательной и любой иной деятельности в школе, затем проектируется желаемый результат и только после этого разрабатываются конкретные шаги перехода из реального в желаемое. Механизмом реализации проблемного подхода к стратегическому планированию наряду с внутришкольным контролем является мониторинг, являющийся источником достоверной информации.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений в следующих направлениях:

  • Использование информации для определения основных тенденций в развитии образовательного учреждения как образовательной системы, направленности и динамики основных процессов, резервов совершенствования УВП, критических точек и проблемных узлов, степени соответствий качества образовательных результатов выделяемым ресурсам и приложенным усилиям, эффективности действия механизмов обеспечения преемственности ступеней школы.
  • Выбор приоритетов политики образовательного учреждения в области качества, стратегической программы ее развития; корректировка и совершенствование образовательных и учебных программ, выбор концепции профильных классов, технологии обучения; выбор модели установления общественных отношений школы с социумом.
  • Принятие управленческих решений в отношении улучшения качества образовательного процесса; разработка и реализация программ качества, совершенствование методов и форм инструментария оценки, контроля и экспертизы качества образовательного процесса.
  • Формирование статистических баз данных, банков информации для осуществления динамического наблюдения за образовательным процессом, выстраивания стратегий управления им на продолжительных циклах.
  • Реализация принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, выбор направлений профильного обучения.
  • Информирование участников образовательного процесса о ходе и результатах образовательного процесса с целью формирования ценностно-мотивационного поля, достижения согласованности в действиях, формирования климата доверия и взаимопомощи.

Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Система документооборота может быть оптимизирована с отказом от традиционных планов мероприятия и введением в практику работы школы бизнес-плана управления качеством образования.

Основной особенностью муниципальной школы является персональная ответственность за учебный процесс каждого ученика. В связи с этим администрация должна владеть полной информацией о каждом ученике, состоянии его здоровья, психологических и личностных особенностях, его учебном дне, поведении, прилежании, посещении всех уроков и мероприятий, затруднениях, качестве взаимодействия с товарищами и педагогами. Эта информация помогает администрации принимать правильные управленческие решения в отношении индивидуального учебного плана каждого ученика, формировании учебных групп, выбора средств учебной мотивации учащихся.

Информация, полученная мониторингом, помогает спроектировать модель внутришкольного контроля, принять управленческие решения.