Внеклассное мероприятие по литературе. "Пишем книгу "Знаменитый россиянин"

Разделы: Внеклассная работа


Слово “нестандартный” для всех понятно. Значит “оригинальный, непривычный”, выходящий за рамки классической, традиционной формы проведения урока. Цель подобных занятий тоже понятна: привитие любви и интереса к литературе, чтению художественных произведений. Конечно же, такие уроки нам просто необходимы! Особенно сейчас, когда мы вынуждены конкурировать не только с телевидением, но и с компьютерами. Не секрет, что из-под палки ребёнок может прочитать одно-два произведения, но пользы от такой работы будет очень мало. Чтобы чтение стало систематическим, да ещё и сопровождалось работой с критическими статьями, необходим интерес. Пробуждению интереса способствуют нестандартные уроки, которые являются настоящими праздниками как для учащихся, так и для учителя.

Что же касается “нестандартных интегрированных уроков по вертикали”, то, пожалуй, это новое направление в преподавании предмета. Как и всё новое, оно возникло на хорошо забытом старом. Ещё не так давно, лет 20-30 назад, популярны были в школе литературные вечера, кружки, когда вместе собирались ребята разного возраста, но занятие посвящалось творчеству одного писателя. На уроке, о котором пойдёт речь в данной статье, также присутствовали одновременно учащиеся разных классов, и поднятые вопросы, проблемы были связаны с творчеством одного писателя, произведения которого изучаются ребятами именно в этом учебном году. Подобные формы проведения урока вольно или невольно заставляют учащихся обращаться к дополнительному материалу, идти в библиотеку. Этого очень не хватает современному школьнику. При проведении аналогичных занятий очень важно продумать так работу, чтобы одновременно были задействованы все. Пока основными выступающими будут малыши, десятиклассники могут оценивать ответы, давать рецензии. К ответам старшеклассников учащиеся 5-го и 7-го классов могут придумывать иллюстрации и т. д.

Интеграция по вертикали в какой-то степени перекликается со структурой концентрового обучения. Например, на обобщающем уроке по творчеству И. С. Тургенева уже в 5-ом классе дети не только узнают о книге “Записки охотника”, но и услышат отрывки из некоторых произведений, ещё не изученных ими, увидят иллюстрации к ним. У семиклассников же произойдёт первичное знакомство с романом “Отцы и дети”. Десятиклассники, в свою очередь, вспомнят то, что читали уже давно.

Цели и задачи урока:

  • На основе изученных произведений, а также знаний, приобретенных самостоятельно, обобщить и систематизировать материал о жизни великого писателя И.С.Тургенева.
  • Развивать умения и навыки самостоятельно работать с текстом, применять полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать аргументированную личную точку зрения; способность к интеллектуальному творчеству.
  • Способствовать формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к её роли в идейно-образной структуре.
  • Работать над развитием творческих способностей учащихся, мышления, памяти, речи, приобщать их к книжной культуре, пробуждать интерес к чтению произведений И.С.Тургенева.
  • Расширять словарный запас учащихся.

Оборудование урока:

  • портреты писателя, его родственников и современников;
  • выставка книг о жизни и творчестве писателя;
  • произведения И.С.Тургенева;
  • макет книги, которую учащиеся “напишут” на занятии;
  • музыкальные записи (музыка “Аве Мария” Баха-Гуно, романс “В дороге” на стихотворение И.С.Тургенева, музыка Абаза, музыка П.И.Чайковского “Осенняя песня”)

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня не совсем обычный урок литературы. У нас с вами интегрированный урок по вертикали, в котором принимают участие ребята из 5-го, 7-го и 10-го классов. Мы “напишем” книгу о нашем великом россиянине Иване Сергеевиче Тургеневе.

Этот урок будет своеобразным зачётом, где вы продемонстрируете свои знания о жизни и творчестве замечательного писателя-классика. Также мы будем работать над развитием творческих способностей, мышления, памяти, речи, приобщаться к книжной культуре.

На протяжении вот уже многих лет сложилась большая библиотека, посвящённая жизни и творчеству Тургенева. Часть её представлена на нашей выставке (выставка книг о жизни и творчестве писателя). Вы хорошо знакомы с этими книгами, так как работали с ними при подготовке к уроку.

Сегодня и мы внесём посильный вклад в собрание библиотеки и напишем книгу о великом писателе, в которой отразим своё понимание, восприятие творчества Тургенева.

2. Знакомство с обложкой книги.

Я предлагаю вот такую обложку.

3. Портрет.

Итак, мы открываем книгу и на первой странице часто видим портрет писателя или человека, о котором пойдёт речь.

Нам хорошо известен словесный портрет писателя. Послушайте, пожалуйста, и вспомните, кто автор следующих слов. (К уроку был дан список книг для самостоятельного чтения; задания составлены с опорой именно на эти книги.)

“Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались…простотой и отсутствием аффектации (словарная работа). Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей…(Пётр Алексеевич Кропоткин).

- А что вы знаете о Кропоткине? (Он жил примерно в одно время с Тургеневым (1842 – 1921). По происхождению – князь, русский революционер, географ и геолог. А также оставил труды по этике, социологии, истории).

- Вот какие портреты нарисовали вы, ребята. Я предлагаю все их включить в нашу книгу.

- А кто из признанных художников писал портреты Тургенева? (Репин, Перов, братья Курнаковы и др.)

4. Глава первая. “Детство. Отрочество. Молодость.”

- А теперь мы переходим к написанию 1-ой главы. Как правило, книга о каком-либо человеке начинается с рассказа о его детстве, отрочестве, молодости. Поэтому первая глава нашей книги так и называется. (Об этом периоде жизни собирали материал учащиеся 5-го и 7-го классов, их спрашиваю в первую очередь, десятиклассники могут дополнять.)

- Скажите, пожалуйста, какое событие, связанное с Тургеневым, произошло в 1818 году? (В этот год родился Иван Сергеевич, и мать великого человека, Варвара Петровна, записала в своём дневнике: “Сегодня, 28 октября, в полдень, в Орле, я родила сына, назвала Иваном”).

- Чем был памятен Тургеневу 1829 год? (Когда Тургеневу исполнилось 11лет, его отвезли в Москву учиться в частный пансион, где он не только утвердился в языках, французском и немецком, но и прекрасно узнал английский, и поэтому мог читать в оригинале произведения лучших зарубежных писателей. Именно там учитель русского языка на сочинениях Карамзина, Жуковского, Батюшкова привил будущему писателю любовь к русской литературе.)

- Что значил в жизни Ивана Сергеевича 1834 год? (В этом году Тургеневу исполнилось 16 лет, он блестяще выдержал экзамен в Московский университет, но учиться ему там не пришлось, так как осенью умер долго и тяжело болевший отец, Сергей Николаевич.)

- Что случилось в 1835 году? (Тургенев поступил в Петербургский университет. Здесь профессором русской словесности был Пётр Александрович Плетнёв – друг Пушкина, писатель, добрейший человек. В его доме Иван Сергеевич познакомился с Кольцовым, Гоголем, видел однажды самого Пушкина.)

- Чем знаменателен 1838 год? (В этом году Тургенев окончил Петербургский университет и, сознавая недостаточность своего образования, уехал доучиваться в знаменитый тогда Берлинский университет.)

- Какое или какие памятные события произошли в 1843 году? (Во-первых, Тургенев познакомился с Виссарионом Григорьевичем Белинским, который написал рецензию на поэму “Параша”. Этим произведением Тургенев вступил на литературное поприще. Белинский восторженно отозвался о поэме. Знакомство быстро переросло в дружбу. Белинский помог Тургеневу поверить в своё призвание, в великое общественное предназначение. Во-вторых, 1-го ноября 1843 года, когда Ивану Сергеевичу было 25 лет, он повстречался с 22-летней французской певицей Полиной Виардо, приехавшей на свои первые гастроли в Петербург. Полюбил её страстно, любовь оборвалась лишь через 40 лет вместе со смертью писателя.)

(Учитель подводит итог устного опроса, а в это время ассистент собирает листы с материалом для этой главы, их ребята готовили дома.)

5. Глава вторая. “Тургенев в кругу друзей и родственников”.

- Рассказывая о детстве, отрочестве, молодости, вы называли имена людей, родных и близких Ивану Сергеевичу, которые как-то повлияли на его жизнь, судьбу. Наша следующая глава называется “Тургенев в кругу друзей и родственников”. Как вы думаете, о ком из предков Тургенева и его современников надо рассказать? (Учащиеся 5-го класса, как правило, рассказывают о матери, об отце, старшеклассники – о знаменитых предках: о Петре Тургеневе, Якове Тургеневе; много материала находят ребята о дружбе с Белинским, о любви к Полине Виардо, прозвучат и такие имена, как Гончаров, Толстой, Островский, Григорович и др. – сотрудники журнала “Современник”.)

Когда прозвучит имя Полины Виардо, уместно будет сделать “лирическое отступление”:

“Они встретились в 1843 году в Петербурге, когда Полина Виардо приехала на свои первые в России гастроли. Ему – 25, ей – 22. Думая о Полине Виардо, Тургенев в стихах в прозе писал: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Нужно сказать, что отношение к любви, к женщине у людей тургеневского поколения было особое. Они буквально обожествляли это великое чувство, видели в нём великий дар. Любящий человек окружался ореолом, выделялся из толпы смертных. Но именно в силу высокой одухотворённости, такая любовь не выдерживала испытания реальностью, разбивалась о жизненную прозу. Тургенев и сам испытывал эту жизненную драму на собственном опыте. Однако он всегда принимал любовь, несмотря ни на что, как великий божественный дар”.

Чтение наизусть учащимся 10-го класса (предварительная подготовка) стихотворения в прозе “Стой!” под музыку “Аве Мария” Баха –Гуно.

(Подведение итогов работы над данной главой.)

6. Глава 3 “Слово о писателе”.

- Тургенев обладал особенным талантом. Во всех его произведениях видна тёплая, любящая личность, сочувствие к человеку вообще, к природе, к женщине, ребёнку, даже к животным, а больше всего к России, к родине. И естественно, такая яркая личность не могла остаться в тени. О творчестве Тургенева высказывались как его современники, так и люди, жившие много лет спустя. Поэтому наша следующая глава называется “Слово о писателе”. Вот, например, как отзывался Салтыков-Щедрин о произведениях И. С. Тургенева: “Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?”

- А чьи высказывания вы предлагаете включить в эту главу? (Учащиеся зачитывают высказывания об И.С.Тургеневе, о его творчестве, подобранные к уроку. После опроса учитель подводит итог работы.)

7. Глава 4 “Начало литературной деятельности” (1847 – 1852 гг.).

- Один из биографов Тургенева рассказывает: “В начале 40-х годов его представляли новым знакомым как “молодого помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и плохого стихотворца”. Примерно через 10 лет мало кому известный литератор сделался самым популярным русским писателем. Его ожидала колоссальная слава. Не за горами было время, когда Тургеневу стали платить самые высокие гонорары – лишь бы добиться его сотрудничества. И хоть начинал Тургенев как поэт, завоевал он публику прозой. В 4-ую главу я предлагаю включить произведения, принёсшие писателю известность. (Здесь речь пойдёт о первом рассказе – “Хорь и Калиныч” и о некоторых других, вошедших в цикл “Записки охотника” -- “Бежин луг”, “Бирюк”, о повести “Муму”, т. е. задействованы будут, в основном, дети 5-го и 7-го классов. Если 10-тиклассники хорошо знают данный материал, им можно предложить другую работу: проверить и отредактировать материал 5-ти- и 7-миклассников – всё,что дети предлагают включить в книгу, они оформляют на альбомных листах; в таком случае старшеклассников можно назвать стилистами – “Работает группа стилистов”.)

1) – Какое произведение принесло Тургеневу славу? (Это рассказ “Хорь и Калиныч” из “Записок охотника”, опубликованный в 1847 году в журнале “Современник”, которым руководил Н. А. Некрасов и И. И. Панаев.)

- Что вам известно о цикле рассказов “Записки охотника”? (После того как был опубликован рассказ “Хорь и Калиныч”, воспринятый читателями восторженно, рассказы Тургенева в “Современнике” стали печататься регулярно – из номера в номер. Они были очень просты по содержанию. Некий барин-охотник бродил по российским лесам, лугам, деревням в сопровождении крестьянина Ермолая, знакомился с помещиками и мужиками, любовался природой и обо всём этом повествовал – безыскусно, но незабываемо. Сначала власти “не оценили по достоинству” рассказы. В 1852 году “Записки охотника” вышли отдельным изданием – и оказались под цензурным запретом. В течение 7 лет книга оставалась запрещённой. Здесь уместно спросить у детей, что крамольного нашли власти в книге.)

- В 1852 году И. С. Тургенев был арестован на 1 месяц и сослан на жительство на год в родовое имение. За что? (Во-первых, за “Записки охотника”. Во-вторых, в 1852 году умер Н. В. Гоголь, и Тургенев написал некролог. Так как власти не слишком жаловали Гоголя, в опале оказался и Тургенев.)

- Какое произведение написано Тургеневым в 1852 году в ссылке в Спасском-Лутовинове? (“Му-му”). Что стало основой для написания повести? (Реальная история об обращении матери, Варвары Петровны, к немому крепостному)

(Например такие вопросы помогут учителю проверить, какие сведения из биографии писателя известны детям.)

2) – А теперь проверим, насколько внимательно прочитаны вами произведения.

- Узнайте, о ком идёт речь.

а) “Редко…случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза”. (Бирюк – Фома, очерк “Бирюк”)

б) “…мужчина 12-ти вершков роста; сложенный богатырём и глухонемой от рождния…Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки взрезывал упругую грудь земли… Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…” (Герасим, “Му-му”)

в) “…человек лет 40, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головой. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда… (он) был человек самого весёлого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался руками за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой…без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог”. (Калиныч, очерк “Хорь и Калиныч”)

г) “…мальчик лет 10, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного (словарная работа) и одет довольно бедно”. (Костя, четвёртый мальчик, сидевший у костра; очерк “Бежин луг”)

д) “…состояла в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и учёной прачке, поручалось одно тонкое бельё). Это женщина лет 28-ми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке… С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое…Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила… (Повесть “Му-му”, Татьяна).

(Если ребята узнают персонаж по первым строчкам, можно предложить им самим продолжить описание героя.)

3) – Как легко представить себе и вспомнить литературного героя, настолько просты и естественны описания. Читая, анализируя и пересказывая отрывки признанных классических произведений, мы обогащаем и совершенствуем свою речь.

В “Записках охотника” и “Му-му” мы видим картины нищеты, унижения, тяжёлой жизни крестьян. Людям, которые во многом лучше своих господ, живётся страшно тяжело. И это подчёркивается описание жилищ героев.

- Кто из вас помнит и может рассказать, как выглядела каморка Герасима (вопрос для учащихся 5-го класса), жилище Бирюка (вопрос для учащихся 7-го класса).

- Что вас больше всего поразило?

- Что общего в этих описаниях?

- На этом мы заканчиваем работу с 4-ой главой нашей книги. (Подведение итогов работы учащихся можно проводить на каждом этапе, а можно “в конце главы”.)

8. Глава 5. “Вершина творчества” (1856 – 1865 гг.)

- Следующая, 5-ая глава, называется “Вершина творчества”. Мы будем говорить о произведениях, созданных писателем с 1856-го по 1865-ый годы. Назовите эти произведения.

(1856г. – “Рудин”, “Фауст”; 1858г. – “Ася”; 1859г. – “Дворянское гнездо”; 1860г. – “Накануне”, “Первая любовь”; 1862г. – “Отцы и дети”).

Один из родителей предложил иллюстрации к некоторым из этих произведений. Посмотрите внимательно. Вспомните название произведения, имя и фамилию литературного героя и расскажите, к какому эпизоду представлена иллюстрация.

(Так как в данном случае были такие литературные герои, как Кирсановы, Евгений Базаров Рудин, Наталья, то работа на данном этапе будет со старшеклассниками. Младшим же школьникам можно предложить задания.

Для 5-го кл.: - Если бы вы были художниками и вам предложили сделать иллюстрации к данным произведениям, в одежду какого цвета вы бы одели героя?

Для 7-го кл.: - Как вы считаете, как автор относится к данному герою: положительно или отрицательно? Почему вы так решили?

Свои рассуждения ребята могут изложить письменно, тогда при подведении итогов надо собрать листочки.)

9. Глава 6. “Тургенев и искусство”.

(Название этой главы заранее не объявлялось детям, так как над материалом работали старшеклассники, и, чтобы привлечь внимание младших, можно предложить им самим, слушая ответы ребят, придумать название главы.)

Литература, живопись, музыка вдохновляли Тургенева, служили источником его творческой фантазии. Он говорил: “… музыкальные впечатления я всегда ставил на первое место (в ряду впечатлений от произведений искусств) – для меня так: впечатления музыкальные, потом литературные, потом живопись”.

Давайте и мы последуем этому плану.

Широко известно, как нравилась Тургеневу музыка Бородина, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, романсы Даргомыжского. Но всё-таки можно с уверенностью утверждать, что наибольшее влияние на писателя оказали музыкальные вторники и субботы Полины Виардо. Под впечатлением от пения любимой женщины рождались и некоторые стихотворения в прозе.

Послушайте. (Чтение стихотворений наизусть 10-классниками. Например, “Как хороши, как свежи были розы” читает подготовленный ученик, а малыши, внимательно слушая, должны придумать название ему. Можно ограничиться одним стихотворением, а можно озвучить несколько.)

семиклассников спросим, каков жанр услышанных произведений, его признаки.)

- Тургенев всегда “стоял” рядом с музыкой, даже сам пробовал сочинять. Не случайно его некоторые стихотворения, сочинённые им в самом начале литературной деятельности, положены на музыку, стали романсами и популярны до сих пор. Например, П. И. Чайковский положил на музыку стихотворение “Нет, только тот, кто знал”. Абаза написал музыку к стихотворению “В дороге”. Это и сегодня распространённый романс. Послушаем его.

(Прослушивание романса.)

Подведение итогов. Вопрос к младшеклассникам: “Как же назовём эту главу?”

10. Глава 7. “Осень жизни Тургенева. Смерть и бессмертие”.

(Материал читают наизусть специально подготовленные учащиеся. Под музыку Чайковского “Осенняя песня”. Можно использовать мультимедийный экран.)

Осенний вечер…Небо ясно,
А роща вся обнажена –
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет – по песку аллей широких
Все улеглись и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далёких
Безмолвно спит печальный ряд…
Как в сердце грустном дней далёких
Безмолвно спит печальный ряд…

80-е годы 19-го века. Франция. Для Тургенева наступает осень его жизни. Настали тёмные тяжёлые дни… сбываются давние его предчувствия. Тургенев пишет отъезжающему в гостеприимное Спасское Полонскому: “Когда вы будете в Спасском – поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу”.

Последние слова Тургенева переносили его на просторы родных орловских лесов и полей, к тем людям, которые жили в России и помнили о нём.

“Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – е то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…воздух молоко парное!”

Кто знает, не эти ли картины жизни вольной русской деревни проносились в его угасающем сознании, когда 22 августа1883 года, в 2 часа пополудни, оставил он мир земной?..

После смерти черты лица его приняли спокойный, ласковый и мягкий характер, - следы страдания исчезли.

Россия торжественно похоронила его, согласно завещанию, со всеми почестями, достойными его замечательного таланта.

Открылась новая страница его судьбы: жизнь после смерти, его бессмертие.

Хоть Тургенев долгое время и жил за границей, но и в России, как и во Франции, к нему все относились восторженно, как к любимому писателю.

Никто ещё из русских за границей не удостаивался таких почестей по смерти, как Тургенев. Смерть его была событием для всего Парижа, над гробом его говорили речи знаменитейшие французские писатели, и тело провожала до вокзала целая масса народу.

Но особенно торжественно встретила и проводила в могилу своего любимого поэта, прославившего во всём мире русское имя, Россия.

Похороны Тургенева в Петербурге на Волковом кладбище 27 сентября 1883 года собрали несколько десятков тысяч народу всех званий, состояний, пола и возраста. До 3-х тысяч депутатов (выборных, уполномоченных) от всех журналов, газет, городской думы, разных обществ, от учёных заведений, мужских и женских, даже от крестьян, несли пред гробом, в процессии от Варшавской железной дороги, по которой прибыло из-за границы тело, до 250 венков, число коих на пути увеличилось до 300.

Процессия с пением “Святый Боже” тянулась между стоявшим по обеим сторонам улиц народом чуть не на две версты. В церквах по всей России служили панихиды; в честь покойного учредилось много школ, постоянных стипендий учащимся, названных в честь покойного его именем. Похороны Тургенева, точно так же, как и торжественное открытие памятника первому русскому поэту Пушкину в Москве, в июне 1880-го года, на которое тоже съехались депутации со всей России, - события у нас дотоле неслыханные и имеющие великое значение.

Благодаря своему широкому образованию, связям и жизни за границей, где он при богатстве мог жить где и как хотел, гостеприимно открывая свой дом для всех образованнейших и талантливейших иностранцев, благодаря хорошим переводам, разнообразию содержания своих сочинений, тщательно обработанному таланту и обаянию своей собственной личности, Тургенев, первый из русских писателей, получил широкую известность во всём просвещённом мире. Ознакомившись с сочинениями Тургенева, иностранцы стали интересоваться Россией, уважать её и переводить других великих писателей. И в этом немалая заслуга Тургенева перед родиной.

- На этом мы закончим работу над 7-ой главой и перейдём к следующей, 8-ой главе.

11. Глава 8. “Родине поклонитесь”.

- 8-ая глава книги называется “Родине поклонитесь”.

Эти слова были сказаны умирающим Тургеневым за границей, но, несмотря на долгую жизнь вдали от Родины, он всегда был и оставался русским писателем. И не случайно его первая книга была о России, о её умном, талантливом народе, о незабываемых русских пейзажах.

Вот в эту главу мы и включим отрывки из произведений Тургенева – описания природы.

“Ведущими специалистами” этой главы у нас будут учащиеся 5-го и 7-го классов, а для 10-классников мы приготовили задания. Слушая выступления своих младших “коллег”, постарайтесь вспомнить и назвать произведение, из которого звучит отрывок. (Малыши заучили наизусть пейзажи из понравившихся произведений Тургенева.)

Подведение итогов.

Чародеем художественного слова и неподражаемым мастером пейзажа вошёл Тургенев в литературу. Чехов писал, что Тургенева не забудут, “… пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока ещё кричат кулики и плачут чибисы…”

12. Глава 9. “Тургеневские места”.

Тургеневские места… Сколько их, городов, сёл, дорог, связанных с именем писателя?! Об этом можно написать целую книгу. Мы же выделили главу, которая так и называется “Тургеневские места”.

Среди многих было одно, куда Тургенев неизменно возвращался.

- Что это за место?

(Это родовое имение Спасское-Лутовиново). Без него писатель не представлял себе России, Родины…

- А какие ещё “тургеневские места” вам известны?

Подведение итогов (собрать листочки).

13. Глава 10. “Тургенев глазами читателей XXI-го века”.

Современники высоко ценили Тургенева. А что значит творчество Тургенева для нас? Его творчество настолько всеобъемлюще, что включает в себя всё, заставляющее трепетать сердце. Это и нежная, трепетная влюблённость, и первая любовь с её радостями и разочарованиями. Это полные мягких красок описания родной природы, и вечная мысль – о судьбах России…

Невозможно всё это вместить в одно занятие. Как говорил Козьма Прутков, “нельзя объять необъятное”.

У каждого из вас своё, личностное восприятие Тургенева. Последняя глава нашей книги называется “Тургенев глазами читателей XXI-го века. Материалом к этой главе станут мини-сочинения на тему “Мой Тургенев”, которые вы приготовили дома.

Прослушивание некоторых работ. Подведение итогов.

14. Итог работы над книгой.

- Вот мы и закончили работу над книгой “Знаменитый россиянин. Страницы жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева”. Как вы думаете, наша книга найдёт своего читателя или будет лежать на полке мёртвым грузом? Кого может заинтересовать книга? Чем она может привлечь внимание читателя?

- Интересно ли вам было составлять книгу?

- Какую главу особенно интересно было писать? Почему?

15. Итог урока.

- Наше занятие подошло к концу. Понравилась ли вам такая форма проведения урока? О ком бы вам ещё хотелось написать книгу?

Использованная литература.

1. “Вечных истин немеркнущий свет”, Пряжа, 1994 г.

2. Всевозможные книги о жизни и творчестве И. С. Тургенева.