Гуманитарный подход к изучению физики

Разделы: Физика


Ребенок проводит на уроках большую часть времени нахождения в школе.

поэтому именно здесь должно происходить воспитание школьников, формирование их ценностных ориентаций. Особое внимание отводится педагогами стилю организации деятельности и взаимодействия учителя и учеников на уроке как фактору формирования инициативы, ответственности, мышления. Мы хотели бы обратить внимание на гуманитарный аспект содержания предмета (в том числе и предметов естественно-математического цикла) Так как профильное обучение начинается в старших (10-11) классах, когда молодые люди определились в основном с выбором сферы профессиональной деятельности, то и ценностное самоопределение осуществляется на уровне формирования образа "Будущего". Этот вывод был сделан на основе совместного анализа теории А.Маслоу “Возвышения потребностей”и этапов ценностного самоопределения учащихся, выделенных в монографии доктора педагогических наук, профессора, академика МАИ А.В.Кирьяковой. Выявленная взаимосвязь приведена ниже в таблице. Очевидно, что каждому новому уровню потребностей, характерных для данного этапа развития личности соответствует новый этап ценностных ориентаций:

Схема

Преподавая точные и естественные науки в гуманитарных и филологических классах, необходимо выбрать и ввести материал так, чтобы вместе с информацией о явлениях природы, методах ее познания формировалось умение преломлять законы природы через человеческие законы, общечеловеческие ценности. Ведь не случайно именно Эйнштейну приписываются слова: "Человечеству не хватает только скамейки - сесть и подумать". О чем могут заставить подумать юношу или девушку малопонятные формулы, какие бы красивые и гармоничные законы они не иллюстрировали, если в дальнейшем физика будет им не нужна. Зато есть возможность научить видеть закономерности в природе, литературе, искусстве, увидеть ценность Гармонии во всех областях окружающего мира.

Например, говоря о необратимости процессов в физике, можно обратить внимание не только на необратимость процесса теплопередачи, расширения газа, старения человека, но и на неравнозначность направления "вниз" и "вверх" (стать наркоманом легко, обратный процесс труден и часто необратим, ломать, разрушать легче чем строить, восстанавливать разрушенное, будь то дом, город или человеческая жизнь).

Обсуждая вопросы методологии познания, формирования физических законов, теорий, роли эксперимента в физике, связи между законом сохранения и симметрией пространства и времени, можно предположить, что та же цепочка познания (наблюдение - гипотеза - опыт - закон - теория) прослеживается в гуманитарных, общественных науках (лингвистике, литературе, обществознании). Эта гипотеза может стать основой для учебно-исследовательской работы ученика 10-го филологического или социально-гуманитарного класса. Можно попытаться выяснить, существует ли симметрия в человеческих отношениях, можно ли предположить закон сохранения Добра, Красоты, Любви? Здесь на наш взгляд уместны интегрированные уроки физики, биологии, литературы, обществознания.

При изучении развития атомной физики и ядерной энергетики можно рассмотреть механизм радиации, цепной ядерной реакции и других законов ядерной физики в гуманитарном классе на качественном уровне, зато останется время, чтобы познакомиться с историей развития атомной и ядерной физики, подумать о роли ученого в развитии науки, о его ответственности за сделанное открытие, о роли Человека для Человечества, о его ответственности перед природой. Интересным вариантом проведения такого урока может служить "Суд над радиацией". Такого рода разработки публиковались и использовались учителями. Однако, на наш взгляд, рассматривая пользу и вред радиации, атомной физики, мы берем на себя смелость осуждать или оправдывать Беккереля, Резерфорда, Марию Склодовскую-Кюри, Гана, и других ученых, которые целью жизни считали развитие науки на пользу человечества, а не уничтожение его его же собственными руками.

Предлагаю вашему вниманию вариант урока в гуманитарном классе по теме "Энергия атома на службе человека?"

Цель урока: сформировать у учащихся умение выражать свое мнение на основе научных и исторических фактов, отношение к общечеловеческим ценностям Природа, Истина, Жизнь, формировать социальный опыт, коммуникативную компетентность, критическое мышление, попытаться определить роль человека в мире.

Оборудование: Компьютер, мультипроектор, магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы.
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих лишь грезою природы. (Ф.И.Тютчев)

Эти строки великого русского поэта, мне кажется, не только о величии природы перед человеком, но и предостережение человека от гордыни - одного из величайших грехов. Мы познакомимся сегодня с историческим и научным аспектами развития ядерной физики и использования ее достижений человеком. И не случайно в теме нашего урока стоит знак вопроса. Мы попробуем найти ответ на этот вопрос. А может, это не вопрос, или есть предложения, которые избавят тему от вопросительной интонации. Давайте, попробуем! На нашем уроке будет задан еще не один вопрос. Постарайтесь записать для себя эти вопросы. Чтобы потом подумать. Начнем с истории.

2. Сообщения учащихся

А) История развития атомной физики и ее творцы (сообщение учащихся)

Учитель: Как видите, люди, стоящие у истоков ядерной физики хотели только одного: чтобы наука служила людям, чтобы загадочный атом стал понятен, и ни один из них, добывающих знания порой ценой собственного здоровья, а то и жизни, не желал бы, что бы его имя было связано со способом уничтожения людей.

Б) Создание первого ядерного реактора Ферми, принцип действия ядерного реактора, условия его безопасной работы (Сообщение учащихся)

Учитель: Существует еще одно направление использования ядерной энергии, когда человек не считает необходимым следить за тем, чтобы цепная реакция была управляемой. Это ядерное оружие.

В) История развития ядерного оружия. Испытания атомной бомбы в Хиросиме, Нагасаки, последствия испытаний в с. Тоцкое Оренбургской области (сопровождается компьютерной презентацией)

Учитель: Расул Гамзатов писал:

Я счастлив: не безумен и не слеп,
Просить судьбу мне не о чем, но все же
Пусть будет на земле дешевле хлеб,
А человеческая жизнь – дороже.

Есть ли цена у человеческой жизни? Кто имеет право ее установить? Политик? Ученый? Солдат? Цена или Ценность? В чем она?

Г) Ядерная энергетика: перспективы и проблемы.(Сообщение учащихся)

Учитель: …И упала c неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и источники вод. Имя сей “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. … И я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны, и вышел дым из кладязя как из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению о скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Апокалипсис)

- За что это людям? За излишнее любопытство, за желание быть как Боги, за всегдашнюю беспечность и безалаберность? Как Вы думаете?

- Есть грустный анекдот, если вообще такие бывают:

Встречаются две планеты. Одна другую спрашивает:

- Как дела?

- Да вот, какие-то люди завелись, чего-то копают, строят, взрывают – цивилизация.

- Ничего, - отвечает первая, - у меня тоже такое было. ПРОЙДЕТ.

Неужели мы, люди, учимся, растем, любим, делаем открытия, чтобы ПРОЙТИ, не оставив следа, памяти? Или все-таки это не так? Как думаете вы?

III. Учащимся предлагается написать небольшое эссе на тему “Человек в ответе за тех, кого приручил?” (пока дети пишут, звучит мелодия “Утро планеты” в исп. Ансамбля “Ариэль”, либо другая мелодия подобного направления)

IV. Домашнее задание: выберите вопрос, который вам интересен, наиболее спорный или тот, по которому у вас сложилось мнение. Создайте небольшую компьютерную или любую другую презентацию из нескольких слайдов, рисунков, стихов, цитат по выбранному вопросу.