Интегрированный урок в 5-м классе по теме: "Культура Древнего Востока"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Основанием для интеграции в преподавании является единство тем в предметах, что позволяет учителям направлять совместные усилия на формирование единых информационно-теоретических знаний, находить в темах “объединяющее поле”, раскрывать перед учащимися окружающий мир в его полноте и многообразии.

Единство тем позволило подготовить и провести интегрированный урок: история – ИЗО в 5 классе.

Тип урока: погружение в тему.

Длительность урока: 2 часа.

Цели урока:

  1. Углубить, расширить, обобщить полученные знания в процессе изучения темы; Показать общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, выразительность, достопримечательность памятников, живописность изображаемых предметов.
  2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  3. Воспитывать чувство любви к красивому.

Общность задач:

  • показать значимость достижений народов стран Востока, роль их в развитии мировой культуры;
  • повторить понятия: “культура, архитектура, скульптура, рельеф, иероглифы, клинопись, алфавит, зодчество”;
  • закрепить теоретические знания (достижение в области науки, литературы, искусства);
  • закрепить умения и навыки в творческих заданиях.

Ход урока

1. Организационное начало урока, выстраивание договорных отношений, постановка задач перед учащимися.

2. Актуализация знаний и умений учащихся, повторение, обобщение и углубление полученных знаний по теме.

- С какими странами Древнего Востока вы познакомились на уроках истории?

- Назовите и покажите реки, где возникли государства Древнего Востока.

- Как назывались цивилизации, возникшие в долинах рек?

- Что такое “цивилизация”?

Микроитог: Правильно, это новая ступень в развитии общества, характеризующаяся достижениями мирового значения, достижениями, которыми пользовалось или пользуется все человечество и сейчас.

- Подумайте, что оставили нам в наследство египтяне, финикийцы, китайцы и другие народы Древнего Востока (письменность, алфавит, литературу, искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, астрономию, медицину и т.д.)

3. Постановка проблемы урока.

Все, что вы перечислили, входит в понятие “культура”. Попытайтесь обозначить проблему, над которой мы будем работать на уроке.

Но было время…
- Когда по лесу мамонты мохнатые гуляли,
Не знали люди грамоты и азбуки не знали.
Не было еще науки буквы различать и звуки.
И надумали тогда люди “рисовать” слова.
“Это бык, а это яма. На охоте трое нас”
Назывался пиктограммой нарисованный рассказ

4. Закрепление

Вы услышали отрывок из стихотворения Е. Ефимовского “Как люди научились писать”. Попытайтесь нарисовать картину по его содержанию. Покажите свой нарисованный рассказ, свою пиктограмму. Расскажите о ней (2 – 3 человека).

Но шло время… Постепенно эти рисунки упрощались, становились условными обозначениями, символами.

- Вот сменились времена и другие письмена.

Век новый исторический, стиль иерографический.

- В какой древней стране писали иероглифами? (В Египте)

 5. Углубление материала.

Иероглифы – эти загадочные знаки можно увидеть не только на стенах гробниц, храмов, саркофагов, но и на простых черепках разбитой посуды. Египтяне рисовали все, что хотели сказать. В египетском письме было более 700 знаков. И только 24 однобуквенных иероглифа, которыми египтяне пользовались как алфавитными знаками. Посмотрите на египетский алфавит. (На доску вывешивается табличка с египетским алфавитом). Остальные иероглифы обозначали или сочетание звуков или целое слово.

Трудно было читать такое письмо. Умеющий читать и писать человек казался жителям Египта настоящим мудрецом.

- Кто сумел расшифровать египетское письмо? (Шампольон, французский ученый)

Вот одно из поучений, возраст которого – многие и многие века. А прочесть его вам, несомненно, будет легче, чем тому, кто его переводил с языка древних египтян. Читаем, начиная с буквы, указанной правой рукой египтянина, с шагом, указанным левой рукой. (Ответ: “Поступай по истине, и долог будет твой век на земле”).

6. Закрепление.

А вот письмо на глине из углов и линий.

Люди эту глинопись называют … (клинопись).

Жил в городе у моря мальчик по имени Аристид. Больше всего на свете он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, библейские мифы.

- Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказания, мифы? А кто из вас хочет быть сейчас сказителем? (Дети рассказывают 1-2 мифа).

- Очень хотелось Аристиду слово в слово запомнить эти рассказы, но их так много, и они такие длинные…

- Запомнить – дело нелегкое, - объяснил Аристиду отец.

Чтобы сохранить рассказы, сказитель передает их ученику.

- А вдруг ученик попадется плохой и ничего не запомнит? Или сказитель не успеет обучить всему? Что, тогда мифы и поэмы пропадут? Как бы их сохранить?

И вот однажды в город прибыл корабль. Бородатые купцы важно расхаживали по берегу и наблюдали, как дочерна загорелые матросы разгружали товары. Рядом с купцами ходил человек с дощечкой и металлической палочкой в руках.

- Пиши: “Купили 8 горшков масла,- приказал ему купец.

Человек стал быстро выцарапывать что-то на дощечка, покрытой тонким слоем воска.

- Что это он делает?- спросил Аристид у одного матроса.

- Пишет, сколько купили-продали.

- Как это “пишет” - удивился Аристид.

- Ну, так и пишет, буквами.

Матрос взял палочку и написал на мокром песке какие-то значки.

- И ты можешь? – воскликнул Аристид. – А я думал, только мудрецы и ученые умеют писать.

- А чего тут не уметь? Велика премудрость: 2 десятка букв.

- Научи меня.

Через пару дней Аристид умел отлично писать буквы. Он хотел уже записать те отрывки поэмы, которые помнил наизусть, но выходило плохо –“ КПЛ 8 ГРШКВ МСЛ”. Буквы не слушались Аристида.

(Е. Перехвальская “Аристид и непослушные буквы”)

- Почему буквы не слушались Аристида?

- Откуда прибыл корабль?

- Кто создал алфавит? Сколько букв было в алфавите? Какие буквы отсутствовали в финикийском алфавите?

- Откройте тетрадь на стр.61, з.73.Выполните задание.

- Прочтите заповеди, написанные финикийским алфавитом.

Благодаря письменности, изобретенной народами Востока, мы узнали и о науках, известных в древности. Многими научными достижениями мы пользуемся и сегодня.

Микоитог:- Какие науки были известны народам Древнего Востока?

- Какими научными и техническими достижениями мы обязаны им?

Мы вспомнили, как возникла письменность, какие научные открытия были сделаны учеными Древнего Востока. Но в понятие культура входит и искусство (живопись, скульптура, архитектура).

- Проверьте себя, знаете ли вы искусство Древнего Востока. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 61. Что изображает эта скульптура? Предположите, в какой стране она создана? Что лежит на подоле короткой юбки? С какой целью? Какие обязанности были у писца?

7. Углубление материала.

- Правильно. Перед вами скульптура писца Каи. В виде писца изображаются фигурки вельмож. Это раскрашенная статуэтка из известняка, датированная примерно 2400 лет до нашей эры, по одной из версий изображала правителя одной из провинций 5 династии. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. Тела мужчин окрашивали красно-кирпичным цветом, а женщин – желтым. Фигуры изображались чрезвычайно развитыми. Лица были бесстрашными. Откройте рабочую тетрадь с.78, з. 97. Вы видите ту же скульптуру. Дома попытайтесь описать ее и ответить на вопросы к рисунку.

8. Закрепление материала.

В эпоху Древнего царства для оформления царских храмов и гробниц создавалось большое количество рельефов и росписей. В ваших рабочих тетрадях на стр. 79 изображен рельеф.

- Что таков рельеф?

- Рассмотрите рельеф. Предположите, в какой стране он создан.

- О чем повествует данный рельеф? (об охоте на львов).

9. Углубление материала.

Рельефы – один из видов скульптуры, располагающийся на плоскости. Рельефы были низкие и врезанные. Художники применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую из тертого малахита, синюю из тертого лазурита, белую из известняка, черную из сажи. Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Главное положение занимает фигура царя или вельможи, намного превышающая все остальные, с посохом или жезлом – символами власти.

10. Закрепление.

Откройте рабочие тетради на стр.79. Попробуйте разукрасить данный рельеф.

Особенности искусства Древнего востока – выработка устойчивых форм архитектурных сооружений. У вас на столах лежат рисунки, рассмотрите их внимательно. Вот перед вами летний дворец царя Саргона, построенный на искусственном холме и возвышающийся на высокой кирпичной платформе. Строительный материал – кирпич обожженный и глазурованный, кирпич – сырец. Дворец окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческим лицом. У них 5 ног - спереди казалось, что они стоят, а сбоку, что идут.

А это висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Месопотамия 605-562 г. до н.э. Они причислены к “Семи чудесам света”. Построены Навуходоносаром 2 для своей жены. В перекрытии использованы асфальт, свинцовые плиты. Вода подавалась по каналам в стенах с помощью винтовых воротов. Арки и колонны придают легкость, воздушность этому архитектурному памятнику.

Памятники, оставленные нам в наследство, говорят о высоком уровне развития культуры у народов Древнего Востока. Попробуйте раскрасить полученный рисунок. Это будет вашим домашним заданием.

11. Домашнее задание:

  • По истории: рабочая тетрадь с.78.з.97.
  • По ИЗО: разукрасить один из рисунков.

Завершение урока.

Таким образом, сегодня на уроке мы с вами повторили, обобщили, и углубили свои знания о культуре народов Древнего Востока. Попробуйте оценить вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, что дали они миру, нам, живущим в третьем тысячелетии нашей эры.