Использование мультимедийных технологий в преподавании курса "Концепции современного естествознания"

Разделы: Общепедагогические технологии


В связи с ростом потребности общества в грамотных, всесторонне развитых специалистах, располагающих навыками системного мышления и обладающих знаниями не только в области своей профессиональной деятельности, но и о мире в целом, в систему высшего образования в середине 90-х гг. XX века была введена дисциплина “Концепции современного естествознания”.

Базу курса “Концепции современного естествознания” составляют сведения из всех областей естественных наук. А естественные науки, как известно, это науки зрительных образов - видеоизображений, фотографий, рисунков, схем, таблиц. С одной стороны возникает острая необходимость в наглядности, с другой – невозможность приобретения и сложность хранения бесчисленного количества пособий по физике, химии, биологии, геологии, географии, астрономии и пр. Кроме того, не стоит забывать, что мы живем в XXI веке, когда на первое место выдвигается удовлетворение информационных потребностей человека. В этом случае лучшим решением проблемы может быть использование в учебном процессе мультимедиа технологий.

Мультимедиа технологиями (МТ) называют совокупность приемов, методов, способов, позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения.

Семенова Н.Г. и соавторы (2005) полагают, что использование МТ в образовательном процессе имеет сложную структуру и позволяет максимально удовлетворять информационные потребности участников образовательного процесса – преподавателя и студента; повышает качество профессиональных знаний, умений, навыков; а также активизирует познавательную деятельность, развивает способности к творчеству, формирует креативное мышление студентов и
преподавателя [1].

В связи с вышесказанным целью моей работы является внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • составить и прочитать курс лекций с мультимедийным сопровождением по дисциплине “Концепции современного естествознания”;
  • изучить влияние мультимедийного сопровождения дисциплины на активизацию познавательной деятельности студентов;
  • активизировать самостоятельную работу студентов со средствами медиатеки института.

Для решения поставленных задач, был разработан и прочитан курс лекций “Концепции современного естествознания” с использованием МТ для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности “Юриспруденция”. Лекции были составлены в программе для презентаций PowerPoint, которая позволяет конструировать и демонстрировать набор слайдов, каждый из которых может содержать статические изображения, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты. Кроме того, демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью.

Занятия проводились в лекционной аудитории, оснащенной мультимедийным комплексом, включающим мультимедиа-компьютер, мультимедийный проектор, экран. Необходимо отметить, что данная аудитория кроме проекционной аппаратуры оснащена обычной доской, что позволяет совмещать в учебном процессе традиционные и мультимедиа технологии.

После прослушивания курса лекций студентам было предложено ответить на несколько вопросов относительно использования МТ на занятиях. В опросе приняли участие 60 человек 1 курса заочного отделения специальности “Юриспруденция” ЧИ МГОУ.

93,3% респондентов отметили, что на лекции за счет визуализации у них улучшалось понимание материала; у 85% студентов повышался интерес к рассматриваемой теме; 58,9% указали на то, что материал, представленный с помощью мультимедиа, пробудил у них интерес к изучению курса “Концепции современного естествознания”; а у 56,6% опрошенных за счет смены деятельности (слушание, конспектирование, изучение слайдов, беседа) снижалась усталость на лекции.

Кроме того, студенты дополнительно выделили, что за счет использования МТ развивается зрительная и письменная память; появляется возможность посмотреть пропущенное на слайдах в случае отставания от общего ритма; информация запоминается легче и на более длительный срок; сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала; увеличивается самостоятельность в выборе того, что писать в конспекте; увеличивается объем обсуждаемой информации; легче воспринимаются схемы и примеры; расширяется кругозор по данной теме. Приложение 1.

Социологический опрос зафиксировал следующие методически значимые пожелания многих студентов, которые касались организации учебного процесса: проводить подобные занятия в специально оборудованном кабинете с автономной системой освещения на партах; парты в свою очередь желательно расставить на небольшом расстоянии от экрана, чтобы все было видно.

С точки зрения преподавателя, изложение лекционного материала приобретает визуально диагностируемую динамичность, убедительность, эмоциональность и красочность. Сохраняется хорошая посещаемость лекций (80 - 90%), заметно усиливается активность студентов, наблюдается легкость вовлечения их в дискуссии. Помимо этого, на мультимедиа лекциях создаются комфортные условия для работы как для студента, так и преподавателя. Следует отметить, что во время практических занятий студенты стали часто ссылаться на иллюстрированные фрагменты лекций. Анализ наблюдений показывает, что лекции, проводимые с применением мультимедийных технологий, становятся более гибкими и эффективными с дидактической точки зрения.

Для активизации самостоятельной работы студентов со средствами медиатеки института в целях самостоятельного освоения и закрепления отдельных вопросов были составлены списки рекомендуемых электронных наглядных пособий по различным темам курса. Пользоваться этими ресурсами студенты могут в любое удобное время как во время сессии, так и в межсессионный период.

Самостоятельная работа студентов с программами медиатеки способствует развитию сознательного отношения к дисциплине. Повышается ответственность за приобретаемые знания. То, что в медиакурсах материал сконцентрирован, ярок, богат иллюстрациями, пояснениями обеспечивает популярность этой форме работы. Для слабых студентов важной оказалась в принципе сама возможность заменить занятиями на компьютере учебу по академическим учебникам, бедным на иллюстрации, и пугающим своими объемами. Кроме того, работа с медиаресурсами позволяет сколь угодно долго (чего нельзя себе позволить на групповых занятиях) прорабатывать ту или иную тему.

Таким образом, было установлено, что использование мультимедийных технологий при изучении курса “Концепции современного естествознания” имеет большое психолого-педагогическое значение. МТ положительно воздействуют не только на умственную, но и эмоциональную деятельность студента, чем облегчают запоминание и способствуют формированию конкретных теоретических представлений. Крайне важным оказывается и то, что включение мультимедийных технологий в учебный процесс стимулируют познавательную деятельность студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенова Н.Г., Болдырева Т.Д., Игнатова Т.Н. Влияние мультимедиа технологий на познавательную деятельность и психофизическое состояние обучающихся // Вестник ОГУ. №4. – Оренбург, 2005. – С.34 – 38.