Научно-экспериментальная деятельность - основа развития педагогического колледжа

Разделы: Администрирование школы


Содержание образования и содержание обучения должны сегодня обеспечивать подготовку конкурентоспособного и компетентного специалиста, что в определенной степени делает конкурентоспособным на рынке образовательных услуг и само образовательное учреждение, развитие которого невозможно без новых идей, подходов, моделей, без совместной работы ученых и педагогов-практиков. Создание инновационного опыта, поиск оптимальных решений осуществляются в большей степени в ходе научно-экспериментальной деятельности. Вольский педагогический колледж, являясь участником лаборатории продуктивного образования кафедры педагогики педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского, вот уже несколько лет работает в режиме эксперимента по проблеме реализации проекта “Введение способов и методов продуктивного обучения в образовательную среду педагогического колледжа”. Научно-экспериментальная работа осуществляется под руководством сотрудников лаборатории культурологии образования института педагогических инноваций Российской академии образования г. Москвы.

Опыт многих стран (Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Кипра, Польши, Португалии, России, США, Финляндии, Франции, Швеции, Чехии), входящих в Международную сеть продуктивных школ, убеждает, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля его формального усвоения учеником на организацию мотивированной самостоятельной практико-ориентированной учебы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте. Правительственная стратегия модернизации российского образования направлена сегодня на обеспечение реальной продуктивности школьного обучения. Начиная с первых проектов, продуктивное обучение ставило конкретные практико-ориентированные цели, отличающиеся от традиционных учебных целей образовательных учреждений. Основной целью работы в данном направлении является получение и публичная оценка конкретного продукта самостоятельной учебной деятельности (на основе индивидуальных программ, собственного выбора и в соответствии с общими требованиями обучения). В связи с этим актуальной проблемой является создание и экспериментальная проверка механизма введения методов продуктивного обучения в образовательный процесс.

Представим основные этапы работы по осуществлению данного проекта:

  1. Аналитический этап, характеризующийся разработкой и проведением различных диагностических процедур, имеющих конечную цель - дать объективную оценку включения преподавательского коллектива в данную деятельность.
  2. Подготовительный этап, включающий в себя детальное знакомство с, основными идеями продуктивного образования в России и за рубежом, разработку и обсуждение индивидуальных идей и предложений.
  3. Содержательный этап, заключающийся в разработке научно методического обеспечения проведения экспериментальной работы, выборе форм, методов, средств обучения и стратегии использования основных идей продуктивного обучения в структурных подразделениях колледжа.
  4. Коррекционный этап (промежуточный), включающий первоначальный сбор информации, рефлексию и коррекцию деятельности на индивидуальном уровне. Разработку диагностического инструментария для выявления результатов проведения экспериментальной деятельности.
  5. Рефлексивный этап, где предполагается использование диагностического инструментария для выявления результатов.

Ключевыми компонентами продуктивного обучения в педагогическом колледже выбраны индивидуальные и коллективные проекты, выполняемые в рамках одной учебной дисциплины или интеграции нескольких; индивидуальные маршруты прохождения педагогической практики; дополнительные оценки реальных результатов (портфель студентов); творческие мастер-классы. Можно отметить, что все педагогические исследования носят прикладной характер, направлены на разработку и освоение новшеств в данной области, на конкретные цели и задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса педагогического колледжа, повышение результативности обучения.

Субъектами научно-экспериментальной работы являются как преподаватели, так и студенты колледжа. Так реализация продуктивного обучения в образовательную среду педагогического колледжа активно начата преподавателями предметно-цикловых комиссий педагогики и психологии и социальной педагогики. Основные направления работы данных структурных подразделений заключаются в глубоком теоретическом изучении данной проблемы; самоопределении преподавателей в проблеме: анализе и сопоставление образовательных потребностей студентов и организационных возможностей преподавателей; индивидуальной исследовательской работе преподавателей с последующей защитой диссертации.

Основными событиями научно-экспериментальной деятельности преподавателей Вольского педагогического колледжа стали: коллективное создание и его апробация на практике проекта “Введение способов и методов продуктивного обучения в образовательную среду педагогического колледжа”; проведение диагностических процедур по выявлению уровня компетентности членов педагогического коллектива по проблеме продуктивного обучения; издание учебно-методических пособий “Организация проектной деятельности студентов в продуктивном обучении”, “Продуктивно-обобщающий подход к работе с тезаурусом по педагогическому менеджменту”; участие в научно-практических конференциях российского и международного уровня; проведение мастер-класса “Использование метода учебного проекта в продуктивном обучении”; публикации в научном сборнике “Новые ценности образования” (г.Москва); выступление на кафедре педагогики педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского о возможности продуктивного обучения в педагогическом колледже, об административном сопровождении продуктивного обучения; ряд публикаций преподавателей колледжа в альманахе “Продуктивное образование” (г. Москва). Накопленный опыт работы был представлен на педагогических советах “Организация системы мониторинга в образовании” и “Новые требования к созданию целостной системы научно методического обеспечения учебного процесса в колледже” в работе трех секций: брейнсторминг “Использование методов педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе”; день самоуправления “Использование методов проекта в учебно-воспитательном процессе колледжа” и мастер-класс “Презентация проекта”. Наши студенты выступив с темой “Проектная деятельность в образовании”, стали победителями областной олимпиады по педагогике.

В Интернете создан сайт “Лаборатория продуктивного образования” с включением информации о деятельности экспериментальной лаборатории нашего колледжа. Преподаватели имели возможность участвовать в Интернет-Форуме по выявлению рейтинга значимости продуктивности обучения и активно обсуждали вопросы: как сторонники авторитарного обучения отнесутся к учителям, которые поддерживают идеи индивидуального образования на практике? Как разрабатывать и внедрять в учебный процесс индивидуальные учебные планы? и др. Форум продолжает свою работу, и вы также можете задать свои вопросы, поделится идеями по интересующим Вас проблемам продуктивного образования на сайте www. nev.hI.ru.

Задача повышения компетентности, действенности управления процессами развития колледжа за счет качественной постановки научно-экспериментального и программно-методического обеспечения всей работы коллектива основывается на принципах актуальности, научной обоснованности, системности, мобильности, дифференцированности и рефлексивности. Считаем, что научно-экспериментальная деятельность, основанная на достижениях теоретической науки и передового опыта является сегодня основой для дальнейшего развития Вольского педагогического колледжа.