Сценарий занятия по психогимнастике по мотивам башкирских богатырских сказок

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие проводится с целью обучения саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: сбросить интенсивность, физического и психического напряжения, дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путём подражательного повторения движений и действий педагога; овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; отработка коммуникативных навыков; коррекция агрессивных проявлений.

1. Разминка

Педагог. Дети, хотели бы вы попасть в сказку и встретить там вашего любимого героя? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говорится о могучем богатыре, в честь которого названы горы. Правильно, это Урал-батыр.

А каких ещё героев башкирских народных сказок вы знаете? (Дети называют героев башкирских народных сказок). А теперь покажем, как они выглядят, какие звуки издают, как разговаривают, например… (Педагог имитирует движения чудо-птицы Семург. (1-2 мин). А теперь каждый покажет какого-нибудь героя башкирской сказки, а остальные постараются узнать и назвать по имени этого героя. А теперь, посостязаемся, кто из сказочных героев самый быстрый: Урал- батыр, Камыр-батыр, конь Акбузат, или леший Шурале? Побежим на перегонки от стены к стене.(1-2 мин).

А теперь – кто из героев выше прыгнет? (1-2 мин.) Пока мы тут состязались в силе и ловкости, мы незаметно дошли до ворот той сказочной страны, где живут наши любимые герои.

2. Гимнастика

Урал-батыр. (Напряжение.) Встаньте. Представьте, что каждый из вас Урал-Батыр, который поднял тяжелую скалу.

Наклонитесь, возьмите её. Медленно поднимайте руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем скалу (руки резко опускаются вниз вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Дышится легко.

Волшебный мёд. (Расслабление.) Батыр глянул в дупло векового дерева, где жили дикие пчёлы. Из дупла шёл медовый аромат. Батыра потянуло на сон от запаха мёда.

Он уронил голову на грудь и медленно помотал ею. Шея Урал-батыра расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать: падает туда, сюда, едва её поднимешь.

Крылатый конь Тулпар (Напряжение) Вытянули руки в стороны, ровные прямые.

Кто это? Верный друг любого батыра конь.

Все вытянули “крылья”, полетели! Летим всё

Выше и выше.

Медленно – быстро - Часто Но вот Тулпар приземлился, и поскакал по земле. Передвигаемся свободно во всех

Направлениях. Вот сколько крылатых Тулпаров

Есть у батыра.

Камыр – батыр. (Расслабление.) А вот перед нами Камыр-батыр, батыра

Вылепила из теста старуха, мечтавшая о сыне. Давайте представим, какое тесто мягкое, вязкое, густое. Расслабим шею, руки, плечи, ноги. Превратимся в тесто.

Борьба-куряш. (Напряжение) Но вот Урал-батыр предложил Камыр-батыру помериться силой. Встали оба батыра друг напротив друга, ноги расставили в стороны, напрягли их, покачиваются из стороны в сторону, то тихо, то сильно. Примериваются друг к другу противники.

Ковёр-самолёт. (Расслабление) Но вот что-то отвлекло батыров от борьбы-куряш. Это с небес под ноги борцов упал ковёр-самолёт. Лежит, пошевеливает своими краями, словно приглашает вступить на него.

Быстро, часто. (Свободное передвижение) Быстро-быстро, часто-часто шевелит краями ковёр-самолёт.

Вступили богатыри на него, и взмыл он в небо, легко, свободно, понёс он батыров в голубую даль. Смотрят сверху вниз батыры, видят, как машет им народ руками.

Между второй и третьей фазами занятия проводится “Минутка шалости”

3. Общение

Эмоции горя и печали

Люди, увидевшие пролетающих над ними батыров, что злая сила уносит их защитников. Переполошились люди, глядят на ковёр, зовут, батыров вернуться, просят не покидать их. (Педагог показывает соответствующую эмоцию).

Покажите, как горюют люди по своим батырам, как они зовут их вернуться к ним. (Дети изображают.)

Эмоции счастья и радости

Давайте представим, что батыры вернулись. “А вот и мы! Живы и здоровы!” Как же обрадовались они им! Стали обнимать-целовать. Все радостные, весёлые. Давайте покажем, как радуются люди возвращению своих любимцев.

Между третьей и четвёртой фазами занятия проводится подвижная  игра “Коршун”

4. Поведение

Одна старуха-людоедка по имени Мяскяй злится возвращению возвращению батыров. Давайте поиграем, я буду старухой-людоедкой Мяскяй, буду злиться на вас, ловить и хватать, а вы будете от меня убегать и кричать: “Мяскяй, Мяскяй, если сможешь - догоняй!” Педагог, страшно рыча и крича: “Догоню, схвачу, не помилую!” - бегает за детишками, а они его поддразнивают. (Потом меняются ролями 2-3 раза.)

Дети принимают роли злых героев, которых они боятся, не любят: волка, крокодила, дракона и др.

5. Завершение

Педагог. Достаточно, наигрались в злодеев. А теперь станем такими, какие мы в жизни – красивыми, добрыми, весёлыми. Встанем в круг, улыбнемся, друг другу и споём песню. (Исполняется любая песня по желанию детей).

Литература

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
  3. Башкирские народные сказки. – Уфа. БКИ, 1963.
  4. Башкирское народное творчество. Том 3. Богатырские сказки. – Уфа: БКИ, 1988.
  5. Башкирское народное творчества. Том 4. Волшебные сказки и сказки о животных. – Уфа: БКИ, 1989.