Бинарный урок по литературе в 6-м классе "Былины киевского и новгородкого циклов"

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

Учебные:

  1. Дать понятие о разделении былин на два цикла.
  2. Выяснить причины направления разделения.

Воспитательные:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Работа над культурой речи.
  3. Воспитание эстетических чувств у учащихся.

Оборудование: классная доска, карта Руси XI – XII вв. , иллюстрации к былинам.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный.

ПЛАН УРОКА.

1. Организация класса (2 мин. )

2. Лекция (30 мин. )

3. Закрепление материала (10 мин. )

4. Домашнее задание (3 мин. )

ХОД УРОКА

1. Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин.

Организация класса на уроке: объявление темы, объяснение целей и задач данного урока.

2. УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: “Слово “БЫЛИНА” употреблялось в народной речи в значении быль, былое, а в литературу вошло как название русских эпических песне, в середине XIX века. Сочинять же былины перестали к XII веку; хотя исполнялись они ещё долгие века. В последние столетия былины исполнялись без музыкального сопровождения, в более древние времена былины читались под аккомпанемент гуслей. Исполнителей называли сказителями, среди крестьян они пользовались особым почётом и уважением. ” (сноска № 1)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ. История донесла до нас несколько имён, знаменитых сказителей. Так известно, что сказителя Т. Г. Рябинина (Кижи), ходившего на рыболовный промысел, старалась заманить к себе каждая артель. П. Н. Рыбников, записавший былины от этого сказителя, восклицал: “И где Рябинин научился такой мастерской дикции: каждый предмет у него выступал в настоящем свете, каждое слово получало своё значение”. В семье Рябининых мастерство сказыввания былин передавалось из поколения в поколение. Известным сказителем был и сын Трофима Григорьевича Иван Трофимович. От последнего искусство исполнения былин перенял его пасынок Иван Герасимович Рябинин – Андреев. В 20 – 40-е годы нашего века был широко известен сын Ивана Герасимовича Пётр Иванович Рябинин-Андреев.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: На самом деле быть сказителем мог не каждый человек, а только люди, обладающие хорошей памятью. Так как литература Древней Руси не знала стихотворной речи, запоминать приходилось прозаический текст, хотя и обладающий определённым ритмом. Ударение падало на каждый третий слог. Речь сказителя текла плавно, но в нужных местах (чтобы привлечь внимание) могла стать и прерывистой. Есть в былине и свои приёмы, которые облегчали запоминание текста (напомню вам, что на Руси письменность появилась лишь во второй половине IX века, да и то первоначально знали её лишь немногие избранные). Это повторы, устойчивые выражения, запевы, постоянные эпитеты (мать сыра-земля, красна девица, добрый молодец), общие места.

По содержанию же былины делятся на два цикла: киевский и новгородский. Причём и герои, и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли русской, то новгородский рассказывал о купцах, торговле и так называемых мирных подвигах. И если бы не было исторического пояснения, то вряд ли бы мы смогли догадаться о причинах этого разделения.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ. Да, действительно, история очень ясно освещает эту проблему. Но вначале нужно немного объяснить социально – политическое строение Древней Руси. Целостного государства ещё не существовало, оно находилось на стадии возникновения. А пока каждый город представлял собой своеобразное удельное княжество, имел своего правителя, своё войско. Самыми мощными, развитыми культурными центрами того времени были Киев и Новгород. Отсюда два направления в создании былин. Содержание же былин отражает жизнь этих городов. И если мы внимательно рассмотрим карту Древней Руси конца XI – XII века, увидим, что Новгород находился или был расположен внутри страны и практически со всех сторон защищён русскими городами. А значит, он меньше воевал и больше времени оставалось на развитие мирных ремёсел и торговли. Киев же был расположен на самой границе и был вынужден постоянно отражать набеги внешних врагов: печенегов, монгол, татар и хазар, половцев. Поэтому и герои киевского цикла – богатыри. (см. Приложение № 1,2).

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: “Вообще слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг, нападающий на Русь, всегда жесток и коварен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Так, Сокольник, направляясь в Киев, грозит:

Я соборны больши церкви на дым спущу,
Я печатны больши книги во грязи стопчу,
Чудны образы – иконы на поплав воды,
Самого я князя да в котле сварю,
Саму я княгиню да за себя возьму…
Калин - царь.
Разорить он хочет стольный Киев – град,
Чернедь – мужичков он всех повырубит…
Тугарин.
Опоганил он церкви православные,
Истоптал он конем всех малых детей,
Попленил Тугарин всех купцов – гостей. ”

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Есть много свидетельств о жестокости врагов, нападавших на Русь. Не жалели ни детей, ни стариков, ни женщин. Выжигались города, нередко вместе с людьми. Сохранилось предание, что, когда на Рязань напали враги, княгиня вместе со своим маленьким сыном бросилась вниз с крепостной стены, чтобы не попал он в плен к

Половцам.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Но на страже Киева, русской земли стоят богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, которые побеждают и Тугарина, и Змея, и Соловья – разбойника. Илья же попутно устраивает еще и дорогу: одной рукой деревья с корнем рвёт, а другой мосты мостит. Это, конечно, гипербола, но всё же стоит вспомнить первоначальные пути сообщения в Древней Руси – только по рекам, - чтобы оценить величие такого дела. Всякое сражение богатыря заканчивается его победой над противником, но длинный ряд былин показывает непрерывность таких сражений и появление все новых и новых богатырей.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: “В былинах получил отражение трудный процесс становления и выживания Древне Русского государства, в течение многих веков отбивавшего набеги кочевых восточных народов. В этой борьбе формировалось историческое сознание восточных славян и сознание единства Русской земли.

Былины Киевского цикла знают единственного князя – Владимира. Связь былинного Владимира с киевским князем Владимиром Святославовичем (980 – 1015 – годы правления) вне сомнения. К концу X – началу XI веков Древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились, за небольшими исключениями, все восточнославянские племена, а также некоторые неславянские по Волге, Оке, Новгородской земле. Киевская Русь выходит в число сильнейших государств Европы. Закреплению имени князя помогла и деятельность Владимира Мономаха (1113 – 1125). Также есть исторический прототип и у былинного Добрыни Никитича – это, живший в конце X – начале XI веков, дядя князя Владимира Святославовича по матери, сподвижник его в военных и политических делах. По крайней мере, две былины “Женитьба Владимира”, “Добрыня и Змей” - связаны с реальными событиями последней четверти X века – женитьбой Киевского князя на полоцкой княжне Рогнеде (980 год) и введением христианства на Руси (988 год). ”

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: но было бы неверно принимать эпический мир за идеальный. Внутренний мир былин – это всегда мир противостояния добра и зла, светлых и темных сил. Даже те немногие былины, которые заканчиваются гибелью героев, тем не менее, утверждают их нравственную победу. Широкий былинный мир светел и солнечен, пока ему не угрожает опасность. Вообще в былинах нет естественного чередования времен года, смена погоды лишь сопутствует вторжению враждебных сил. Тогда надвигаются черные тучи, туман, гроза. Меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ:

От того – то от пару лошадиного,
От того от духу человеческа
А и поблекло красно солнышко,
Помертвел батюшко светел месяц,
Потерялися да звезды частые,
Звёзды частые да зори ясные.

Но всё это в Киевском цикле былин, Новгородцам тоже приходилось отбиваться от нападения чужеземных завоевателей – шведов и немцев, участвовать в общерусских военных кампаниях и междоусобных войнах, однако в небольшом Новгородском цикле былин о боевых делах Новгородских богатырей не рассказывается. Главными героями Новгородского цикла являются: Садко, Василий Буслаев, Ставр Годинович. И последнее, что интересно. Фильмы очень часто показывают нам купцов полными, неповоротливыми людьми, неспособными ни на что, кроме как считать деньги. Что же было на самом деле?

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: на самом деле купцы не только владели кораблями (вспомним, что на Руси были в основном водные пути). Один из таких путей был так называемый путь “из варяг в греки”. Между Новгородом и Киевом лежали сотни километров трудного пути.

Пока струги плыли по реке Ловать, на судьбу еще нечего было жаловаться, а вот как начиналась земля Смоленская – тут и первые волоки. Катки деревянные на каждом корабле были заготовлены загодя, на них и ставили струги. По ним и катили посуху от воды к воде. Вот тут то и жди нападения со стороны разбойников. И если дрогнет дружина – пропал товар и люди загублены. Потому отваги и воинского искусства купцам славянским было не занимать. Когда в Днепр перебирались, все в той же Смоленской земле, - становилось легче.

И вот наконец стольный град Киев, здесь – то кончалась первая половина пути “из варяг в греки”. Здесь собирались караваны купцов для отправки в Царьград. Но это тема уже другого урока.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: прежде, чем мы приступим к разговору о поэтике былины, давайте проверим, что вы успели запомнить.

  1. Что первоначально обозначало слово былина?
  2. К какому времени былины перестали создаваться?
  3. Как назывались исполнители былин?
  4. На сколько и на какие именно циклы делились былины?
  5. Какое содержание имеют былины Киевского цикла?
  6. Каких героев этого цикла вы знаете?
  7. Какое содержание имеют былины Новгородского цикла?
  8. Каких героев этого цикла вы знаете?
  9. Что общего есть в былинах?

Используемая литература:

  1. Сергей Бойко “В волшебной пушкинской стране”, Москва – Ставрополь 1999 год, стр. 127 – 130.
  2. Библиотека Русского фольклора, том Былины, Москва “Советская Россия” 1988 год, стр. 5 – 24.