Применение модульно-рейтинговой технологии обучения на уроках информатики и ИКТ

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Обоснование актуальности темы.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту.

Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

Ещё в 2002 г. Министерство образования РФ разместило в Интернете пресс-релиз “О многобалльной системе оценок в российской системе образования”, в котором оно отмечает, что одновременно с модернизацией педагогического образования пересматриваются подходы и к системе оценивания знаний учащихся.

  1. Эта проблема была гласно озвучена после ее анализа Клубом лучших учителей года России - победителями Всероссийских конкурсов "Учитель года". Наверное, не случайно, ибо эта тема периодически поднимается и в педагогической прессе, и учителями - на практике, как известно, абсолютное большинство учителей выходит за пределы нашей системы оценок, ставя или "4-" или "3+" и т.п.
  2. Более того, наша "пятибалльная" система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, ибо "двойку" в аттестат за 9-ый или 11-ый класс ставить запрещается, а часто учителю не разрешается ставить "двойку" и по итогам просто учебного года. В результате - "три пишем, два в уме", а это - негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят и понимают. В итоге с детства закладываются основы принятия лжи как нормального явления.
  3. Как результат, поскольку у нас немного "пятерок" и немного "двоек", все остальные (около 15 миллионов школьников) делятся на "троечников" и "хорошистов". Поэтому ?четверка? у одного ученика и в одной школе сильно отличается от ?четверки? у другого ученика или от ?четверки? в другой школе.
  4.  На самом деле, в большинстве стран мира приняты более "многобалльные" системы оценки знаний, и на новые многобалльные системы оценки знаний перешло уже большинство наших бывших республик СССР.
  5. В России ведутся различные многолетние исследования по этому поводу в Российской академии образования, проводятся экспериментальные апробации в ряде школ: например, такие исследования и экспериментальная апробация ведутся под руководством академика РАО Ш. Амонашвили уже более 20 лет.
  6. С учетом вышеизложенного, Министерство образования инициировало широкое обсуждение с педагогической общественностью, с учителями-практиками, возможности и необходимость принятия оптимальной для России модели оценки - "10-ти", "12-ти", "20-ти" или "100-балльную" и т.п. систему оценки. На данном этапе, для обеспечения демократического обсуждения, ни министр, ни представители Министерства образования не могли и не могут заявлять официальную позицию о предпочтении той или иной системы оценки знаний.

Автор данного документа на практике сам сталкивался с проблемами традиционной системы оценивания уровня достижений учащихся.

С появлением в школах современных средств информационных технологий появилась возможность передать часть рутинной работы по оцениванию знаний, умений и навыков компьютеру.

Поэтому я решила попробовать изменить, а точнее, модернизировать сложившуюся ситуацию хотя бы в рамках одной учебной дисциплины, начав эксперимент в 2003 году.

Основные положения модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТ)

Одним из методов организации обучения и контроля знаний учащихся может служить модульно-рейтинговая технология.

Модульная информационная технология обучения и система рейтинга базируется на системных принципах:

  1. для успешного ее функционирования необходима адекватная целям МРТ модель учебной системы знаний, включающая модульные структуры знаний по отдельным разделам дисциплины;
  2. системные описания модулей, содержащие постановки целей каждого модуля, поддающиеся контролю;
  3. подсистема контроля в МРТ основана на объективном измерении знаний обучаемых.

Наиболее перспективной технологией соуправления процессом познавательной деятельности, по мнению исследователей, является технология рейтинговой системы оценивания результатов обучения школьников. Основной результат применения такой системы – соответствие результатов деятельности ученика его личности.

Систематическое измерение знаний принципиально отличает МРТ от традиционной технологии, опирающейся на субъективное оценивание знаний. Измерение знаний в МРТ производится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний, равна его индивидуальному рейтингу.

Важнейшими составляющими педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками и личностно-деятельностный подход. Они занимают одно из центральных мест в технологии "Педагогика сотрудничества". Идеи этой технологии вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации".

В основу методики положены основополагающие принципы:

  • обоснованность и гласность оценивания:
  • открытость и наглядность оценок:
  • объективность оценки и самооценки знаний,
  • индивидуализация обучения;
  • самостоятельность изучения;
  • изучение учебного материала модулями.

Что понимать под “модулем”?

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную

  • по содержанию, Приложение1
  • методам обучения,
  • уровню самостоятельности,
  • темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

  • в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
  • дается разъяснение к этой информации;
  • определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
  • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
  • указаны практические задания. В теории и практике модульного обучения исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

Что такое “рейтинг”?

Рейтингэто суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:

  1. Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
  2. По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах;
  3. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Школьники, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100 %, могут быть освобождены от зачётов (экзамена)

Модульно-рейтинговая технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.

Взаимодействие учителя и ученика. На первых уроках провела подготовку к введению рейтинговой системы оценки знаний с учениками, классными руководителями, а через них – с родителями. Объяснила суть этой системы и принципы выставления оценок в журнал.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учеников учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения школьников, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Рейтинговая система исключает всякое унижение личности школьника, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу в течение триместра, года.

Распределение баллов по контрольным точкам осуществляется с учётом значимости и сложности контрольно-учётного блока.

Сложности введения МРТ

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Важное значение приобретает “разбалловка” материала.

Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые – контрольные, зачётные – работы начисляется обычно большое количество баллов, чаще всего – 10 б, <Рисунок1>,  <Рисунок2>

А за домашние работы, небольшие самостоятельные работы начисляется меньшее количество баллов. Даже за тренировочные, пробные задания начисляется небольшой балл. <Рисунок3>

В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его ?личной? суммы баллов и максимально возможной. Приложение 2

Алгоритм рейтинговой оценки успеваемости школьников:

1. Устанавливается “весомость” конкретного учебного элемента.

2. Проверяется выполнение задания и рассчитывается общая (максимальная) сумма баллов, сумма баллов для каждого учащегося, процент выполнения и вычисляется “текущий” рейтинг.

Рейтинг курса:

оценка – “5” соответствует проценту усвоения более 90 %,

“4” - 75 – 90%
“3” - 60 – 75%
“2” - менее 60%

3. Основное количество баллов рассчитывается по “контрольным точкам”

Основные контрольные точки:

  • Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление (10 б);
  • Конспект текста учебника, журнала, статьи (3 б);
  • Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3 б);
  • Подготовка дополнительного материала по теме (5 б).
  • Выполнение практической работы по теме (1,5-3 б).<Рисунок 4>
  • Решение проблемных задач по теме (5 б).
  • Устный ответ – монолог (5 б).
  • Самостоятельные работы (от 2 до 5 баллов)
  • Анализ работы товарищей (от 3 до 5 баллов)
  • Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы (10-20 б). <Рисунок 5>

4. Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформления средств наглядности и др. (до 5 б)

5. В журнал выставляется оценка по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет учащемуся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания триместра или года. В то же время учитель настойчиво напоминает, что в конце контрольного периода практически невозможно исправить результат за несколько занятий. Кроме того, не возникает проблемы “среднего балла”, когда количество неудовлетворительных оценок за итоговые работы компенсируется количеством хороших оценок за небольшие по объёму работы.

На своём опыте убедилась, что модульно-рейтинговая система усиливает мотивацию обучающегося как движущую силу его саморазвития, выраженный интерес к систематической напряженной работе над учебным материалом. Основу этому дает осознание учащимся объективного оценивания своих успехов, достижений, вера в сам факт объективного к нему подхода при оценке успеваемости. Иногда, “двоечник” оказывается в числе лучших по результатам выполнения какого-либо задания. Практикую лучшие результаты по отдельным работам и общие результаты вывешивать на стенд в кабинете, а иногда и на школьный стенд, для всеобщего обозрения. <Рисунок 6>

Выводы:

Применяя технологию модульно-рейтингового обучения в течение 4-х лет, я пришла к следующим выводам:

  1. Учащиеся ответственнее относятся к изучению материала: перед уроками или на уроках они знакомятся с результатами проверенного задания, в этом случае даже ?двойки? играют своеобразную стимулирующую роль, так как ученик, не сдавший зачёт, учит материал и сдаёт его вновь или выполняет пропущенную практическую работу. В зависимости от индивидуальных особенностей он может выполнять задание целиком или по частям.
  2. Учащиеся стремятся скорректировать свои пробелы, сами требуют провести для них зачёт или тестирование, даже если пропустили по уважительной причине.
  3. Ребята объективнее относятся к оцениванию. Перед выполнением работы они знакомятся с принципами выставления баллов, а при проверке учитель делает замечания по ошибкам и недочётам непосредственно в их работах (на компьютерах) или анализирует типичные ошибки на уроке.
  4. Учитель привлекает учащихся к анализу работ товарищей, при этом, чем полнее сделан анализ, тем выше балл получает за него “эксперт”, причём “авторам” заданий балл не снижается, если они прислушались к мнению аналитиков и ликвидировали недочёты.
  5. Классные руководители (и родители) всегда представляют проблемы своих подопечных, так как им выдаются листы со всеми пропусками и полученными баллами, в том числе, и итоговыми.
  6. Учащимся даётся возможность ликвидировать пробелы даже в давно изученном материале, чаще всего при этом выдаётся другое задание, аналогичное по трудности основному. Ребята сами приходят к выводу, что исправлять надо сложные задания, которые оцениваются большим количеством баллов.
  7. Во время тренировочных и небольших практических работ разрешается обращаться за помощью к товарищам, но помогать можно только словами (мозг знает только то, что умеют делать руки), иначе могут быть начислены штрафные очки (часть баллов снята). В ситуации, когда компьютеры есть не у всех ребят, этот метод взаимопомощи позволяет скорректировать уровень умений учащихся.
  8. Основная трудность при организации – недостаток времени для дополнительной работы учащихся при достаточно большой загруженности кабинета. Им разрешается приходить минут на 20 с другой подгруппой и выполнять необходимые задания, пока идёт разбор новой темы, а в малочисленных классах ребята приглашаются в свободное от занятий время.
  9. По ходу работы корректируется ранее разработанная “разбалловка” с учётом уровня подготовленности класса и конкретных обстоятельств.
  10. Для других учителей-предметников, вероятно, возникнет проблема в автоматической обработке результатов, но можно использовать компьютеры в кабинете информатики (а некоторые учителя имеют компьютеры дома), и тогда немного уйдёт времени на то, чтобы ввести данные в “электронный” журнал, зато результаты всех учеников перед глазами.

Эта система обучения может быть применена не только на уроках информатики, но и в других предметах. Опыт показывает, что внедрение в учебный процесс рейтинговой системы контроля создаёт следующие преимущества в обучении:

  1. Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  2. Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя;
  3. Обучение становится личностно-ориентированным;
  4. Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

Данная технология позволяет развивать и воспитывать

  1. Аналитическое и критическое мышление;
  2. Коммуникативные способности;
  3. Ответственность за результаты своей работы;
  4. Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
  5. Умение рационально распределять своё время;
  6. Чувство самоуважения.

Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.

Информационные ресурсы:

  1. Громова Т. Не оценивать, а мотивировать. Управление школой. № 22 – 2005. Методическая газета для школьной администрации.
  2. Русских Г. А.. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. Учебное издание. – М.: Ладога-100, 2002
  3. Семакин И. Г, Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний ЮНИМЕДИАСТАЙЛ, 2002
  4. Интернет-ресурсы:

4.1. Модульно-рейтинговая система обучения - как технология личностно-профессионального становления студентов педагогического колледжа
4.2. Агапова Н.К.- заведующая математическим отделением.
Прокопчук Л.С. - преподаватель математики -
Ресурсный центр Иркутского педагогического колледжа № 1
Министерство образования Российской Федерации 19.11.2003 Семинар "Рейтинговая система оценки успеваемости студентов в системе развития индивидуального творческого мышления (РИТМ)"
4.3. Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2003") http://ito.edu.ru/2003