"Урок России" (внеклассное мероприятие)

Разделы: История и обществознание, Информатика, Внеклассная работа


(см. Приложение)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
  • способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности;
  • воспитывать у них уважительное отношение к символам своего государства и других стран.

План урока:

1. Символы государства.

2. Российский герб:

а) Святой Георгий Победоносец;
б) двуглавый орел;

3. Государственный флаг;

4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование урока: изображения российских флага и герба, слова текста гимна, музыкальная запись гимна Российской Федерации.

Ход урока

I. Cимволы государства

Сообщение темы и цели урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с символами Российской Федерации, их назначением и ролью в жизни каждого гражданина. Думаю, что этот урок – урок России запомниться вам надолго.

- Дети, как называется государство, в котором мы все живем? (Россия)

- Дети, а что для нас – Россия? Ответы

- Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

- Давайте послушаем стихотворение о Родине которое нам прочитает ученица 5а класса

Чекунова Алена

Родина

Слышишь песенку ручья?
Это - Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья
Это Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
Шум ветвей,
А в лесу смородина,
Это тоже Родина!

- Ребята, какие вы знаете символы нашей Родины?(ответы)

Если затрудняются с ответом, помогаю вопросами

- Какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников?(ответы)

- Какая музыка при этом исполняется? (ответ)

-У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Это - герб, флаг и гимн.

II. Российский герб.

- Ребята. Кто знает значение слова “герб”?

У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем “герб” (показываю название)

Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины - России.(показываю герб)

 

- Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного современного вооружения напоминает герб? (Щит)

О гербе вам расскажет Герасимова Ксения – ученица 5 класса

(В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла- скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями.

Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России о других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

- Ребята, а где мы можем увидеть изображение герб?

(Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах . Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.)

а) Святой Гергий Победоносец.

- Ребята, а как называют всадника, изображенного на гербе? (Георгий Победоносец)

О нем нам расскажет Камалов – ученик 5 класса

(Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. На Руси его именем часто называли детей- оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение .Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь- отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение Всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы - Столицы России.)

Учитель: “Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия - символ зла.”

б) Двуглавый орел

Учитель - На гербе мы видим изображение орла. Чем оно необычно?

(ответы детей - у орла две головы)

Две головы, ребята, символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно

На Запад и на Восток.

- А почему у него подняты крылья?

(ответы детей - орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знала, что Россия - могучая страна.

III. Государственный флаг

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)

 

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности - они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

- Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

  • Белый цвет означает - мир, чистоту.
  • Синий - небо, верность и правду.
  • Красный - храбрость.

Все эти три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

- Когда поднимают флаг?

(ответы. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)

Мы гордимся нашим флагом - ему уже более трехсот лет.!

IV. Государственный гимн

- О каком символе России мы еще не поговорили? (ответы о гимне)

- А вы знаете, что такое гимн?

Гимн- это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях-каких? (ответы)

- Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.

- Зачем же это делают?

Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях:

- в дни торжественных праздников, собраний. Когда производятся парады. Когда исполняется гимн. Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия.

Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна более 50 лет.

Итог урока:

- О чем шла речь?

- Что самое главное вы поняли сегодня?

Надеюсь, что эта беседа останется в вашей памяти на долгое время. Спасибо за урок.