Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме: "Голубков огонь не берет" по рассказу Т.Толстой "Соня"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Словарь понятий: литература с модернистской доминантой, “другая”, “жестокая проза”, “субъективное сознание”, прагматизм.

Цели:

  1. усвоение понятий “литература с модернистской доминантой”;
  2. проследить признаки “другой”, “жестокой прозы” в рассказе Т. Толстой “Соня”;
  3. определение особенностей стиля автора рассказа с учетом принадлежности к литературе модернизма;
  4. развитие умений и навыков в анализе прозаического произведения, определения темы и идеи, особенности изображения героев, изобразительно-выразительные средства, стиль, язык

Оформление: в центре доски – тема урока, также фотопортрет Т.Толстой.

Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ Т.Толстой “Соня”.

Тип урока: изучение нового материала

Оргформа: урок - исследование

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы говорили с вами о той ситуации, которая сложилась в современной литературе, особое внимание уделили литературе с реалистической доминантой.

2. Биографическая справка, подготовленная одним из учащихся.

В современной критике и литературоведении для обозначения данного направления в современной литературе употребляются различные понятия: “неклассическая проза”, “традиционализм”, “неопочвенничество” мы остановимся на понятии “другая проза”, “жестокая проза”;

Для этой прозы характерно:

Социально-критический пафос;

Предельно сгущенная погруженность в быт, в обыденность, принимающая обобщенно-символический характер;

Акцент на “недолжном” при размытости или видимом отсутствии в жизни “должного идеала”;

Отказ от учительства, назидательности;

Тема одиночества, взаимоотношения, душевной изоляции человека.

В рамках этой прозы написаны следующие произведения: Л. Петрушевская “Свой круг”, “Новые Робинзоны”, С. Каледин “Стройбат”, “Смиренное кладбище”, В. Макарин “Андерграунд, или герой нашего времени”, а также творчество Т. Толстого “Серафим”, “Поэт и муза”, “На золотом крыльце сидели…”

Т. Толстая родилась в 1951 году. Окончила Филологический факультет Ленинградского университета.

Мы познакомимся с содержанием ее рассказа “Соня”.

3. Работа в группах:

1) Охарактеризуйте главную героиню повести? Посмотрите, как соотносятся между собой внешний облик и внутренний мир героини?

2) а) Дайте характеристику героине рассказа Аде Адольфовне?

б) Смысл имени героини, значение в годы войны?

в) Ее роль в жизни главной героини рассказа Сони?

г) Особенности изображения в начале и в конце рассказа.

3) В чем особенности хронотропа художественного времени и пространства рассказа?

4) Каким предстает в рассказе образ повествователя?

5) Объясните символическое значение образа “эмалевого голубка”.

4. Прослушивание сообщений.

Итак: тема рассказа – одиночество, взаимонепонимание, душевная изоляция человека.

Главная мысль – бессмертие душевной красоты, перед которой бессильна война, время, даже огонь.

Сообщение I группы:

Автор создает образ своей героини при помощи портретной характеристики. Он отмечает ее “лошадиные черты”, “голова как у лошади Пржевальского”. Нелепую одежду: “Что-то синее, полосатое … над челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма…”

Нелепое телосложение: грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человеческого комплекса, и косолапые ступни.

Прямая характеристика: “Ясно одно – Соня была дура”. Окружающие отмечают Сонин “идиотизм – если человек мертв, то это надолго, если он глуп – это навсегда!”

При всем при этом оказывается, что Соня нужна всем, потом что все поняли ее “незаменимость на кухне”, “швейные достоинства”, “готовность погулять с чужими детьми”. Окружающие пользуются ее безотказностью. Они “не могут пользоваться Соней в одиночку: другим она тоже могла быть нужна”.

Но понемногу кроме безобразной внешности автор отмечает “чуткий инструмент” - Сонину душу. Да и брошка ее – эмалевый сигнал о том, что не заметно снаружи. Характеризует ее так же переписка с “Николаем”.

Из ее писем стало ясно, что она “романтична и по-своему возвышенна, романтическое существо, в них она горела неугасимым пламенем”, обещала “вечную верность”. И, наконец, отослала ему самое дорогое “белого эмалевого голубка”.

Вывод: За безобразной внешностью Сони таится прекрасная, любящая, чистая, возвышенная Сонина душа. Нет соответствия между внешностью и внешним миром героини.

Ада Адольфовна.

В начале рассказа.

Сообщение второй группы:

Портретная характеристика схематична: “интересная женщина”, “в лучшей форме”, “фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем”, “в теннис она первая, на байдарке – первая, все ей смотрели в рот”. И не удивительно, что “у нее столько поклонников”.

Но эпитет “по-змеиному элегантная” - настораживает и это змеиное свойство укусить исподтишка – подтверждается впоследствии, ведь Ада – “змея” - разработала “адский планчик”, придумала начать переписку с Соней от лица Сониного обожателя.

В конце рассказа это прикованная к инвалидному креслу: “выезжает из спальни в столовую, поворачивая руками большие колеса, трясущаяся, парализованная старуха”.

Злая она или добрая? Вопрос повисает в воздухе – обычная.

Ради собственного удовольствия начинает переписку с Соней и не может ее закончить, потому что Соня послала “Николаю” “Эмалевого голубка”. И даже она, эта “змея” содрогнулась, потому что поняла, что, сказав Соне правду, она убьет ее, отнимет самую главную иллюзию – любовь к “Николаю”.

Она искупает свою вину и у читателя нет негодования на нее. Слишком дорогую цену заплатила она за свой злой умысел.

Во время войны “копала рвы”, “было не до любви”, “она съела все, что было можно, сварила кожаные туфли, пила горячий бульон из обоев, отвезла в братскую могилу своего папу, потом Льва Адольфовича”. Символично имя – Ада Адольфовна. В годы войны оно, наверное, немало беды принесло ей (Адольф Гитлер, война с немцами).

Вывод: За красивой внешностью скрывается “змеиная душа”. Образы Сони и Ады Адольфовны противоположны в рассказе, чтобы через восприятие Ады оттенить Сонину душевную красоту. Подтвердить, что красота – явление превосходящее.

Сообщение третьей группы:

В маленьком рассказе вместилась целая жизнь: довоенное время, война, послевоенное.

Сквозной образ - Ада Адольфовна. Ее судьба соединяет время в единое целое.

Пространство – Ленинград, квартира Ады Адольфовны – бесконечность, в которую уходит жизнь, черная дыра, в которой все становится бессмертным, нетленным.

Время и пространство бесконечны “А смеющаяся компания порхнула прочь и, поправ тугие законы пространства и времени, щебечет себе вновь в каком-то недоступном закоулке мира, вовеки нетленная, нарядно бессмертная, и, может быть, покажется вновь на одном из поворотов пути – в самый неподходящий момент и, конечно же, без предупреждения”.

Сообщение четвертой группы:

Повествователь не поучает, не морализирует, он дает объективную картину происходящего, не приукрашивая, и ничего не скрывая.

Ни Сонины “лошадиные черты”, ни змеиную натуру Ады. Повествователь философ. Он размышляет о смысле жизни. “Жил человек – нет его. Только имя”. Вера в то, что ничто не уходит бесследно, а сохраняется где-то в трущобах времени и пространства.

Повествователь старается не показывать личного отношения к происходящему. Ирония сквозит в повествовании независимо от того о ком или о чем идет речь. И лишь в отдельных фразах прорывается истинное отношение: “чуткий инструмент – Сонина душа”, Ада “по-змеиному” элегантна, а главное вера в то, что голубков огонь не берет”, делает образ повествователя трагичным и проникновенным, и становится понятно, что не так уж равнодушен он к своим героям, а пронзительная жалость к ним, маленьким и беспомощным перед лицом судьбы становится понятной каждому. Он не в силах помочь ни Соне, ни Аде Адольфовне, никому, да и сам он, как и все, находится на этом же пути в бессмертие во времени и пространстве.

Сообщение пятой группы:

“Белый эмалевый голубок” на всех Сониных нарядах приобретает символическое значение (библейские ассоциации – голубка с оливковой ветвью – весть об окончании всемирного потопа, голубь – символ мира, “голубиная душа” - чистота, невинность, наивность). Эмалевый голубок на Сонином лацкане – сигнал о том, чего не видно снаружи – символическое воплощение Сониной души. Даря его “Николаю”, она отдает ему самое дорогое – часть своей души. И даже “змея” Ада понимает это, “получив голубка, слегка содрогнулась и отложила убийство (“Николая”) до лучших времен”.

Это символ веры автора в то, что красота физическая кратковременна и проходит, а перед красотой души – время и пространство бессильны.

5. Обсуждение сообщений.

6. Беседа с классом.

1). Объясните смысл эпизода:

“Соня с баночкой сока идет к умирающему Николаю. Что это? Кого она увидела? Кому отдала бесценную баночку сока?”

Материзовавшийся Николай;

Соня приняла Аду за Николая;

Соня все поняла, но это было уже неважно, потому что, “она напоила его соком с ложечки, благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше никогда не вернуться”.

Квартира отца Ады – адрес, по которому жил вымышленный Николай. “Под горой пальто, в шапке ушанке, с черным странным лицом” - Соня не узнала Аду и приняла ее за Николая. Напоила его (Аду) драгоценным соком.

2). Роль вымышленного Николая в рассказе?

Для Сони – переписка с ним – смысл всей ее жизни, светлый луч, единственная любовь, сделавшая ее счастливой;

Для Ады – вначале месть, а потом “эпистолярное бремя”. Невозможность оставить Соню без этих писем, Ада понимает, что письма – смысл жизни Сони. По иронии судьбы именно эта глупая шутка спасает Аде жизнь.

7. Выводы.

Рассказ Т.Толстой “Соня” - образец той самой необычной прозы, которую мы называем “литература с реалистической доминантой” или “другой прозой”, “жестокой прозой”, т.к. его характеризует погруженность в бытовые подробности: “накрахмаленный стол”, “бульонное озерцо”, “кожаные туфли”, “бульон из обоев” и т.д. Быт приобретает символистическое значение.

Отсутствие в жизни должного идеала;

В рассказе нет положительных или отрицательных героев. Их подлость или прекрасная душа мельчают перед лицом обстоятельств (перед войной, вечностью).

Автор не морализирует, он лишь ироничный свидетель;

Ирония помогает скрывать личное отношение и душевную боль;

Одиночество, взаимонепонимание, душевная изоляция человека – предмет изображения автора.

Безысходность … но ведь “голубков огонь не берет”…

8. Напишите творческую работу – эссе, размышления, отзыв – произведение в любом жанре на тему: “Голубков огонь не берет”.

9. Прослушивание творческих работ.

Тема: красота внутренняя и внешняя;

  • смерть и бессмертие;
  • смысл человеческой жизни.

Идея: бессмертие красоты душевной.

Красота физическая кратковременна и проходит, а перед красотой души – время бессильно, бессильна война, даже огонь.