"…Вы поедете на бал?" (История школьного кружка, изменившего мир…)

Разделы: Внеклассная работа


Когда два с половиной года назад мы создавали в Школе космонавтики “Клуб старинного танца”, никто из нас и предположить не мог, что в первый же год своего существования мы опровергнем ставшее уже классикой черномырдинское “Хотели как лучше…”. То, что начиналось как просто школьный кружок, за считанные месяцы выросло в потрясающе красивый и яркий Мир. И уже в первый год своего существования мы, изменяясь сами, вольно или невольно стали изменять окружающую действительность – проводили балы, выступали с лекциями-концертами по истории бального европейского танца …и просто жили в мире, где полонезы и вальсы, роскошные платья, прекрасные дамы и галантные кавалеры, бальный этикет – это реальность. Реальность, о которой невозможно было даже мечтать! Точнее Сказка, вдруг ставшая реальностью.

Первое впечатление, что мы – одиночки, занимающиеся чем-то неординарным, эксклюзивным, оказалось ошибочным. Старинные танцы, как выяснилось, уже начинают превращаться в новое молодежное движение, в новую культуру. И нам – новичкам – тут же протянули руку помощи танцевальные студии других городов Сибири. Приглашали на семинары, делились музыкой, статьями по истории и технике танцев. В какой-то момент возникало ощущение, что мы - как пловец, думавший, что он учится плавать на мелководье, - вдруг обнаружили себя посреди океана. Но не в одиночестве, а в окружении друзей, готовых поддержать и помочь. Теперь, вспоминая себя тогдашних, мы улыбаемся новичкам и помогаем. Всем, чем можем. Потому что помним себя тогдашних, и знаем, какие прекрасные лебеди вырастут их этих утят…

Впрочем, задача этой статьи – не рассказать о том, какие мы все красивые и замечательные, а помочь тому, кто захочет идти по нашему пути и, прочитав этот материал, загорится идеей проведения бала в своей родной школе. Настоящего бала, а не той дискотеки в длинных платьях, в которую превращаются выпускные илин школьные балы. Потому что бал – это место, где танцуют! Где умеют танцевать красиво и изящно, где умеют пригласить даму на вальс или мазурку, а потом проводить на место и поблагодарить за танец…

Предчувствую, как кто-то, прочитав это, начинает ныть: “Вальс, мазурка… Да мои дети ни в жисть такого не выучат!”… Но мои же выучили! Через два месяца после начала занятий все наши учебные группы (а их сейчас у ансамбля четыре – три в Красноярске и одна в Железногорске) без всякого затруднения освоили “Рекомендуемый бальный минимум” - курс из 26 танцев, куда входят аллеманды, менуэты, бранли, паваны, польки, контрдансы и полонез. Это не сложно! И очень интересно! А со временем, когда в результате танцевальных занятий появляется пластика, гибкость, галантная и стильная породистость – это становится просто красивым зрелищем. И танец превращается из набора заученных движений в общение. Попробуйте на себе! В конце концов смогла же я сама научиться танцевать вальс в 36 лет! После того, как научила этому своих детей… Главное – не бояться! Всё получится!

- А костюмы? – опять заноет скептик. – Они, поди, таких денег стоят! У меня в классе родители небогатые…

Костюмы мы шьем сами. За два года мои старшие девчонки, уже выпускницы, выросли в профессиональных портних! Первые платья и камзолы шились из списанных школой шторок, из подаренного учителями старого тюля. Теперь же ансамбль на костюмы зарабатывает самостоятельно. Причем в данный момент уже существует разделение – это платье для выступления, а это – так, для балов. А количество сшитого позволяет открывать перед каждым балом прокат, где любая дама, любого роста и габаритов, может подобрать себе подходящие по времени платье, веер, перчатки.

- А где брать музыку? Где я найду все эти танцы? И как я буду преподавать, я же вообще не хореограф! – завозмущается скептик.

С этим тоже все просто – движение исторической танцевальной реконструкции существует в стране уже лет десять. Первые клубы исторического танца появились в Москве и Санкт-Петербурге, а сейчас балы проводятся в каждом крупном городе! Большинство клубов имеет сайты, куда в свободном доступе выкладывается музыка, описания танцев, выкройки костюмов и т.д. Для танцмейстеров проводятся семинары, куда приезжают даже хореографы из-за рубежа – такие же фанатики своего дела! Идет активнейший обмен опытом, музыкой, видеозаписями. Обсуждается не только “что и как танцевать”, но и, в гораздо большей степени, “как доступно преподавать материал”. Любой человек, решивший заняться танцами – в каком бы маленьком и далёком городке он не находился - сможет стать частью этой культуры. И любой из уже занимающихся старинными танцами, поможет ему найти материал, подобрать танцы к спектаклю, вечеру или балу.

Не обсуждают на семинарах пока только одно – то, как меняют старинные танцы детей. Собственно, не обсуждают по двум причинам: во-первых, всем своим это и так понятно – привыкли, а во-вторых, большинство танцевальных студий работает не со школьниками, а со студентами и взрослыми людьми. Здесь мы возможно уникальны – Школа космонавтики изначально была местом, где большинство занимающихся – подростки 10-11 класса – как раз тот возраст, когда изменения хорошо заметны. И то, как меняются в результате танцевальных занятий мои мальчишки и девчонки, настолько впечатляет, что “танцоры” уже третий год в плане состояния здоровья отдельно отслеживаются школьным врачом и учителем физкультуры. Их медицинские показатели сравниваются со здоровьем “обычных” детей, а материалы этих исследований стали темой уже двух диссертаций! Потому что мало какой вид спорта так меняет осанку и пластику, как танцы. Со временем мы выложим на сайте нашего ансамбля эти исследования.

А теперь то, что исследованию не поддаётся и измеряется с трудом – изменения в культуре детей, в их кругозоре, интересах, привычках. Потому что крайне сложно измерить, сколько раз конкретный “Вася-Петя-Саша” подал руку девочке, выходящей из автобуса, и уж тем более невозможно измерить, что поменялось в душе этого “Васи-Пети”, год назад сыпавшего матом через слово, а теперь бросившего курить и принявшего как данность то, что девчонки вокруг него – это не “тёлки” и “эй ты”, а дамы, каждая из которых прекрасна. Это не измеряется – что поменялось в душе девчонки, впервые надевшей бальное платье, впервые получившей приглашение на вальс, впервые поехавшей на бал, а не на дискотеку. Они меняются! Вдруг появляется грация, взгляд гордый и свободный, чувство стиля, такт. Мои девчонки – породистые, как жены декабристов. И такие же чистые, достойные. А мальчишки… Как-то корреспондент, бравшая у них интервью пошутила: “Слушай, я смотрю на них и думаю – это ж какие красивые мужчины из них вырастут через год-другой! Куда мы, женщины, прятаться будем?” А потом они станцевали вальс. И она задумчиво сказала: “Пожалуй, прятаться надо уже сейчас…”, а потом как-то очень грустно и беззащитно спросила: “Почему в моей молодости такого не было?!” После этого я поняла ещё одно для себя важное: я занимаюсь всеми этими танцами ещё и затем, чтоб в их молодости это было! Они этого достойны!

Кстати, их, наших обычных современных деток, слушающих и смотрящих всякую “жуть и муть”, занимается танцами на удивление много! В первый год через ансамблевые занятия прошло порядка 60 курсантов школы, а сейчас в каждой учебной группе “Крыльев” занимается в среднем по 20 человек. Прибавьте к этому учебные группы других красноярских студий (а их сейчас в городе ещё три помимо нашего ансамбля), и тогда поймёте, почему в последний год перед красноярцами остро встал вопрос помещения для балов… Вновь пришедшие, выучив несколько танцев и выехав на первый бал, тянут на занятия друзей и подруг. Отзанимавшиеся год переходят в концертные составы студий и рвутся преподавать. А на их место приходят, неведомо как узнавая адреса и время занятий, новые подростки. Приходят десятками. И практически никто не уходит! Обычные нормальные школьники и студенты, как правило не занимавшиеся до этого танцами вообще никогда, путающие правую и левую ногу, сутулящиеся, закомплексованные и амбициозные одновременно… Типичные подростки – “поколение пепси”. Приходят - и через месяц-другой начинают вальсировать! А мы смотрим на них и понимаем, что никуда нам уже не деться от перспективы открытия в краевом центре Школы старинного танца. Год назад это казалось запредельной фантастикой…

Очень часто слышу от учителей: “Да-а, это вам легко проводить балы, а у нас знаете какой контингент?!” Знаю, проверяла на себе! Специально пришла в этом году в шестой коррекционный класс обычной Железногорской школы и через два месяца 12-13-летние девчонки этого класса танцевали менуэт на балу! Любой человек, любого возраста, с любым, самым трудным характером и любыми вредными привычками, пойдет за вами и поверит вам, если вы полюбите его и докажете ему, что то, чем вы увлечены – это действительно интересно! Собственно, это то, что отличает хорошего Учителя – умение любить своих учеников и свой предмет. Наверное, мне повезло: мне есть за что любить своих учеников, свою команду. И учу я их не танцам и не “этикетам”, а умению любить друг друга, доверять друг другу и уважать друг друга. И процесс обучения взаимный – мне есть чему поучиться у своих детей. А танцы – они уже как-то сами собой получаются. Причем не только те, которые мы находим в интернете на сайтах других клубов, студий и школ старинного танца или привозим с семинаров и мастер-классов. У нас уже есть свои авторские постановочные работы. А сейчас мои выпускники, поступившие в основном в технические ВУЗы, всерьёз подумывают о получении второго образования уже в сферах, связанных с танцами и культурой.

В этой статье я намеренно не стала описывать технологии преподавания, предлагать сценарии балов или ассамблей, расписывать даваемые нами лекции-концерты или рекламировать создаваемые моими ребятами дистанционные видео-курсы – всё это есть на сайте ансамбля “Крылья”. Заходите, смотрите: http://www.dance.cosmoschool.ru/. Важно другое – не бояться открыть дверь в этот новый Прекрасный Мир!