Тема урока: "Пролетели года. Отгремели бои…" Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война". Урок-конкурс (неролевая игра). 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель урока:

  • Повторить и закрепить материал по истории Великой Отечественной войны в Советском Союзе
  • Донести до учащихся события того далёкого времени через привлечение местного материала.
  • Воспитывать у детей уважение к тем, кто, не щадя своих жизней, завоевал для нас свободу и независимость
  • Выработать умение работать с дополнительными источниками (документы, литература и др. )

Оборудование урока:

  • На классной доске написаны слова из речи премьер – министра Великобритании У. Черчилля:
  • “Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”
  • На отдельном столе готовится выставка книг по ВОВ оформляется стенд “Эта неизвестная известная война”
  • (материалы по военным операциям, жизни тыла, героях войны, наградах)
  • Работы учащихся по тематике ВОВ (рефераты, доклады, сообщения), рисунки
  • Репродукции известных картин по ВОВ; аудио- и видео- материалы; мультимедийные программы (по возможности)

Подготовка к конкурсу.

Примерно за месяц до планируемого урока учащиеся получают задание подготовить сообщения о героях ВОВ, героях – земляках (учитель назначает ответственных учеников, которые контролируют в своих группах подготовку к данному уроку). На информационном стенде уже помещены темы рефератов, сообщений, докладов:“ВОВ в письмах” ; “Расскажу о своем…. (дедушке, бабушке и др)”. Каждый учитель сам определяет темы и названия, исходя из местных условий. (В нашей школе оформлен уголок о ВОВ, жителях посёлка, участниках боевых и трудовых подвигов). На отдельном столе документы: ксерокопии фронтовых писем. Кусочек блокадного хлеба, те немногие вещи, которые как немые свидетели помогут хоть на шаг приблизить ребят к тому времени, заставить их почувствовать, пропустить через себя события той уже далёкой войны.

Заранее класс делится на три команды (лучше по рядам). Примерная тематика вопросов для конкурсов тоже помещается на информационном стенде.

ХОД УРОКА

В качестве жюри и ведущих игры приглашены ученики 11 кл.

(2 чел.) Урок рассчитан на 2 часа.

УЧИТЕЛЬ:

22 июня 1941 г., вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны, в четыре часа утра фашистская Германия вторглась в пределы территориального пространства Союза Советских Социалистических республик.

Началась самая страшная, неимоверно жестокая, наиболее кровопролитная из всех, в истории человечества, война. Сменилось не одно поколение людей за прошедшие 60 с лишним лет. Каждое новое поколение всё дальше от той страшной трагедии и всё меньше знают об этой войне поколения XXI века. Всё чаще мы видим безразличие, откровенное пренебрежение, а порой голый, ничем не прикрытый цинизм по отношению к тем, кто, не щадя себя, отстаивал нам свободу и независимость.

Наш сегодняшний урок мы посвящаем многим неизвестным героям войны, тем, кто был на полях сражений, и тем, кто за многие тысячи километров от линии фронта тоже был на передовой: у станка, в лесу, в поле.

Звучит фрагмент песни Александрова “Вставай страна огромная…”

Через компьютер проецируются фрагменты документальных кадров первых дней войны ( или видеозапись).

КОНКУРС 1. “Война”

Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер и соответственно номеру получает вопрос.

Правильный ответ оценивается в з балла.

  1. “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”
  2. Кто и когда впервые сказал эти слова?
  3. Где воевала с врагом знаменитая “Саламандра-7”?
  4. Перед вами фрагмент плаката, выполненный в первые дни ВОВ.
  5. Как он назывался? Кто автор?
  6. Какими словами начинались радиосообщения с фронта, кому принадлежал голос, так хорошо известный в годы войны каждому жителю СССР?
  7. Какое событие, важное для нашей страны, произошло в сентябре 1941г. под Смоленском?.
  8. Что делали жители Пеледуя для приближения Победы?
  9. Какие знаменитые слова стали девизом защитников Москвы?
  10. “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!” Собрав последние силы, слабеющей рукой начертал эти слова на стене умирающий боец. Где была обнаружена эта запись?

Учитель:

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы послушаем сообщение “Несокрушимая крепость”. (В ходе сообщения ребята знакомятся с фотодокументами о Брестской крепости).

КОНКУРС 2. “ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ”

Учитель:

На заданный мною вопрос примерно через полминуты (учёт времени ведёт жюри)все одновременно поднимают те карточки, которые соответствуют правильному ответу.

  1. Немецкий план ведения войны против СССР назывался…
  2. Где впервые артиллерийско-миномётная установка БМ-13 (“Катюша”) приняла участие в боях?
  3. Назовите кодовое название операции немецких войск под Москвой?
  4. Какая битва стала началом коренного перелома в ходе ВОВ?
  5. В честь каких городов Москва впервые салютовала победителям в 1943 г. ?
  6. Как называлась военная операция в районе Курской дуги?
  7. В какогм году было принято решение о присвоении почётного звания городов-героев?
  8. “Скорее Днепр потечёт вспять…”. Кем и о чём были сказаны эти слова?

Учитель:

Пока жюри подводит итоги 2-х конкурсов, мы заслушаем сообщения о том, как жил наш посёлок в годы войны и о нашем герое-земляке В. С. Гусеве, тем самым перейдём к следующему конкурсу “Герои войны”.

КОНКУРС 3. “Герои войны”

Учитель:

Защищать свою Родину поднялись люди более чем ста национальностей. Собственно вся эта война сложилась как результат подвигов личных и подвига народа в целом. Да, многие награды нашли своих героев. Но были не сотни и даже не тысячи, а миллионы тех, кто не получил того, что заслужил.

(Сообщение об односельчанине Тетерине С. П. ; награда польского народа “Братство по оружию” нашла его спустя почти 30 лет после войны. )

Самого высокого звания – Героя Советского Союза - были удостоены 11635 человек. Самому старшему из них было 84года, когда он повторил подвиг И. Сусанина. Среди награждённых было 76 женщин, 4 подростка 14 лет.

Переходим к конкурсу.

У вас на столах лежат чистые листочки. Отвечать будем письменно. За каждый правильный ответ команда получает два балла.

  1. 27. 01. 1942 г. в газете “Правда” был опубликован очерк Петра Лидова “Таня”. Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини-партизанки?
  2. Назовите имя лётчика, трижды Героя Советского Союза.
  3. Назовите имя нашего земляка, защищавшего Родину под Ленинградом.
  4. Назовите фамилии руководителей подпольной организации
  5. “Молодая Гвардия”, которая действовала в Краснодоне. Все они посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза.
  6. Какой подвиг совершил А. Матросов?

1. Назовите фамилии пионеров-героев.

Сдаются листы с ответами.

Учитель:

Пока жюри подводит итоги, мы заслушаем и посмотрим фрагмент встречи с ветераном ВОВ, которому посчастливилось дожить до 60-летия Победы, Карелиным Иннокентием Александровичем.

(Более привлекателен вариант приглашения ветерана на урок, но, к сожалению, по состоянию здоровья они отказываются от встреч).

КОНКУРС 4. “Знаешь ли ты даты?”

Учитель:

Через тридцать секунд после прозвучавшего вопроса поднимите карточку с ответом. Перед вами лист с перечисленными на нём датами событий войны. Найдите соответствие между событием и датой. За правильный ответ вы получаете 3 балла.

  1. Блокада Ленинграда
  2. Сталинградская битва
  3. Период II мировой войны
  4. Битва под Москвой
  5. Битва на Курской дуге
  6. Период ВОВ
  7. Потсдамская конференция
  8. Берлинская операция.

Пока жюри подводит итоги, мы послушаем сообщение о тех зверствах, которые чинили фашисты на оккупированной территории.

(Сообщение “Хатынь” )

УЧИТЕЛЬ:

Борьба с врагом велась не только на передовой. Отчаянно сражались с врагом и участники партизанского движения, нанося врагу огромный ущерб. Внедряясь в тыл врага, смертельно рискуя, они вносили свой вклад в дело Победы.

(Материал о разведчике Н. Кузнецове подготовил нам…)

1418 долгих дней и ночей длилась ВОВ. Четыре года лишений. Горя, унижения и страданий, четыре года смерти, напряжённого труда в тылу, четыре года отчаяния и мужества. Люди огромной страны, разных национальностей, традиций, обычаев стали одним целым. Решали одну задачу: остановить и уничтожить коричневую чуму, очистить от врага свою землю. Долгих четыре года шагал наш солдат до Берлина. “Мы пол-Европы по-пластунски пропахали…” Выстояли! Победили!

КОНКУРС 5. “Окончание войны”

Учащиеся отвечают письменно. За каждый правильный ответ команды получают 2 балла.

  1. Когда Знамя Победы было водружено над Рейхстагом?
  2. Кто водрузил Знамя Победы?
  3. Когда и где был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии?
  4. Кто поставил подпись от имени советского правительства под актом капитуляции?
  5. Когда состоялся Парад Победы?
  6. Кто принимал Парад Победы? Кто командовал Парадом?

Листочки с ответами сдаём жюри для подведения итогов. А мы смотрим фрагмент последнего дня войны (либо из киноэпопеи“Освобождение” Ю. Озерова или используем мультимедийный учебник “История России XX век)

Заслушаем небольшое сообщение о том, как встречали Победу в Пеледуе.

Слово жюри.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

(Слова произносятся на фоне тихо звучащей записи “Ave Maria” Моцарта).

Перебирая документы, фотографии, скупые сведения архивных справок, понимаешь, как сложно и невозможно рассказать за два школьных урока о судьбах тех, кто навсегда остался там, в сороковых…Среди них и наши земляки, 359 пеледуйцев, призванных на защиту Отечества. Простите нас за это. Но мы помним каждого, кто остался навсегда молодым, и тех, кому посчастливилось остаться в живых…

Скоро снова в России праздник. Соберутся за столом ветераны. Горьким вином помянут горькую молодость свою. Помянут всех тех, кто не дожил до этого дня: родителей и детей, соседей и друзей, братьев и сестёр. Помянут всех, кого они помнят.

Помяните и вы неизвестного солдата, чей прах разбросан по всей Европе – от Сталинграда до Берлина. Он не знает о торжественных венках, которые несколько раз в году возлагают на мраморные плиты у Кремлёвской стены. И только слёзы, пролитые в бесконечных дождях 1941 – 1945 гг., и наши слёзы делают его косточки всё белее и белее.

Я уверена в том, что ваша подготовка к сегодняшнему уроку, сам урок дали вам возможность прикоснуться к той уже далёкой истории нашей Родины, о которой мы не вправе забывать. Я очень надеюсь на то, что сегодняшний наш разговор нашёл неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.

(Звучит фрагмент песни “Пролетели года, отгремели бои…” )

Подводятся итоги урока выставляются оценки.

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение по теме: “Эта неизвестная известная война”.

Приложения