Русская живопись 2-й половины XIX века

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • продемонстрировать достижения ведущих художников реалистической школы, роль и значение творчества передвижников в общественной жизни страны;
  • развивать речь, мышление и эстетические навыки.

Основные понятия: критический реализм, передвижники, портрет, пейзаж.

Оборудование: репродукции картин Третьяковской галереи; книга В. Прудоминского “Первая Третьяковка”, Универсальный энциклопедический календарь “Знаменательные даты.2007” издательства “Либерия - Бибинформ”, записи музыки П. И. Чайковского.

Эпиграфы:

Искусство – страстное молчание. (Густав Моро)

Жизнь коротка, искусство вечно.

Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. (В. А. Сухомлинский)

Оформление: На доске можно написать фамилии художников и их произведения:

  • И.Н.Крамской. Незнакомка. Портреты Л.Н.Толстого, П.М.Третьякова.
  • И.И.Шишкин. Рожь. Утро в сосновом лесу.
  • Ф.А.Васильев. Мокрый луг.
  • И.К.Айвазовский. Чёрное море. Чесменский бой.
  • А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре. Берёзовая роща.
  • И.И.Левитан. Золотая осень.
  • В.В.Верещагин. Апофеоз войны. На Шипке всё спокойно.
  • К.Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге.
  • В.Г.Перов. Тройка.
  • И.Е.Репин. Бурлаки на Волге.
  • В.И.Суриков. Боярыня Морозова. Взятие снежного городка.
  • В.М.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. Богатыри.

Подготовительная работа: стенды с репродукциями картин художников 2-й половины XIX века по темам “Художники-передвижники”, “Портретная живопись”, “Художники-пейзажисты”, “Художник-баталист”, “История в полотнах русских художников” и т.д.

План урока:

I. Вводная часть.

II. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею.

Творчество И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, В.В.Верещагина, К.Савицкого, В.Г. Перова, В.И. Сурикова, В. М. Васнецова.

III. Заключение.

Ход урока

I. Вводная часть.

Слово учителя. Сегодня мы совершим экскурсию по залам Третьяковской галереи, что находится в Москве. Третьяковская галерея названа по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.

Сообщение ученика:

Третьяков был купец. Своё богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Свои приобретения он делал на выставках и в мастерских художников, являя собой новый тип коллекционера, дающего материальную поддержку мастерам. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. Его личные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу. Собирая картины (с 1856 г.), он поставил себе цель создать общедоступный национальный музей, приобретал преимущественно произведения художников демократического направления (передвижников). В 1892 г. П.М.Третьяков передал своё собрание, а также коллекцию, завещанную ему братом С.М.Третьяковым (1834-1892 гг.), в дар Москве.

(Примечание: далее выделенное курсивом – сообщение ученика)

В 1918 г. Декретом СНК музей был национализирован. За годы советской власти собрание увеличилось во много раз. В него влились: музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова (1858-1929 гг.); Цветковская галерея с её ценнейшей коллекцией русского рисунка; собрание картин русских художников из Румянцевского музея; несколько национализированных частных коллекций.

II. Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею.

Сегодня мы познакомимся с творчеством художников 2-й половины XIX века.

Вопрос классу: кто помнит, в каком стиле творили художники, скульпторы, архитекторы 1-й половины XIX века? (ответ: классицизм)

Скоро стиль классицизма приелся и художники, литераторы стремились описывать жизнь такой, какая она есть, т.е. реалистично.

9 ноября 1863 года в Академии художеств случилось невероятное событие: ученики отказались рисовать дипломную картину на тему древнего скандинавского предания. Они заявили обескураженным учителям, что хотят рисовать на свою тему. Получив отказ, лучшие ученики навсегда покинули Академию. Они стали вместе жить и творить, а затем организовали передвижные выставки. На их холстах открывалась обыкновенная русская жизнь – земля, народ. Первая передвижная открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года. Потом она переехала в Москву, Киев, Харьков… Некоторые говорили, что картины про мужиков нельзя считать настоящим искусством, что древние развалины живописнее, чем русское село. На это известный критик тех времён Владимир Васильевич Стасов отвечал: “Настоящее искусство смотрит во все глаза на то, что совершается вокруг нас. А вокруг нас живёт, трудится, бедствует народ. Значит, героями картин должны быть не шестикрылые ангелы, не цари, древние и нынешние, не графы и маркизы, а мужики, рабочие, чиновники, и учёные”.

Руководителем художников – “бунтарей” был Иван Николаевич Крамской. Он был художником-портретистом. Портрет – изображение человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии. (Демонстрация картин художника. Можно рассказать об истории создания некоторых портретов, взяв информацию из книги В. Прудоминского “Первая Третьяковка”).

Теперь перейдём к стенду, посвящённому художникам-пейзажистам. Пейзаж - картина, изображающая природу. Настоящие шедевры русской живописи в этом направлении оставили великие художники Иван Иванович Шишкин и Фёдор Александрович Васильев, его ученик. На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осинки. Крамской называл Шишкина лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.

Васильев прожил всего 23 года, но какие удивительные картины были созданы столь молодым художником. По мнению Крамского, пейзаж Шишкина – рассказ, а Васильева – стихотворение.

Заболев чахоткой, Васильев уехал лечиться в Крым и очень тосковал по родным местам, по памяти создавал картины родной природы средней полосы России. (Просмотр картин художников).

А другой художник, Иван Константинович Айвазовский (Гайвазовский), тосковал в Петербурге по родному Крыму.

Айвазовский был маринистом – живописцем, пишущим картины с изображением моря. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать.

В Петербурге Айвазовскому предлагали разные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице. “Чуть повеет весной. И на меня нападает тоска по родине - меня тянет в Крым, к Чёрному морю”, - говорил он.

В своём родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нём.

Весной 1880 года открылась выставка, на которой была всего одна картина, но какой ажиотаж она вызвала у публики! Это картина Архипа Ивановича Куинджи “Лунная ночь на Днепре”. Порой можно было услышать:

- Картина написана на стекле. А сзади поставлена яркая лампа. Оттого так светится.

- И вовсе не на стекле. Просто Куинджи, когда работает, смотрит на природу сквозь цветное стекло.

- Да краской, краской написано. Только не простой, а лунной. Есть такая “лунная краска”. Я сам в газете читал.

Архип Иванович долго работал над оттенками красок, оттого такие удивительные цвета получились. Глядя на картину, вспоминаются чудесные строки Гоголя: “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…”

Куинджи – певец красоты родной Украины.

Вопрос классу: на примере жизни этих художников какие народные поговорки можете вспомнить? (Каждому мила родная сторона, каждый кулик своё болото хвалит…).

А теперь последуем в зал, отданный художнику-баталисту. Батальная живопись изображает войну.

Шла война в Средней Азии. Небольшой русский отряд оказался окружён в одной из крепостей. Необходимо было посмотреть, что делает за стеной неприятель. Готовится ли к штурму? Откуда нападёт? Офицер спросил солдат, кто готов взобраться на стену. Солдаты замешкались. Верх стены под прицелом у неприятеля: выглянешь – верная смерть. Вдруг из рядов солдат выбежал человек в сером пальто нараспашку и в белой пуховой шляпе. Прежде чем офицер успел остановить его, он уже был на стене. Подтянулся на руках, выглянул – будто сфотографировал осаждающих – и кубарем скатился вниз. Тут же десятки пуль вонзились в стену там, где секунду назад была его голова. Этот смельчак был художник Василий Васильевич Верещагин.

Изображая войну, он буквально кричит: “Война – это зло! Войны унесли миллионы жизней, не допускайте новые войны!”. Художник погиб как солдат на борту броненосца “Петропавловск” во время русско-японской войны.

Во второй половине XIX века усиливается демократическое направление в русском изобразительном искусстве. Художники на своих полотнах изображают тяжёлый труд простых людей.

Картина К.Савицкого “Ремонтные работы на железной дороге” появилась на Третьей передвижной выставке. Правительственные газеты рассердились: “Что за картина! Рабочие копают и возят землю. Возят и копают – и всё!” Не нравился официальной идеологии новый стиль в живописи и литературе – критический реализм. Поэт Н.А.Некрасов тоже описал каторжный труд строителей железной дороги.

…Труд этот, Ваня, был страшно громаденне по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав это дебри бесплодные
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Василий Григорьевич Перов тоже был художником критического реализма. В его произведениях часто встречаются дети (“Проводы покойника”, “Тройка”). В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Вот что бы сказал о своей жизни такой мальчик-ученик: “Нас заставляли таскать ящики на спине с помощью верёвочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут ещё хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили водной комнате с толстыми железными решётками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов”.

Так жили и дети, изображённые на картине Перова. Такие картины “больно кусаются”. Как вы понимаете это выражение? (Не оставляют равнодушными, сердце сжимается болью и гневом. Картины-революционеры).

А этот зал отдан картине Василия Ивановича Сурикова “Боярыня Морозова”.

Около 300 лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали пустые дровни, где на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.

Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала “за веру”.

В ту пору в русской церкви произошёл раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься было велено не двумя перстами, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.

Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды. Их называли старообрядцами или раскольниками. Старообрядцы тайно собирались и молились по-старому. Самым яростным хранителем старых обрядов был протопоп Аввакум. Боярыня Морозова была его верной помощницей.

А здесь – сказки, былины, песни. Это картины Виктора Михайловича Васнецова(1848-1926гг.). Он жил в Москве, где многое напоминает о старине. Кремлёвские соборы и стены, старые улочки, церкви, монастыри – всё привлекало художника и питало его воображение.

В Москве Васнецов взялся за большую картину “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. Семь столетий назад князь Игорь Святославович повёл дружину на половцев, разорявших Русскую землю, и потерпел поражение. Об этом рассказывает прекрасное произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.

…Отшумела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая красная луна взбирается на небо. На земле лежат убитые русские воины. Они словно спят, исполнив трудный долг. Полотно Васнецова воспело их подвиг и оплакало их гибель.

Васнецов говорил: “Только плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории”.

Кстати, главный фасад Третьяковской галереи сооружён в 1902 году по проекту В.М.Васнецова.

III. Заключение.

Вот и закончилась наша экскурсия по залам Третьяковской галереи.

Ещё древние сказали: “Ars longa, vita brevis” что означает - жизнь коротка, искусство вечно. Кто знает Третьякова – купца? Можем предположить, что в таком качестве его уже никто не помнит. Но весь мир знает сокровищницу – галерею, основанную П.М.Третьяковым.