Урок-игра "Путешествие по городу физиков"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

1. Класс делится на три команды по 8 человек в каждой.

2. Руководит игрой учитель.

3. Путешествуя по городу физиков, ребята задерживаются на остановках и выполняют необходимые задания.

4. Учитель по ходу выполнения задания оценивает работу команд.

5. В конце игры командир группы оценивает работу каждого ученика своей группы.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем путешествовать по городу физиков.

Путешествуя, мы будем знакомиться с учеными-физиками, их работами, открытиями. Мы повторим физические величины, покажем свои знания физических законов, умения решать задачи, составлять схемы, решать кроссворды физического содержания. То есть, путешествуя по городу физиков, мы еще раз проверим себя, проверим наши знания, умения, способности, эрудицию.

В добрый путь!

Остановка “Галерея физиков”

(На доске вывешиваются (без подписей) портреты ученых. Напротив каждого портрета стоит номер.)

Задание: Узнать ученого-физика на портрете и рассказать о его работах.

(Каждая команда выбирает кубик и у какой команды выпадает большее число очков, та вступает в игру первой и выбирает по желанию двух ученых, в последнюю очередь выбирает ученых та команда, у которой выпало наименьшее число очков. За биографию каждого ученого команда получает по 5 баллов.)

1. Шарль Огюстен Кулон (1736-1806) – французский физик и инженер. Работы в области электричества, магнетизма, прикладной механики. Сформулировал законы трения, качения и скольжения. Построил прибор для измерения силы — крутильные весы. Экспериментально доказал основной закон электростатики (закон Кулона). Сконструировал магнитометр. Его именем названа единица электрического заряда.

2. Эрнст Резерфорд (1871 —1937) — английский физик, основоположник ядерной физики, им была предложена планетарная модель строения атома. Открыл и -лучи. Разработал теорию радиоактивного распада. За исследования по превращению элементов ему была присуждена Нобелевская премия. Открыл протон.

3. Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) – английский физик, один из первооткрывателей закона сохранения энергии. Работы посвящены электромагнетизму, теплоте, теории газов. Установил зависимость количества теплоты, выделяемого в проводнике при прохождении через него электрического тока, от величины тока и сопротивления проводника (закон Джоуля-Ленца). Экспериментально показал, что теплоту можно получить за счет механической работы. Вычислил скорость движения молекул газа. В джоулях измеряют количество теплоты, работу, энергию. \

4. Алессандро Вольта (1745—1827) — итальянский физик, изобретатель источника постоянного электрического тока (вольтов столб). Открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте. Построил чувствительный электроскоп, конденсатор, электрометр, описал проект телеграфа. Исследовал тепловое расширение воздуха, наблюдал диффузию, установил проводимость пламени. В вольтах измеряют напряжение электрического тока.

5. Андре Мари Ампер (1775—1836) — французский физик, математик и химик. Основные физические работы посвящены электродинамики. Обнаружил влияние магнитного поля на проводник с током. Разработал теорию магнетизма. Изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф. В амперах измеряют силу тока в проводнике.

6. Эмилий Христианович Ленц (1804-1865) – русский физик, основные работы в области электромагнетизма. Установил правило определения направления индукционного тока (правило Ленца), закон теплового действия электрического тока. Изучали зависимость сопротивления материала от температуры. Работали также в области геофизики. Принимал участие в кругосветном путешествии в 1823—1826 гг.

7. Георг Симон Ом (1787—1854) — немецкий физик. Исследования в области электричества, акустики, оптики, кристаллооптики. Экспериментально открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение, сопротивление (закон Ома). Ввел понятие “электродвижущая сила”, “падение напряжения”, “проводимость”. Выполнил первые изменения электродвижущей силы источника тока. Высказал мысль о сложном составе звуков.

8. Борис Семенович Якоби (1801—1874) — русский физик. Исследования вел в области электромагнетизма, исследовал точки в электролитах. Прославился открытием гальванопластики (процесс получения отслаиваемых покрытий). Применил этот способ для изготовления полых фигур для Исаакиевского собора в Петербурге. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы.

Остановка “Музей науки и техники”

(Каждой команде вручается карточка с расчетной задачей исторического содержания. Учащиеся должны решить задачу в течение 3-х минут. Один из членов команды объясняет решение предложенной задачи. Задача оценивается в 5 баллов.)

1.13 сентября 1838 г. первый в мире электроход (корабль с электрическим двигателем) конструкции русского академика Якоби вышел в плавание по Неве. Мощность двигателя была 180 Вт. Судно шло 3 ч. Какую работу совершил электродвигатель? (1944кДж)

2. 1 июля 1892 г. в Киеве стал курсировать трамвай по линии Подол—Крещатик. Его двигатель был рассчитан на силу тока 20 А, при напряжении 0,5 кВ. Какой мощности был двигатель? (10 кВт)

3. В 1887 г. Пермский завод построил по чертежам русского инженера Славянова динамо-машину. Она имела мощность 18 кВт и могла давать ток силой 300 А. Какое напряжение было на ее зажимах? (60 В)

Остановка “Смекалистые”

(Учащимся каждой команды задаются загадки с физическим и техническим содержанием. За каждую отгаданную — 1 балл.)

1. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда облака. (Барометр)

2. Вы его в руках держали,
Когда лабораторную выполняли,
Им силу тока изменяют,
Если что-то в нем сдвигают. (Реостат)

3. Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились
То остановились. (Весы)

4. Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. (Электрический ток)

4. В нашей комнате одно
Есть волшебное окно:
В нем летают чудо-птицы,
Бродят волки и лисицы. (Телевизор)

Остановка “Вокзал неразгаданных тайн”

(Здесь путешествующим командам вручают по листу с сетками физических кроссвордов и текстами к ним. Учащиеся должны быстро заполнить кроссворд. Команда получает за разгаданный кроссворд 4 балла.)

По вертикали:

1. Вещество, которое пропускает электрический ток.

2. Русский ученый, построивший первый электродвигатель.

Ответы:

1. Проводник.

2. Якоби.

По горизонтали:

3. Физическая величина, измеряемая в вольтах.

4. Русский ученый, участвовавший в первых опытах по исследованию атмосферного электричества.

Ответы:

3. Напряжение.

4. Ломоносов.

Кроссворд 2

По вертикали:

1. Физическая величина, измеряемая ваттметром 2 Электромагнитное устройство, применяемое для автоматического включения и выключения электрической цепи.

Ответы:

1. Мощность. 2. Реле.

По горизонтали:

3. Единица измерения силы тока.

4. Прибор для снятия перегрузки проводов электрическим током.

Ответы:

3. Ампер.

4. Предохранитель.

По вертикали:

1. Упорядоченное движение заряженных частиц.

2. Частица, входящая в состав ядра атома.

Ответы:

1. Ток.

2. Нейтрон.

По горизонтали:

3. Древнегреческое название янтаря.

4. Небольшое морское судно.

Ответы:

3. Электрон.

4. Катер.

Остановка “Экспериментаторы”

(Каждая команда получает планшет с заданием. Эксперимент оценивается в 5 баллов.)

1. Перед вами два резистора, по 3 Ом каждый, и один резистор на 6 Ом. Как их надо соединить в цепь, чтобы получить общее сопротивление 7,5 Ом?

2. Перед вами два резистора, по 3 Ом каждый, и один резистор на 6 Ом. Как их надо соединить в цепь, чтобы получить общее сопротивление 5 Ом?

3. Перед вами два резистора, по 3 Ом каждый, и один резистор на 6 Ом. Как их надо соединить в цепь, чтобы получить общее сопротивление 1,2 Ом?

Приложение