Методическая разработка "Технология шликерного литья. Изготовление сувениров"

Разделы: Общепедагогические технологии


СХЕМА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работа. Сообщение темы занятия.

2. Материалы и инструменты.

3. Подготовка материала к работе:

а) лепка игрушки из пластилина;
б) изготовление гипсовой формы для отливки;
в) приготовление шликера;
г) отливка фигурок;
д) сушка, обжиг;
е) роспись готовой работы.

4. Практическая часть длиться несколько занятий. Педагог осуществляет контроль за работой детей, следит за правильностью приемов литья, помогает тем, кто испытывает затруднения в работе, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми.

1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.

Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева, глина не гниет и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это, прежде всего посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, катушка для ниток, бусы, пуговицы и многое другое.

В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. (Рисунок 1).

Словом, глина не только древний, но и современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем.

Среди способов формовки керамических изделий, литье занимает особое место. Оно дает возможность с большей точностью изготовить множество сувениров, совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму небольших скульптурок с тонкой проработкой деталей.

Глиняное, или шликерное литье, основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу. Шликер - это глина, разведенная водой до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки. Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок.

2. Материалы и инструменты

Для выполнения работы в данной технике понадобиться: глина, вода, гипс, канцелярский клей, пластилин, нож, стеки, лезвие, вазелин. (Рисунок 2).

3. ТЕХНОЛОГИЯ ШЛИКЕРНОГО ЛИТЬЯ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ

3.1. Приготовление шликера.

Для приготовления шликера необходимо:

а) из расчета 1/1 (часть воды, часть глины);

б) растирается каждый комочек до жидкой сметаны;

в) канцелярский клей разводиться 1/1 водой и добавляется в раствор глины от 5 до 8 капель (для разжижения шликера);

г) шликер процеживается и переливается в чистую посуду.

Пример: вода в работе используется только теплая, шликер готовиться в теплом помещении, желательно на теплом столе.

3.2 ЛЕПКА ФИГУРКИ ПОД ГИПСОВУЮ ФОРМУ

1) Выбирается тема будущей фигурки и рисуется эскиз (вид спереди, сбоку, сзади). Если бок не повторяет другой, рисуется два. Образно рисунок должен представляется объемным. Завершением является лепка выбранной фигурки.

2) Фигурка должна лепиться из одного куска пластилина. Во избежание замков при отливке она должна быть компактной (обтекаемой), в ней не должно быть острых углов (например: изгиб шеи, приподнятая рука, ухо и другие изгибы частей фигурки). Завершающим этапом работы является заглаживание фигурки при помощи воды и пальцев.

3) Простая форма фигурки всегда двухполовинчатая. На такие фигурки гипсовая форма отливается в два этапа. Острым предметом наноситься на фигурку разделительная линия по всей фигурке. Затем в разделительную линию вставляются разделительные пластины (тонкая металлическая фольга, плотная прозрачная пленка, старое лезвие и т.д.) (Рисунок 3.). После этого берется вазелин и мягкой кистью одна половинка фигурки смазывается вместе с пластинками (рельеф на фигурки можно нанести до смазывания вазелином или после отливки фигурки из глины).

3.3 ГИПСОВАЯ ФОРМА

 

а) Берется вода, наливается в емкость, затем постепенно засыпается так, чтобы получалась горка. (Рисунок 4).

Гипс быстро размешивается и как только начинает загустевать выкладывается в форму (форма делается из полиэтиленовой банки). Затем в готовую гипсовую массу вдавливается половинка обработанной фигурки. (Рисунок 5).

Можно рабочий гипс накладывать на обработанную половинку фигурки, держа ее в руках, т.е. без формы (это способ используется реже).

б) Вторую половинку фигурки необходимо обработать вазелином (убрать предварительно пластинки из гипса). Замок для второй половинки гипса делается в виде небольших выемок в гипсовой форме.

в) Вновь приготовленный гипс выкладывается на вторую половинку фигурки, выдерживается 20-30 мин., а затем гипсовая отливка вынимается и при помощи ножа делиться на две равные части (хорошо смазанные формы сами отделяются).

3.4 ЛИТНИК.

1) Выбрав, где будет основание фигурки (допустим ноги), вырезается ножом литник, который будет служить отверстием для заливки и сливки шликера.

2) Готовые формы соединяются так, чтобы отверстия литника совпадали, а затем вошли вдруг в друга. (Рисунок 6). Форму можно закрепить резинкой и оставить сушиться (помня, сушка гипса не менее суток).

Примечание: после каждой отливки фигурки, форма должна просушиваться. Гипс разводиться малыми порциями, т.к. быстро застывает.

3.5 ЛИТЬЕ

а) Для литья берется готовая сухая гипсовая форма и заранее приготовленный шликер (форму можно подогреть в печи). Процеженный шликер заливается в форму до верха литника, при заливке глина должна спускаться ниже литника, т.е. ее уровень должен быть ниже верха литника. Далее заливается шликер опять до верхнего уровня и так не менее 3-5 раз. Процесс заливки длиться от 3 до 5 мин., это необходимо для набора толщины фигурки.

б) Затем аккуратно через литник сливаются остатки шликера в посуду, и форма переворачивается вниз литником на стол с подогревом. Через 3-5 мин., форму необходимо перевернуть литником вверх. Как только форма начнет отходить от фигурки (это происходит примерно через 20-30 мин.) осторожно снимаются резинки, которые закрепляли форму и аккуратно снимается гипсовая форма с фигурки. Вынутая фигурка подготавливается к обработке.

3.6. ОБРАБОТКА ФИГУРКИ

а) Аккуратно срезается литник и облой (края соединяющие половинки).

б) Смоченной лопаткой осторожно заглаживаются швы и неровности.

в) Различными вспомогательными инструментами на изделия наносятся рельефы и украшения.

г) Вся фигурка должна быть со всех сторон обработана и только после этого ставится для естественной сушки (примерно на 1 сутки). Дырки, щели, трещины замазываются тем же шликером.

д) Если есть желание сделать дополнительные детали к изделию, то для этого используются обрезки литника и обмой, которые приклеиваются к фигурке шликером (принцип лепнины). Через сутки, перед тем как поставить изделие в печь, для обжига, фигурка еще раз проверяется во избежание трещин, если они имеются их надо замазать шликером и просушить. В печь закладываются безупречно выполненные без дефектов фигурки. (Рисунок 7).

ПОДГОТОВКА ГИПСОВОЙ ФОРМЫ К ОЧЕРЕДНОЙ ОТЛИВКЕ

а) После отливки форма осторожно освобождается от излишков глины (можно собрать их комочком глины, но ни в коем случае нельзя обрабатывать внутреннюю сторону формы, стекла и т.д.)

б) Гипсовая форма становится легкой (но желательно форму сушить в собранном виде). Если подогрев идет с одной стороны, то форму нужно перевернуть и сушить одинаковое количество времени с обеих сторон. (Рисунок 8)

ОБЖИГ ФИГУРКИ

а) Обработанная и высушенная фигурка укладывается в печь (можно печь загрузить полностью) в любом положении, но аккуратно, более легкие фигурки должны быть сверху.

б) Начальная температура в печи должна быть 150 градусов, через каждые пол часа повышается до 900 градусов. В общей сложности, фигурка обжигается 3-4 часа.

в) Остывшие фигурки вынимаются и внимательно осматриваются. Заметив темные пятна (типа плесени), фигурки стоит положить обратно в печь и включить максимум 900 градусов, примерно на 1 час.

г) Готовые остывшие фигурки обрабатываются мелкой шкуркой (нулевой). Допускается процарапывание рисунка, рельеф, но без сплошных нажимов (фигурки после обжига имеют ровный красновато-оранжевый цвет).

В завершении фигурку нужно протереть от глиняной пыли, загрунтовать процеженной водоэмульсионной краской и приступать к следующему этапу.

РОСПИСЬ ФИГУРКИ

Фигурка расписывается гуашью плюс клей ПВА и покрывается лаком.

а) Сначала на бумаге делается эскиз, а затем уже ведется роспись на фигурке. В росписи используются тычки (вата закручивается на заостренный конец спички). Их используют при росписи глаз, рта, украшений на одежде.

б) Фигурки расписываются поэтапно. Если расписывается фигурка человека, то сначала лицо, руки, ноги, затем основной цвет одежды, волосы. Далее отводятся основные элементы, например черты лица, детали одежды, только после этого идет разживка и украшение фигурки (нарядные детали в кофточках, фартучках, ресничках, усики), т.е. прорисовываются все мелкие детали. Когда фигурка готова после просушки (2 часа), ее покрываются лаком (ПФ-283).