Урок по теме: "Порядок действий"

Разделы: Информатика


Дидактическая цель урока: подготовка к введению понятия "алгоритм.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить определять порядок действий;
  • подготовить к введению понятия “алгоритм”;
  • формировать навыки работы с клавиатурой.

Воспитательные:

  • повысить мотивацию учащихся путем игрового изложения материала;
  • сформировать у учащихся познавательную потребность, интереса к предмету.

Развивающие:

  • развить мыслительные операции, память, внимание;
  • развить у школьников навыки самостоятельной работы.

Тип урока: урок объяснения нового материала с игровыми элементами.

Оборудование:

  • ребус, сказочные герои: Доктор Айболит, Бармалей;
  • рисунки Бармалея для составления портрета, карточки для самостоятельной работы: портрет второго пирата, последовательность действий по сказкам;
  • программное обеспечение “Дальние страны” (КиД).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы занятия. Постановка проблемы

Учитель: Для того, чтобы узнать тему нашего урока вы должны разгадать ребус.

 

Учитель: Давайте вспомним правила разгадывания ребусов.

Учащиеся:

  • Если перед рисунком стоит запятая, то нужно убрать первую букву.
  • Если после рисунка стоит запятая, то нужно убрать последнюю букву.
  • Сколько запятых, столько букв нужно убрать.
  • Если возле рисунка выписан ряд цифр, это означает, что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставив их в том порядке, в каком расставлены цифры.

Портрет – убираем 4 последние буквы, остаётся ПОР.

Колдунья – К1-О2-Л3-Д4-У5-Н6-Ь7-Я8, переставляем буквы местами, получается ЯДОК.

Посейдон – П1-О2-С3-Е4-Й5-Д6-О7-Н8, переставляем буквы местами, получается –ДЕЙС.

Отвёртка - убираем 1 букву и 5 последних, остаётся ТВ.

Леший - убираем 3 первых буквы, остаётся ИЙ.

Учитель: Что же у нас получилось?

Учащиеся: ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ.

Учитель: Молодцы! Откройте тетрадь, запишите число и тему урока: “Порядок действий”.

У нас сегодня гость. Угадайте кто он.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит –
Это доктор …

Учащиеся: Доктор Айболит.

Учитель: У него горе к нему не ходят лечиться звери. Доктор Айболит спокойно сидел под деревом и лечил зверей. Как вдруг неизвестные взяли и перепутали порядок действий в сказках.

На прошлом уроке мы с вами говорили о сказках. Что произойдёт, если перепутать последовательность действий?

Учащиеся: Смысл сказки поменяется.

Учитель: Доктору Айболиту рассказали, как выглядят разбойники.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
…!

Учащиеся: Бармалей.

III. Объяснение нового материала:

Учитель: Для того, чтобы поймать Бармалея, нужно составить его портрет, расположив все рисунки в правильном порядке.

Какое действие будет первым? Что сначала нужно нарисовать?

Учащиеся: Голову

Учитель: А вторым?

Учащиеся: Глаза.

Учащиеся: работа у доски – составление портрета Бармалея переставляя рисунки.

  1. Нарисовать голову
  2. Усы
  3. Шляпу.
  4. Полоски на рубашке – тельняшку.
  5. Сапоги.
  6. Меч.
  7. Кобуру с пистолетом.

517

2648

3

Учитель: Молодцы! Мы нарисовали портрет и Бармалея поймали. Но скажите, он один разбойничал, или у него есть ещё команда пиратов?

Учащиеся: Есть команда.

IV. Закрепление навыка определять порядок действий

Учитель: Для того, чтобы поймать ещё одного злодея составим его портрет.

Взгляни на страшного злодея,
И сам весь путь карандаша
Затем проделай, не спеша.
Работы предстоит немало:
Каким рисунок был сначала?
В каком порядке возникали
Все пиратские детали?
Потренируйте ум и глаз!
(Разбойник не укусит вас!)

Учитель: Если при составлении портрета Бармалея мы двигали рисунки, то сейчас вам придётся найти нужный рисунок и записать букву. Всего получится 6 букв.

Учащиеся: работа самостоятельно.

Учитель: Что сейчас делали?

Учащиеся: Составляли портрет.

Учитель: Что нужно было сделать, чтобы составить портрет?

Учащиеся: Поставить действия по порядку и записать буквы ДАЕГБВ.

Учитель: Теперь, когда все пираты пойманы, нужно расставить все действия в сказках по порядку. Прочитайте действия.

Учащиеся:

Я вас чаем угощу.
И купила самовар.
Муха по полю пошла.
Пошла муха на базар
Муха денежку нашла,
Приходите тараканы!

Учитель: Как вы думаете, из какой сказки эти действия.

Учащиеся: “Муха-Цокотуха”.

Учитель: Какое из этих действий нужно поставить первым?

Учащиеся: Муха по полю пошла.

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру один. Какое действие выполняется затем?

Учащиеся: Муха денежку нашла.

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру два. Какое следующее действие?

Учащиеся: Пошла муха на базар.

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру три. Какое действие выполняется затем?

Учащиеся: И купила самовар.

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру четыре. Какое следующее действие?

Учащиеся: Приходите тараканы!

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру пять. И какое последнее шестое действие?

Учащиеся: Я вас чаем угощу.

Учитель: Поставьте цифру шесть.

Учитель: Прочитайте действия.

Учащиеся:

Испугался крокодил,
В небо выкатилось.
Завопил, заголосил,
А из пасти из зубастой Солнце выкатилось,

Учитель: Как вы думаете, из какой сказки эти действия.

Учащиеся: “Краденое солнце”.

Учитель: Какое из этих действий нужно поставить первым?

Учащиеся: Испугался крокодил.

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру один. Какое действие выполняется затем?

Учащиеся: Завопил, заголосил.

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру два. Какое следующее действие?

Учащиеся: А из пасти из зубастой Солнце выкатилось.

Учитель: Поставьте перед этим действием цифру три. И какое последнее четвёртое действие?

Учащиеся: В небо выкатилось

Учитель: Поставьте цифру четыре.

Учитель: Что мы сейчас делали?

Учащиеся: Расставляли действия по порядку, чтобы получилась сказка.

V. Контроль полученного навыка

Учитель: Следующие две сказки вам нужно будет исправить самостоятельно.

Учащиеся:

6. Под кровать!
3. Я за книжку,
5. И вприпрыжку
2. Свечка – в печку!
1. Я за свечку,
4. Та – бежать

5. Стала петь мышонку утка:
1. Побежала мышка-мать,
3. - Приходи к нам, тётя утка,
2. Стала утку в няньки звать:
6. - Га-га-га, усни, малютка!
4. Нашу детку покачать.

Учитель: Какие две сказки получились?

Учащиеся: “Мойдодыр”, “Сказка о глупом мышонке”.

Учитель: Прочитайте сказки “Мойдодыр”, “Сказку о глупом мышонке”.

Учащиеся: читают выполненное задание.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы из простых предложений получилась сказка.

Учащиеся: Поставить действия в правильном порядке.

VI. Физминутка:

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке. (учащиеся машут руками)
Жу – жу - жу, жу – жу - жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, (раскачиваются)
Низко-низко наклоняюсь. (наклоняются)
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке (учащиеся показывают).
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются),
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях (учащиеся машут руками).

VII. Работа на компьютере

Учитель: Бармалей и его команда могут стать добрыми, больше не портить сказки, и не обижать зверей, только в том случае, если звери оживут и вернутся в свои сказки.

А для того, чтобы они ожили, вы должны помочь доктору Айболиту сделать лекарство. Вы согласны помочь?

Учащиеся: Да.

Учитель: На экране монитора животное, но оживить его не так уж просто. Для этого нужно в начале назвать по порядку числа, а тогда компьютер поможет дорисовать картинку на экране. Управление курсором осуществляется с помощью управляющих стрелок. Поместив курсор-квадрат на выбранное число, нажмите клавишу ввода. Если число выбрано верно, на экране появится продолжение рисунка и животное оживает. В случае ошибки раздаётся звуковой сигнал. Для того чтобы перейти на следующий лист с животным, нужно нажать звёздочку “*” на дополнительной, правой клавиатуре.

Учащиеся: выполнение задания.

VIII. Физминутка для глаз

IX. Подведение итогов урока

Учитель: Что вы сейчас делали, чтобы оживить животных?

Учащиеся: Располагали цифры в правильном порядке.

Учитель: Что ещё может располагаться по порядку?

Учащиеся: Дни недели, месяцы в году, буквы в алфавите.

Учитель: Могут ли выполняться в определённом порядке действия? Давайте вспомним, что и когда мы делаем по порядку?

Учащиеся: Собираем конструктор, решаем задачу, делаем аппликацию.

Учитель: Животных мы оживили, Бармалей со своей командой стал добрым и они все благополучно вернулись домой.

Учитель отмечает ребят, которые наиболее активно работали на данном уроке.

Литература

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение. 1991.
  2. Зарецкий Д.В. и др. Информационная культура: Модуль: Класс1: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1995.
  3. Козак О.Н. Загадки и скороговорки. СПб.: СОЮЗ, 1997.