Выполнение декоративных игрушек с карманом

Разделы: Технология, Начальная школа


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • воспитание художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;
  • развитие художественно-образного мышления:
    • наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни,
    • фантазии, т.е. способности на основе развитой
  • наблюдательности строить художественный образ,
  • выражая свое отношение к реальности;
  • учить основам эстетической отзывчивости, способности к эмоциональному уподоблению-проживанию художественного образа.

ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:

Выполнить объемную игрушку с карманом, эстетично оформив ее, применяя изученную технологию изготовления, последовательно и грамотно работая с инструкционной картой.

МЕТОД РАБОТЫ: наглядно-иллюстрированный.

ФОРМЫ РАБОТЫ: беседы, практическая работа.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

учащихся: клей, кисти, краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, синтетический мех, поролон, картон, коробочки для мусора, шаблоны выкройки, инструкционные карты

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: иллюстративный материал по анималистической игрушке, таблицы графического изображения игрушек, готовые образцы изделий.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: пословицы, поговорки, загадки стихи о животных.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: детские песенки из мультфильмов, сказок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Повторение пройденного материала.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Практическая работа (техника безопасности).

6. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов занятия.

КОНСПЕКТ

Организационный момент:

- Здравствуйте, уважаемые гости!

- Здравствуйте, мои дорогие мастерицы!

- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобится: клей, кисти, краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань, мех, поролон, картон, коробочки для мусора.

- Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать свое рабочее место?

-Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость;

Руки во время шитья держат на весу.

Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти;

После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку.

Повторение пройденного:

- Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте повторим пройденное.

- При изготовлении поделок мы часто пользуемся разными видами швов. Вспомните и назовите их.

- “Вперед иголку”

- “Назад иголку”

- “Строчка”

- “Через край”

- “Подрубочный”

- “Петельный”

- “Потайной”

- “Стебельчатый” и др.

Объяснение нового материала:

- Давайте мысленно пройдемся по своему дому и приглядимся, что же в нашем доме сделано мастерами?

- Все.

- Оказывается, все предметы в доме выполнены мастерами, иначе не было бы и самого дома. И ваши игрушки в доме, тоже созданы мастерами. Этих мастеров мы назовем по-своему:

мастер-придумывания, мастер-конструирования и мастер-украшения.

Таковыми мастерами будете сегодня вы, дорогие девочки.

- Как вы думаете, эти мастера создают игрушки только для того, чтобы ими играли?

- Нет.

- А еще для чего?

- Чтобы ими украсить дом.

- Правильно. Игрушками можно украсить какую-либо комнату, прихожую, детский уголок для игр.

- А могут ли быть игрушки не просто украшениями, но и нести в себе какую-нибудь полезную направленность?

- Конечно. Они могут служить вам помощниками для соблюдения порядка в доме. Для поддержания чистоты. Они могут использоваться как декоративные карманы, в которых можно хранить ваши вещи: расчески, различные щетки, косметику, разнообразные заколки, канцелярские принадлежности и даже более крупные личные вещи, такие как носки, варежки, перчатки и др.

- Вот такие игрушки с карманами мы и будем сегодня с вами выполнять. А именно это будут три игрушки, предложенные вам на выбор-зайчик, собачка и медвежонок (показать наглядно).

- Ну, а так, как это игрушки-зверюшки, то мы немного поговорим и об этом.

- Художники в своих произведениях искусства: живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве часто используют изображение животных. Этот жанр в искусстве называется анималистическим.

АНИМАЛИСТ-художник, изображающий животных.

- Особенно часто этот жанр используется в иллюстрациях к сказкам, басням, детских книжках. А, именно, в детских книжках можно много найти пословиц, поговорок и стихов про животных. Вот послушайте несколько небольших детских стишков о животных, которых нам предстоит выполнять сегодня:

Что для зайца стометровка,
Как стрела летит косой.
Вот, что значит, тренировка,
Вместе с тренером-лисой.

Мишка в улей влез и вот,
С лапы каплет сладкий мед.
Я над ним смеяться начал
“Медвежонок насвинячил” -
- Что за шутки! – тот ответил -
- Я медведь, я намедведил!

- Очень известный детский писатель Евгений Чарушин не только писал свои рассказы о животных, но и сам как художник-анималист рисовал иллюстрации животных для оформления своих детских книжек (показать несколько книжек Е.Чарушина)

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) написал около 50 книг для детей, в основном из жизни животных. Чарушин был едва ли не единственный в своем роде писатель-анималист для маленьких детей, счастливо соединивший в одном лице талантливого литератора и живописца. В его рассказах образы и ритмы литературного текста сливаются с их живописным выражением.

Евгений Иванович Чарушин иллюстрировал и произведения В.В.Бианки, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского. Жил и работал в Ленинграде. Все, что рисовал художник, он очень хорошо знал. В доме родителей, а позднее и в его доме всегда жили собаки, кошки, птицы. С детства он любил животных, внимательно наблюдал за ними, знал их характеры и повадки, много и охотно рисовал. Созданию детской книге о животных Е.И.Чарушин посвятил всю свою жизнь. Его работа получила высокую оценку- ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Творчество Е.И.Чарушина, проникнутое любовью к животному миру и природе, нашло признание как в нашей стране, так и за рубежом.

Литература о творчестве Е.И.Чарушина: Чарнецкий Я., Кузнецов Э. Е.И.Чарушин. Л., 1960; Гроденский Г. Е.Чарушин. Л., 1962; Ганкина Э. Искусство, отданное детям. – Искусство, 1965, № 6; Ганкина Э. Феномен Чарушина.- В мире книг, 1975, № 2; В.Курдов Вместе с Чарушиным. – Детская литература, 1975, № 9.

- Искусство других художников-анималистов: Ватагина, Горлова, Рачева

отличается тонким знанием животного мира, остротой характеристики и декоративной выразительностью образов.

Художники-анималисты наделяют животных чертами, присущими человеку, его поступками, переживаниями, т.е. животные “очеловечиваются”.

- В современной анималистической игрушке заметны новые приемы. Художники стремятся обновить характер игрушек, сделав их более привлекательными для ребят, занимательными в игре.

Сказочные животные стали более выразительными по форме и декоративной раскраске, отказавшись от натуралистического решения животных, авторы ищут решения, близкие к народным.

Образцы промышленных игрушек из пластмассы, резины, синтетического меха и ткани, разработанные художниками, подкупают своей выразительностью. Они очень просты по форме, лиричны, в них чувствуются народные традиции.

Обратите внимание на условность (стилизацию) решения моделей игрушек, которые нам предстоит сделать сегодня.

СТИЛИЗАЦИЯ – применение условной декоративной формы, т.е. изменение, упрощение природных форм для составления объекта.

Игрушки из меха наделены чертами маленьких детей, они трогательны, забавны, неуклюжи, озорны.

Заяц, собачка и медвежонок, которых вы будете делать тоже малыши, т.к. у них большая голова, длинные уши, маленькие лапки.

Разные по цвету и форме пуговички глаз и носа сразу преображают поделку, и животные как бы оживают.

Этих зверюшек можно выполнять в разных вариантах. Мы же сегодня будем делать их по одной и той же выкройке, чуть изменяя форму ушей цвет, украшения на карманах и фактуру меха, но по вашему выбору.

- Так, белый и светлый мех лучше подойдет кому?

- Зайчику.

- Правильно, т.к. нам привычнее видеть зайчика светлым.

- Мех с длинным ворсом лучше для кого?

- Для собачки, т.к. собаки бывают и длинношерстные и короткошерстные.

- А для медвежонка лучше выбрать мех с коротким ворсом.

- А сейчас, зная характерные черты животных и их повадки, немного отдохнем, поиграем.

ИГРА - “Загадки”:

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

- Кто это? (собака)

Просыпается - весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

- Кто это? (медведь)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета.

- Кто это? (заяц)

- Итак, девочки, выскажите сейчас свое отношение к этим зверюшкам, сделайте свой выбор – кого вы решили сегодня сделать своими руками и обоснуйте свою симпатию.

- (ответы учащихся)

Практическая работа

- Сейчас вы будете выполнять выбранную вами игрушку. Надо постараться сделать ее так, чтобы все поняли, что каждый из вас любит свою игрушку-зверюшку и чтобы сделать ее красиво и качественно нужно создать для себя все условия для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с тканью (Инструкция по охране труда при работе с тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами (Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом ИОТ – 024-2005)

(инструкции прилагаются)

- Сейчас прослушайте инструктаж по технологии изготовления данных игрушек:

(Прочитать учащимся “Инструкционную карту” - прилагается, которая будет выдана каждому учащемуся )

- Мы с вами очень долго слушали, немного устали, поэтому проведем небольшую физическую разминочку:

Физкультминутка –

Каждый день, по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по-порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.

- Переходим непосредственно к нашей практической части. А для того, чтобы вам было интереснее работать, включаем веселые детские песенки из детских мультфильмов и сказок, в исполнении разных артистов.

(включить музыку)

Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала выкройки. Они зарисовывают их в свои альбомы, затем вырезают их, раскладывают на ткани, раскраивают и продолжают работать по “Инструкционной карте”.

При желании дети могут изменить положение и форму туловища игрушки или придумать свои варианты.

Подведение итогов занятия:

- Давайте посмотрим, какими мастерами - придумывания, конструирования и украшения были сегодня вы. Какие произведения искусства создали.

Создаем выставку из выполненных только что игрушек. Каждая маленькая мастерица представляет свою поделку и характеризует ее, какая получилась зверюшка - добрая, злая, грустная, веселая и др. Учащиеся высказывают свое мнение о созданном ею произведении

искусства. Говорят о том, нравятся ли им их изделия и почему. Высказывают свое мнение, то ли у них получилось, о чем они мечтали. Дети обмениваются мнением и о поделках подруг, о проведенном занятии, благодарят всех присутствующих и высказывают свое желание для следующей работы.

- Спасибо всем. Всего вам доброго. До следующей встречи.

ПРАВИЛА РАСКРОЯ, СОЕДИНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИГРУШЕК. Приложение