Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок физики "Агрегатные состояния вещества". 7-й класс

Разделы: Преподавание физики


Цели урока:

Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”

Дидактический тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-беседа с элементами поиска

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедиа-проектор,
  • карточки с заданиями,
  • компьютерная презентация;
  • лед,
  • вода,
  • водяной пар (стакан с водой 60 0 С);
  • телевизор,
  • видеокассета “Оксфордская Видео энциклопедия для детей”

Программное обеспечение:

  • Power Point, тестовая оболочка КРАБ2, “Физика7-11” (@ФИЗИКОН2003)-учебное электронное издание.
  • Учебник: А. В. Перышкин. Физика 7 класс.

План урока

1. Огранизационный момент

2. Актуализация опорных знаний

3. Мотивация

4. Начало изучения нового материала

5. Исследовательская работа

6. Подведение итогов исследования

7. Систематизация знаний

8. Вывод

9. Подведение итогов урока

Ход урока

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учится выполнять исследование и его анализировать.

Актуализация опорных знаний

Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование. Для этого мы разделимся на группы. Часть ребят работает на ПК, выполняет тесты; часть ребят работают со мной - отвечают на мои вопросы.

По первому заданию оценки выставляет компьютер; второе задание оцениваю я.

Вопросы для проверки усвоения материала

1. Что дают человеку знания о строении вещества?

2. Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.

3. Что называют молекулами?

4. Почему вещества кажутся нам сплошными?

5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?

6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?

7. Какое явление называют диффузией?

8. Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.

9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?

10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?

12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку, вас можно допускать к исследовательским установкам, т. к. вы показали хорошее знание теории о строении вещества.

Мотивация

Учитель. Переходим к следующему этапу урока. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране телевизора демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.

Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученик. Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.

Начало изучения нового материала.

Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества”. Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. (начало составления таблицы-тезисы вывешиваются на доску) <рисунок1>

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. У нас работает три группы исследователей - экспериментаторов. Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Любой эксперимент включает в себя: осознание цели эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборку установки, анализ увиденного или полученных данных. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются на протяжении всего времени обучения физике. Я вам сегодня помогу - формулирую цель каждого эксперимента, предлагаю ряд вопросов каждой группе, но чтобы на них ответить вы должны провести экспериментальные исследования. Перед каждой группой свои задачи. (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаю группам учащихся. Работа выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи. )

Учитель. По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.

Исследовательская работа.

1 группа: Исследует свойства твердого тела.

2 группа: Исследует свойства жидкостей.

3 группа: Исследует свойства газов.

Также сегодня работают теоретики со словарем, конспектом, лабораторией (словарь, конспект и лаборатория находятся на мультимедийном диске; работа со словарем происходит за ПК - два ученика; работа с конспектом, лабораторией также происходит за ПК- один ученик - всего теоретиков три человека, это “слабые” ученики).

Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.

1 группа (4 человека) - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

2 группа (4 человека) - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

3 группа (4 человека) - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов. ”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?

4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

Группа теоретиков (два ученика)

Задание: найдите с помощью словаря в ПК определения физических явлений - плавление, отвердевание, кипение, испарение, парообразование. (определение данных явлений будет необходимо при составлении таблицы)

Группа теоретиков (один ученик - его ПК подключен к проектору)

Задание: Проанализировать 1. Лаборатория. Глава: Молекулярная физика. Строение вещества. 2. конспект. Глава Молекулярная физика. Агрегатные состояния вещества. (это указан ход работы с оглавлением на мультемидийном диске). Он должен проанализировать предложенный конспект и выбрать рисунки, где показано взаимное расположение молекул воды в трех состояниях.

Учитель. 10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей таблицы.

Подведение итогов исследования.

Слово предоставляется первой группе, как они ответили на свои вопросы.

Ученик 1. У нас на столе имеются кусочки льда. Мы заметили, что кусочки льда тают, но если бы было холодно, форма бы кусочков льда не изменялась.

Ученик 3. Мы с помощью линейки определили ширину, высоту и длину бруска и рассчитали объем кусочка льда.

Ученик 2. Можно сделать вывод по первому и второму вопросам. Форма твердого тела при неизменной температуре не изменяется. Также объем твердого тела при неизменной температуре не изменяется.

Учитель. Я предлагаю вам брусок из алюминия, формы прямоугольного параллелепипеда. Ваши выводы приемлемы для данного тела?

Ученик 4. Да, данные выводы подходят и для данного тела.

Учитель. Как вы ответите на 3 вопрос задания?

Ученик 1. Как я уже сказал, кусочки льда тают, т. к. в классе тепло. Температуру окружающего воздуха мы определили с помощью комнатного термометра. Следовательно, возможен переход вещества из твердого состояния в жидкое, но при этом должна быть определенная температура. Так для льда достаточно температуры выше 0 о С.

Учитель. Верно. Этот процесс называется плавлением. Слово теоретикам.

Теоретики. Мы нашли в словаре определение этого процесса. Плавление - это переход вещества из твердого состояния в жидкое. Также возможен и обратный процесс - отвердевание. Отвердевание - это переход вещества из жидкого состояния в твердое. Температура плавления и отвердевания одна одинаковая.

Учитель. Очень хороший ответ у теоретиков, о температуре плавления мы будем говорить в 8 классе.

Учитель. Давайте спросим у Ученика 2, когда возможен п