Урок физики в 9-м классе по теме "Характеристики звука"

Разделы: Физика


Цель:

1. Образовательная:

  • Сформировать знания о физических (амплитуда, обертон, частота) и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука.
  • Способствовать формированию умений и навыков самостоятельной работы с учебником.

2. Развивающая:

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности, мышление, внимание, память.

3. Воспитывающая:

  • Создать условия для воспитания культуры умственного труда, познавательного интереса.
  • Воспитание таких качеств, как самостоятельность, трудолюбие, сила воли; чувство коллективизма, патриотизма, любви к искусству; уважительное отношение к себе и к окружающим.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Форма урока: деловая игра “Ученый совет”

ФОПД: фронтальная, самостоятельная работа в группах.

Характер деятельности: частично-поисковый.

Подготовительный этап: разделить детей на 4 группы по интересам.

Демонстрации:

  1. Зависимость высоты звука от частоты колебаний.
  2. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
  3. Колебания чистого музыкального тона и сложного звука.

Необходимое оборудование: звуковой генератор, осциллограф, громкоговоритель, камертон с молоточком, усилитель низкой частоты, микрофон, теннисный шарик, подвешенный на нити, ножовка по металлу, тиски, зубчатый металлический диск, картонная пластинка.

Оформление:

1. Плакаты с цитатами:

  • Да здравствуют музы!//Да здравствует разум!//А.С.Пушкин.
  • Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением..// М.В.Ломоносов.
  • А душа, уж это точно, ежели обожжена,//Справедливей, милосерднее и праведней она.// Б. Окуджава.

2. Карточки с надписями: характеристики звука, высота, громкость, тембр, амплитуда, частота, совокупность обертонов для оформления логической схемы на доске и такое же количество чистых карточек.

3. Таблицы: “Частоты колебаний в звуках различных музыкальных инструментов”, “ Диапазон голосов”, “Уровень громкости в дБ” на электронном носителе для демонстрации на экране с помощью мультимедийного проектора.

4. Уголки с надписями: “Научная лаборатория 1”, “Научная лаборатория
2” и т.д.

5. Музыкальное оформление:

  • Окружающие звуки (шум проезжающего транспорта, дождя, раскаты грома, пение птиц, журчание ручья, музыка и т.д.).
  • Звуки различной высоты, громкости, тембра.
  • Инструментальная музыка.

Ход урока

1. Актуализация субъектного опыта

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не просто учащиеся 9 класса, а мои коллеги - физики, участники заседания Ученого Совета НИИ по проблемам изучения звука. Согласитесь, что нас с рождения окружает разнообразие звуков. Прислушайтесь к ним и назовите источники этих звуков. (Звучит запись, учащиеся называют источники звука). Чарующее действие музыки породило много легенд; в них часто звукам приписывались волшебные свойства: музыка якобы может усмирить зверя, сдвинуть с места скалы, удержать потоки воды.... Что общего между этими звуками? (Источником являются колеблющиеся тела). В чем отличительные особенности? Вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос? Очень хорошо. Мы ответим на интересующий нас вопрос, если узнаем, какие бывают характеристики звука. Именно этой проблемой и мы займемся сегодня на нашем Ученом Совете. Запишите тему урока “Характеристики звука”.

2. Формулировка цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с физическими и физиологическими характеристиками звука, научимся различать низкие звуки от высоких, громкие от тихих.

Задача каждого из вас, а вы сегодня являетесь сотрудниками четырех научных лабораторий, постараться совместными усилиями найти ответы на интересующие нас вопросы, выполнив необходимые задания и в течение урока заполнить логическую схему. В конце урока мы должны будем с вами оценить свою работу.

Какое у вас настроение на начало урока? Оцените свое настроение одним из тех слов, которое я произнесу: раздражен, безразличен, спокоен, радостно восхищен. Запишите это слово на полях своей тетради. В конце урока выясним, изменится ли ваше настроение.

Итак, в путь! Девизом сегодняшнего урока будут бессмертные слова А.С.Пушкина: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!”

3. Изучение нового материала.

Итак, какие же бывают физиологические характеристики звука? Давайте попробуем выяснить. Послушайте внимательно, чем отличаются незабываемые голоса знаменитых певцов, звучание струн гитары? (учитель демонстрирует звуки разной высоты). Правильно, высотой звучания. Высота звука - это первая физиологическая характеристика звука. А теперь послушайте, чем отличаются звуки, создаваемые одним и тем же источником (учитель демонстрирует звуки различной громкости). Правильно, громкостью звучания. Громкость звука - это следующая физическая характеристика звука. А теперь внимательно послушайте и назовите, какие музыкальные инструменты играют. (Учитель демонстрирует звучание различных музыкальных инструментов, учащиеся называют). Скажите, как вы узнали, что играют именно эти инструменты? Различать одни звуки от других нам помогает тембр звука.

Итак, о каких физиологических характеристиках звука мы узнали? (Высота, громкость, тембр). А называют их физиологическими потому, что они связаны с нашим восприятием. Физиологические характеристики звука связаны с физическими, которые позволяют различать громкие звуки от тихих, высокие от низких. Какие же бывают физические характеристики звука? Ответить на этот вопрос я право предоставляю вам. А поможет нам в этом учебник и, конечно же, опыт. “Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображений”- говорил М.В.Ломоносов. Прислушаемся к его совету. Первые две лаборатории будут изучать высоту звука, третья лаборатория - тембр звука, четвертая - громкость звука. Время самостоятельной работы - 5 мин.

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу по заданиям на карточке).

4. Отчет групп.

Сейчас я предлагаю послушать сообщения представителей групп.

(Выступают представители групп, сопровождая свой рассказ опытами. Учитель дополняет выступления детей, демонстрируя другие опыты и таблицы).

Итак, какие мы знаем физические характеристики звука?

А теперь проверьте, правильно ли вы заполнили логическую схему. (Учитель показывает схему на доске).

5. Первичный этап проверки знаний.

Наш урок подходит к концу, и мы должны подвести итог тому, что мы сегодня узнали. Проверьте себя, решив небольшой кроссворд. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенном столбце получится слово, которое охарактеризует вас. Время работы - 4 мин.

Итак, какое слово получилось у вас? (Умница). Совершенно верно, именно так вас сегодня можно охарактеризовать.

6. Рефлексия. Организация домашнего задания.

Вам понравился сегодняшний урок? Чем? Оцените теперь свое настроение. У кого оно стало лучше? Я очень рада, что сегодня сумела поднять ваше настроение. Ведь я отдала вам частичку своей души, а она сильно привязана к музыке. Хорошая музыка меня окрыляет и помогает мне жить. А какое значение имеет для вас звук в жизни? Я предлагаю вам написать сочинение к следующему уроку по теме “Значение звука в моей жизни”.

7. Заключительное слово.

Я надеюсь, что звуки, которые будут вас окружать, и музыка, которую вы будете слушать, будет только радовать и облагораживать ваши сердца, зажигать в ваших душах костер. “А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она” - так пел Б.Окуджава.

(Исполнение песни О.Митяева “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”).

Приложения