Работа с учебником: проблемы, поиск, результат

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.

Амонашвили Ш.А.

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, сто учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов Д.Д. Зуевой, М.Н. Скаткиной, И.Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Многие учителя не признают эту работу необходимой, так как считают, что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже подготовлен к работе с учебником учителями начальной школы, литературы и истории. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой.

Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя [12]. Другой выход я вижу в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом?

Во – первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание “Читайте параграф…”, не заключающее в себе задачу, является одной из причинравнодушного отношения школьников к учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: “И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов…Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов” [5]. На своих уроках я детям стараюсь давать задания, побуждающие их к самостоятельному поиску источников. Например, при изучении темы “Трансформация переменного тока” задание “Для получения больших по силе токов при электросварке применяются понижающте трансформаторы, в то время как известно, что с понижением напряжения сила тока в цепи убывает. Нет ли здесь противоречия?” вызывает у учащихся оживленный поиск литературы, которая помогает найти ответы. При изучении темы “Параллельное соелинение проводников” таким заданием может быть учебная проблема: “В осветительную сеть с напряжением 220 В надо включить 4 одинаковых лампочки, дающие полный накал при напряжении 110 В. Как следует соединить лампы, чтобы они не перегорели при включении их в сеть? Достаточно ли знать законы последовательного соелинения проводников, чтобы решить задачу?”.

Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: “Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…” [7]. Сформулированные Н.К. Крупской правила при работе с книгой не утратили своего значения и в наши дни. Состав общеучебных умений и последовательность их формирования при переходе из класса в класс подробно описаны А.В. Усовой и А.А. Бобровым [11]. Татьянченко Д.В. и Воровщиков С.Г. делят общеучебные умения на 3 группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические. Учитывая общеобразовательные приоритеты первых двух ступенек обучения, они разработали программу, в которой отсутствует деление умений по классам: умения разделены на умения начальной и основной школы [10]. Содержание программы основывается, прежде всего, на исследованиях отечественных дидактов, философов и психологов, получивших наибольшее признание, как среди теоретиков, так и в практике школ.

В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. К сожалению, в настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. На свих уроках я стараюсь использовать различные приемы работы с учебным иекстом, которые условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сракнительно-аналитические и творческие [прил.1]. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболе удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий. Так, на своих уроках я использую технологии КСО (коллективного способа обучения) [прил.2] и ТИО (технология индивидуализированного обучения) [прил.3], которые в наибольшей мере способствуют формированию умений работы с учебником.

Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная посдедовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: “зачем, чему и как учиться?”, являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образоавния и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Меня радует тообстоятельство, что у детей появился больший интерес к изучению физики и желание работать с учебником. Учащиеся показывают неплохие результаты в различных интеллектуальных конкурсах, участвуют в учебно-исследовательских конференциях на уровне района и округа. Выпускники продолжают свое обучение в вузах на физико-технических специальностях.

Приложение

Используемая литература

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М., 1982, с.38.
  2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984.
  3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: книга для учителя. М., Просвещение, 1993.
  4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: книга для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Просвещение, 1984.
  5. Кант И. О педагогике, 1963, с.31.
  6. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: книга для учителя: из опыта работы – 2-е издание, доп. и испр. – М., Просвещение, 1989.
  7. Крупская Н.К. Избр. пед. Произв-я. М., Просвещение, 1965, с.596.
  8. Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1970.
  9. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы / ред.-сост. Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин. – М., Просвещение, 1983.
  10. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом. / Завуч, 2000, №7, с.38.
  11. Усова А.В., Бобров А.Ф. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М., просвещение, 1988.
  12. Ушинский К.Д. Собр. сочин. М. – Л., 1949, т.6