Обучение грамоте в 1-м классе (математика, чтение, письмо)

Разделы: Начальная школа


ЧТЕНИЕ.

Цель: Научить учащихся читать согласные с Ь знаком - мягко, учить умению образовывать слова с Ь в середине слова, различать одушевленные и неодушевленные существительные, быстро ориентироваться по картинкам и абстрактно, научить выделять заданный звук в слове, делать звуко-буквенный анализ. Учить учащихся читать связно, плавно.

ПИСЬМО.

Тема: Письмо слов с Ь знаком.

Цель: Научить учащихся понимать, что согласные, после которых нет гласных

И, Е, Я если произносятся мягко, то нужно писать Ь знак. Закрепить правило

правописания - ЧА, учить учащихся слышать мягкий согласный при письме

слов под диктовку, делить слова на слоги.

Цель воспитательная: приучать учащихся работать самостоятельно, учить писать каллиграфически правильно и чисто, воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности.

Коррекционная цель: добиваться четкого произношения согласных (глухих), учить различать гласные и согласные, учить произносить согласные мягко, если есть Ь знак.

МАТЕМАТИКА:

Тема: Таблица сложения и вычитания на 3 (повторение). Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на нахождение суммы и разности. (воспитательная цель- едина).

Оборудование: на доске красочный терем. В каждом тереме живут буквы, в одном гласные, в другом согласные, в третьем знаки: “ . ”, “!”, “?”, “:”- и т. д. На противоположной стороне поезд, на нем и отправимся в путешествие в Королевство Азбуки (это Терем). Правит этим королевством- Королева A3 и принц Буки (на самом первом уроке изучения азбуки была рассказана сказка о ее королевстве и продолжение следует. Сказку сочинила мама. Исходя из слова Азбука, вот на этом поезде мы и ездим каждый день в Королевство, чтобы доставить очередную изученную букву в свой терем. На доске два медвежонка с корзинкой в руках. В корзине прорез в которую вставляется буква-именинница).

Но кто же нас повезет. Ведь у нас нет машиниста. Давайте отгадаем, кто будет машинистом (в прорез вставлена картинка кота обратной стороной). Я говорю, что это слово состоит из 1 слога, в котором 3 звука. Кто это? (учащиеся уже знают почти всех героев, особенно кота, они отгадывают, я поворачиваю картинку). Приведите примеры родственных слов, чтобы в них было: 2 слога, 3 слога (кошка, котята).

Сколько здесь слогов, звуков, букв, гласных, согласных?

Это одушевленные или неодушевленные существительные?

Существительное кошка имя собственное или нарицательное?

Как пишутся имена собственные?

Как пишутся имена нарицательные

Придумайте кличку животному.

Определите число.

И так, пора в путь. В пути я вам рассажу сказку. Любите сказки?

Поехали. (учащиеся имитируют движение поезда, вначале медленно, затем быстрее и быстрее: ЧУ-ЧУ-ЧУ, ТУТ-ДУ-ТУТ, ТУТ-ДУ-ТУТ.

Вот и 1 остановка. Нас встречает сама Королева А3 (на последующих остановках встречают сказочные герои со своими заданиями).

Поезд тормозит (учащиеся имитируют остановку протяжным звуком: Ч-Ш-Ч-Ш-Ч-Ш).

Идем в гости к королеве A3.

Сказка. Жили-были в далекой стране Азбуки разные буквы. Жили не тужили.

Назовите на какие две группы делятся все буквы (гласные и согласные).

Назовите гласные (в тереме выставлены только те, которые изучили).

Назовите согласные.

Буквы очень дружили друг с другом. Вот однажды пошла в гости С к Я, Л к Е, М к Я, Д к И, Т к Е- СЯ, ЛЕ, МЯ, ДИ, прочтите: ТЕ, а наоборот?

Как можно образовать новые слоги? (СЕ, ТЯ и т. д. множество вариантов).

Как читаются эти согласные?

Что показало их мягкость?

Откройте прописи. Запишите: ЛЕ, МЯ, ДИ, ТЕ, СЯ - подчеркните гласные, которые показами мягкость согласных.

Буквы жили не тужили, потому, что все дружили. И жила среди них буква, похожая на половину буквы Ы.

Что это за буква? У какой буквы сегодня день рождения?

С какой буквой никто не дружил, потому, что она не умела говорить и всегда молчала. Жилось ей плохо.

Решите задачу: К 4 буквам в гости пришли еще 2 буквы. Сколько букв всего собралось?

Подберите такое слово, чтобы в нем было 6 букв, 6 звуков. А кто подберет такое слово, чтобы в нем было 6 букв но 5 звуков, (опережающие обучение с Ь знаком знакомы).

Сколько было букв? (6) Затем 4 буквы поспешили в Терем и ушли. Сколько букв осталось? (2).

Почему звуков меньше?

Если из суммы вычесть одно слагаемое, что получим?

Развеселились буквы.

На лоске напечатано: ПАЛЬТО, КОНЬКИ, КОНЬ (мягкий знак закрыт).

Медвежонок “ что это у вас за необыкновенные слова?” Посмотрели буквы друг на друга и не поймут в чем дело?

Ребята, что необычного в этих словах?

Какой буквы здесь нет?

А вот медвежата нам помогут. Эта буква сегодня именинница.

Произнесите звуки: М (а теперь мягко) К, А, У и т. д.

А Ь знак? Что о нем можно сказать? (вывод делают учащиеся).

Обобщает учитель.

Нечего делать звукам без Ь знака, пригласили они его побыстрее к себе в терем, только терем ему выделили особый, он пожелал жить пока один. Открывается в словах Ь знак. Дети хором читают слова: ПАЛЬТО, КОНЬ, БЕЛЬЁ, КОНЬКИ, ЛОСЬ.

Выберите из этих слов одушевленные предметы, неодушевленные.

Выберите из этих слов словарные слова.

На какой вопрос отвечают одушевленные предметы? А неодушевленные?

Составьте предложения, употребив как можно больше слов с Ь знаком.

Выберите слова с разделительным Ь знаком (опережающие обучение).

- Назовите слова, которые стоят в единственном числе, а какие во множественном (все читают хором)

Это имена собственные или нарицательные. Как пишутся имена собственные? Как нарицательные?

Объясняются случаи переноса слов с Ь знаком, и разделительным Ь знаком.

Какая буква помогла правильно справиться с заданием другим буквам?

Назовите разницу в переносе слов с Ь знаком?

Выберете слова, где Ь знак является показателем мягкости согласных.

А как вы считаете, человек должен быть многословным, если разговор не деловой? (ответы и примеры разные. Учитель обобщает ответы учащихся).

Напечатайте эти слова в тетради. Запишите эти же слова в прописи. Разделите слова: ПАЛЬТО, БЕЛЬЁ для переноса.

Выберете слова, которые нельзя перенести.

2 остановка.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ПАЛЬТО, КОНЬКИ (в доступной форме)

- Чтение слов с Ь знаком.

(Все что в учебнике и кроме того, все печатаю на доске, читаем хором: вместе с учителем, особенно это эффективно, когда учащиеся с разным уровнем знаний, здесь же фонетические зарядки, скороговорки (см. приложение фонетических зарядок).

а) рассматривание карточки изучаемого материала.

б) установление значения этого предмета.

в) проговаривание хором, индивидуально этих слов.

  • определите ударный слог, ударную гласную.
  • произнесите все звуки по порядку.
  • установите: сколько звуков? Сколько букв? Почему букв больше, чем звуков?
  • чтение слов с карточки.
  • установление разницы в произношении и написании.
  • подбор родственных слов (указывается на единообразное написание корня)
  • составление словосочетаний, предложений.

Запоминание:

  • слуховая память
  • зрительная память (показываю карточку со словом, затем это слово в предложении. Даю несколько секунд, в зависимости от сложности слова, дети смотрят, запоминают, повторяем вслух хором, индивидуально и записываем в тетрадь или словарь)
  • разделите слова на слоги, для переноса.
  • как переносятся слова с Ь знаком?
  • запишите слова в тетрадь или словарь и запомните написание этих слов.

И подружились все буквы. А мягкий - знак, хотя и “говорить” не умеет, но все его считают буквой.

3 остановка.

(медвежата, а в корзине буква)

Читают: ТЬ, ЗЬ, и т. д. буквы ввожу те, которые изучили. Если бы в центре другая буква, то читают еще и обратно (ТЯ, ЯТ и т. д. )

сила голоса, показала, какой слог ударный.

- Откройте прописи, запишите несколько слогов (под руководством учителя)

Задание усложняется.

Приведите примеры слов с Ь знаком. Запишите в пропись (диктует учитель). Составьте с этими словами предложения.

Из чего состоит наша речь?

А предложения?

А слова?

А слоги?

4 остановка:

Работа с азбукой, (весь текст из азбуки напечатан на доске. Читаем хором, объясняю как следить, читать и т. д. ) затем это же самое читаем в букваре, учащимся легче ориентироваться после этого в книге.

  • ответы на вопросы.
  • выборочное чтение.
  • пересказ рассказа.
  • работа над пословицами.
  • выборочный диктат.
  • выборочные в тексте слова с Ь знаком (устно)
  • что показывает Ь знак в этих словах?
  • продолжение на письме:
ЛОС НА - НЬ
КОН КИ ТО - ТЬ
ОКУН Ь КИ ВЫ-ВЬ
СОЛ СЕ -СЬ
УГОЛ КИ ДИ-ДЬ

прочитайте слоги так, чтобы второй слог был ударным. (потом меняю 1,3,4 и т. д. ).

что показывает Ь знак? А на письме?

Все что было напечатано на чтении повторяется и на письме, только шрифт письменный. Дети учатся сразу читать как печатный, так и письменный шрифт.

Работа в прописи. Письмо слов и предложений с Ь знаком. Веселятся буквы. Они предложили игру “кто быстрее”.

- Как называются компоненты при сложении, при вычитании? (идет опережающее обучение).

5 остановка.

Запишите:

2+ 3 6-3 8-3
3+3 7-4 9-3
4+3 5-2 7+3

Сравните выражения:

1+3 5-3 5-3 7-3
4-3 3-3 10-3 7

- Работа в прописи. Письмо слов с Ь знаком под диктовку.

6 остановка.

Игра: “Угадай пример”, “Угадай число”, “Белка и грибы” - устный счет. Решите задачу: У белки было больше 3, но меньше 9 грибов. Сколько грибов было у белки? Решите задачу: (стр. 39 № 3)

- Сколько действий в задаче? Почему? Докажите, (решите самостоятельно).

- Запишите только ответы (учитель диктует примеры). - Проверка одним из героев сказок.

- Коллективное решение задачи (стр. 39 № 4).