Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Неделя русского языка

Разделы: Преподавание русского языка, Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа


Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельностному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Программой начальной школы предусмотрено изучение огромного количества понятий и терминов. В связи с этим деятельность учителя и учащихся на уроках направлена в основном на приобретение знаний, умений и навыков.

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры. Ну и, наконец, предметная неделя является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Исходя из вышеизложенного, по инициативе методического объединения учителей начальных классов в нашей школе второй год проводятся предметные недели.

Мы представляем вам материалы по проведению “Недели русского языка”.

Программа “Недели русского языка”

Понедельник. Линейка. Открытие.

Вторник. Олимпиады по классам.

Среда. День неожиданностей.

Четверг. Интеллектуальные игры.

Пятница. Линейка. Закрытие.

Оформление зала

Зал украшен воздушными шарами. На стенах находятся: программа недели, газета с заданиями для заочного тура олимпиады, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке:

* Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.

И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Пословица

* Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

А. М. Горький

* Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А. П. Сумароков

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

К. Г. Паустовский

* Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.

А. П. Сумароков

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

Пословица

* Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём…

А. И. Герцен

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.

В. Г. Белинский

* По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Содержание “Недели русского языка”

Понедельник. Линейка, посвящённая открытию

“ Недели русского языка”

1. Построение.

2. Перекличка.

3. Игра на внимание.

4. Вступительное слово.

– Дорогие ребята, у нас сегодня знаменательное событие. Мы открываем “Неделю русского языка”.

5. Чтение стихотворения. С.Абдулла “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

6. Ведущий.

– Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим на русской земле, тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

7. Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

8. Хоровое чтение высказываний, которые написаны на плакатах.

– Давайте прочитаем несколько высказываний о русском языке. (См. оформление.)

9. Ведущий.

– Неделю русского языка объявляю открытой.

– Предлагаю вам познакомиться с программой “Недели русского языка”.

1 –ый день. Понедельник.

Линейка. Открытие “Недели русского языка”.

2–ой день. Вторник.

Олимпиады по классам. Из каждого класса будут выявлены 3 ученика, которые лучше всех знают русский язык.

3–ий день. Среда.

День неожиданностей.

В этот день будьте готовы к любым неожиданностям.

4–ый день. Четверг.

День интеллектуальных игр.

В четверг пройдут интеллектуальные игры по параллелям среди победителей олимпиад.

5-ый день. Пятница.

Линейка. Закрытие “Недели русского языка”. Подведение итогов. Награждение победителей.

10. Объявление о заочном туре олимпиады по русскому языку.

– Кроме этого, с сегодняшнего дня объявляется заочный тур олимпиады по русскому языку. В этом заочном туре может принять участие каждый желающий из любого класса.

– На этом плакате написано 12 заданий. Вы можете подойти к плакату с листком бумаги и, прочитав задание, сразу записать ответ на него. А также можно переписать задания на листок и выполнить их дома. Не запрещается обращение за помощью к родителям или к старшим братьям и сёстрам. Учитываться будет грамотность и аккуратность при оформлении работы.

(Задания заочного тура олимпиады: см. ниже.)

11. Объявление о творческо-поисковом задании.

– Ещё одно задание, к выполнению которого вы можете приступить уже сегодня. В этом конверте находятся листочки, на которых написаны устойчивые выражения. Иногда мы в своей речи употребляем выражения, например: “Плясать под чужую дудку”, или “Пропустить мимо ушей”. Что они обозначают сейчас, мы понимаем. А вот знаем ли мы, что эти выражения означали раньше.

– Задача каждого класса такова: узнать историю одного устойчивого выражения. Взять лист бумаги, разделить его пополам. На одной половине изобразить, что это выражение означало раньше, а на другой – что это выражение означает сейчас.

– Попрошу подойти ко мне по одному представителю от каждого класса и достать из конверта