Мультимедийный урок в 9-м классе по теме: "Номенклатура предельных углеводородов. Структурные формулы"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Оборудование и дидактический материал:

  • Компьютеры;
  • Мультимедиа-проектор;
  • Экран.
  • Обучающая компьютерная презентация “Номенклатура алканов. Структурные формулы” (Приложение 1)
  • Интерактивное задание (Приложение 4)

Раздаточный материал:

  1. Инструктивная карта по работе с обучающей программой (Приложение 10);
  2. Карточки
    • по составлению названий по формулам;
    • на составление формул по названиям;
  3. Алгоритм составления названия и алгоритм построения структурной формулы алкана (Приложение 2).

Цели урока:

Познавательные:

- Актуализация знаний о номенклатуре органических соединений, знакомство с историей развития номенклатуры и с общими ее принципами.

- Уметь давать название предельным углеводородам с разветвленной цепью.

- Уметь составлять структурные формулы алканов.

- Уметь применять полученные знания на практике, при выполнении заданий.

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, самостоятельность в решении учебных проблем.

- Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.

- Развивать навыки коммуникативной культуры.

- Развивать навыки работы с обучающими компьютерными программами.

- Развивать у учащихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее.

Воспитательные:

- Формировать у учащихся собственное отношение к изучаемому материалу, к своей значимости в образовательном процессе.

- Воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей у учащихся:

- получение и обработка информации;

- использование отдельных частей заданий и связывание воедино;

- выбирать собственную траекторию образования;

- принимать на себя ответственность за получаемое образование.

После изучения этой темы учащиеся смогут:

  1. Записывать структурные формулы предельных УВ.
  2. Давать называния предельным УВ.
  3. Соблюдать правила работы на компьютере, в коллективе.
  4. Пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
  5. Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания.
  6. Самостоятельно работать с обучающими компьютерными программами и тестами.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация (слово учителя) – 4 мин.
  3. Самостоятельная работа с обучающей программой – 20 мин.
  4. Выполнение самостоятельной письменной работы (или можно использовать тестирование по теме) – 7 - 10 мин.
  5. Домашнее задание – 2 мин.
  6. Итоги урока и рефлексия – 6 - 3 мин.

Ход урока

Этап 1. Организационный момент

Этап 2. Ориентировочно-мотивационный (актуализация знаний)

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

  1. Какие органические соединения называются предельными углеводородами?
  2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?
  3. Назовите общую формулу предельных углеводородов.
  4. Что такое гомологический ряд?
  5. Что такое гомологическая разность?
  6. Назовите первые пять представителей алканов. Укажите их молекулярные формулы.
  7. Укажите вид гибридизации, характерный для предельных углеводородов.
  8. Назовите угол и длину связи, характерные для алканов.

Учитель: Мы уже не раз на уроках говорили о многообразии и сложности строения органических веществ и о необходимости уметь правильно называть органические вещества. Изучение и прогрессивное развитие органической химии было бы невозможно без единого подхода и систематизации химического языка и химической номенклатуры.

Что же такое номенклатура?

Номенклатура – это система названий, употребляющихся в какой-либо науке, тогда химическая номенклатура – это система формул и названий химических веществ. Она включает правила составления формул и названий (смотреть слайд №2).

Существует несколько видов номенклатуры: историческая, или тривиальная, рациональная, современная, или международная (смотреть слайд №3).

На заре развития органической химии было известно достаточно мало веществ живой природы. Ученые той поры могли позволить себе придумывать для каждого вещества собственное название, да еще и не одно. Например, этилен называли “двууглеродистый водород”, “маслородный газ” или “этерин”. Такие названия чаще всего отражали происхождение вещества или наиболее яркое его свойство. Такие названия именуются тривиальными. Они и сейчас широко распространены в химии для обозначения многих веществ.

Когда число органических соединений стало большим, а их строение довольно сложным, возникла необходимость о создании специальной номенклатуры, которая отражала бы их строение. Первой такой номенклатурой стала рациональная номенклатура. Она рассматривала все вещества определенного класса как производные главного и наиболее простого его представителя. Так для предельных углеводородов таким веществом является метан. Предельные углеводороды рассматриваются как производные метана, у которого один или несколько атомов водорода замещены на радикалы. К такой номенклатуре прибегают и сейчас. Однако и она не всегда удовлетворяет химиков.

Чем более сложные вещества, тем более сложных названий они требуют. Простыми тут не обойтись. Была разработана специальная номенклатура – единая для всех органических веществ, которая получила название международной, или систематической. Она известна и как правила ИЮПАК (смотреть слайд №4).

Этап 3. Операционно-исполнительский

Чтобы свободно владеть этой номенклатурой, нужны определенные навыки. И они у вас появятся, когда при изучении обучающей программы “Номенклатура предельных углеводородов” вы познакомитесь с правилами составления названий, и будете называть конкретные вещества (смотреть слайды с №5 по №6).

Работа учеников с компьютерной презентацией “Номенклатура алканов” (смотреть слайды с №7 по №11) с использованием инструктивной карты (Приложение 10).

При изучении алгоритма построения названий предельным углеводородам в презентации используется интерактивная программа (Приложение 3). Создание алгоритма составления названия органических веществ, а так же алгоритма действий по изображению структурной формулы вещества по его названию (Приложение 2).

По мере работы с компьютерной презентацией учащиеся отрабатывают навыки и умения давать названия алканам, а по их названию писать структурные формулы (Приложение 4). Обсуждение результатов работы.

Этап 4. Рефлексивно-оценочный

Для проверки усвоения знаний по теме выполняется самостоятельная работа или тест (смотреть слайды №12 -14).

После окончания работы проверяется выполнение задания и оценивается работа.

Этап 5. Домашнее задание (смотреть слайд №15)

1. По учебнику “Химия 9 класс” (Н.Е. Кузнецова) §54 стр. 198 – 200, задания № 1-5 стр. 200.

2. Задания по “Задачник по химии. 9 класс” (Н.Е. Кузнецова) №7.9 – 7.11 стр. 66.

Этап 6. Рефлексия (смотреть слайд №16)

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Доволен(а) ли ты тем, как прошел урок?

- Было ли тебе интересно?

- Сумел(а) ли ты получить новые знания?

- Ты был(а) активен(а) на уроке?

- Учитель был внимателен к тебе?

- Ты сумел(а) показать свои знания?

- Что больше всего тебе понравилось на уроке?

Этап 7. Подведение итогов работы (смотреть слайд №17)

Учитель подводит итог, отмечает наиболее успешные моменты урока, выясняют вопросы, появившиеся у учащихся во время работы. Выявляются сложности при работе с программой и пути их преодоления.

Перечень используемых в уроке ИКТ:

  1. Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”, уроки химии 10-11 класс, 2002 г.
  2. “Органическая химия” электронный мультимедийный учебник для средней школы / под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова, Самара, 2001 г.