Конспект урока в 10-м классе "Решение логических задач"

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные:

  • закрепить полученные знания, умения, навыки;
  • познакомить с алгоритмом решения логических задач;
  • способствовать закреплению данного алгоритма;

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • способствовать развитию грамотной речи;

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, определения, логические законы.

Учащиеся должны уметь:

  • упрощать логические выражения;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • решать логические задачи.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Проверка домашнего задания:

2) Задание по карточкам для индивидуального опроса.

Упростите логическое выражение:

(Проверка сразу, ответы на дополнительной доске (свою работу или соседа по парте))

3. Объяснение нового материала.

Как правило, логические задачи формулируются на естественном языке. Поэтому для решения логических задач необходимо соблюдать следующие этапы[стр.48,1]:

1) внимательно изучить условие;

2) выделить простые высказывания и обозначить их латинскими буквами;

3) записать условие задачи на языке алгебры логики;

4) составить конечную формулу, для этого объединить логическим умножением формулы каждого утверждения, приравнять произведение единице;

5) упростить формулу, проанализировать полученный результат или составить таблицу истинности, найти по таблице значения переменных, для которых F = 1, проанализировать результаты.

Рассмотрим применение данного алгоритма на решении задачи из задания 54 [стр.48,1]

1) Внимательно читаем условие задачи:

Задание 54. Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они ответили так:

а) Сергей — первый, Роман - второй;

б) Сергей — второй, Виктор - третий;

в) Леонид — второй, Виктор - четвертый.

Известно, что в каждом ответе только одно утверждение верно. Как распределились места?

2) Выделяем простые высказывания и обозначаем их латинскими буквами:

А = “Сергей – 1”, В = “Роман – 2”, С = “Виктор – 3”,

3) записываем условие задачи на языке алгебры логики:

4) составим конечную формулу, для этого объединим логическим умножением формулы каждого утверждения, приравниваем произведение единице;

5) 1 способ: упростим формулу, проанализируем полученный результат или

2 способ: составим таблицу истинности, найдем по таблице значения переменных, для которых F = 1, проанализируем результаты.

Проанализируем полученный результат:

Смотрим значения переменных и получаем тот же результат, что и при первом способе решения.

4. Итоги урока.

Повторить алгоритм решения логических задач; подвести итоги самостоятельных работ по карточкам.

Домашнее задание: п. 3.6 (стр.138-140); упр. 3.7, учебник для 10-11 классов Н.Д.Угринович.

Литература к уроку. Информатика 10 класс: Практикум, автор И.А.Иванова.