Урок литературного чтения во 2-м классе: "Может ли писатель быть ученым? Сложный авторский взгляд на мир". В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"

Разделы: Начальная школа


Тема урока сложная, но интересная. Все этапы урока логически следуют друг за другом, позволяют найти ответ на проблемный вопрос, отмечается многогранный талант В. Бианки. Предусматривается глубокий анализ художественного произведения, использование различных форм, методов и приёмов работы. Осуществляется глубокая межпредметная связь с предметом “Окружающий мир”, что также подчиняется логике. (В. Бианки – не только выдающийся писатель, но и учёный-биолог)

Цели:

  1. помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-знатока природы, (т. е. знание законов сказки, использование художественных приёмов - дар писателя и употребление выражений, точное описание, требующее научных знаний - дар учёного), помочь детям эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя;
  2. развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравнение, обобщение), коммуникативные умения, расширить представления об окружающем мире;
  3. прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: портрет В. Бианки, схемы с основными понятиями, карта “Путь Муравьишки домой”, индивидуальные листы, “Благодарность”.

I. Организация начала урока.

(в парах, положить руки друг другу на плечи):

Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись-ка мне, а я тебе!

П. Постановка цели урока урока.

(упражнение на инд. листах “Найди слова”, - зрительный вербальный анализ)

- В данных рядах букв найдите “спрятавшиеся слова”:

атвкакчевменьмуравьишкавлгрслищдасбдомойшвалчсяфкаварсипрспешил Назовите слова, которые вы отыскали. (Как Муравьишка домой спешил). Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”.

Но перед тем, как начать работать по теме нашего урока, потренируемся в совершенствовании навыков чтения.

III. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Совершенствование навыков чтения. Упражнение “Угадай” (развитие правильности восприятия, понимание текста, расширение знаний об окружающем мире)

Муравьи.

Мур_вьям приходится мног_ бегат_ по окр_жающей местности в поиск_х пищ_^ чтоб_ нак_рмит_ свои_ товарище. Но бегают не все. У мур_вьёв строг_ е разделение труда: одн_ зан_маютс_ домашним хозяйством, подновляя и оч__щая мур_вейник, други_ ух_ж_вают за молодняком, третьи дежурят у вх_дов, гот_вые отразит_ вр_га, а вот ч_ твёртые уходят дал_ко от муравейника и зан_маются добыванием пищи.

Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.

- Что узнали о жизни муравьев? А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?

Доп-но. Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества - ФЕРОМОНЫ. (Сл. работа).

ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ - Почему так говорят? Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного леса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки 1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

IV. Изучение нового материала. 1. Подготовительная работа:

- После того, как мы расширили знания о таком важном жителе леса, как муравей, приступим непосредственно к теме, к дальнейшему изучению произведения Виталия Бианки “Как Муравьишка домой спешил”. На дом было дано опережающее задание:

Придумать вопросы по произведению, которые помогли бы лучше в нём разобраться. (уч-ся могут зачитать вопросы).

- Спасибо за интересные вопросы. Среди ваших вопросов мог бы оказаться такой: Может ли писатель (художник слова) быть

УЧЁНЫМ? Попробуем разобраться: В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СЛОЖНЫЙ АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР? 2. Отличие задач писателя от задач учёного.

Для того, чтобы хорошо разобраться в этом, подумаем, чем отличается писатель от учёного.

Повторим, кто такой писатель (художник слова), какова его задача, и кто такой учёный, в чём заключается задача учёного.

ПИСАТЕЛЬ

Соблюдает законы жанра

Создаёт художественный образ мира в красках, звуках

Использует художественные приёмы

Воздействует на чувства читателей

Выражает своё отношение

УЧЁНЫЙ

Даёт точные научные знания

Расширяет знания о мире

Сообщает факты

- Учёный пишет научные тексты, а писатель (художник слова) - художественные. -Где вы встречали научные тексты? (в энциклопедиях, словарях, в учебниках).

- А художественные? (проблемный вопрос) Как ВЫ Думаете, В. БИАНКИ — писатель или учёный? Докажите.

- Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В. Бианки? Подчеркните и прочитайте одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.

Убедимся, что его наблюдения, знания совпадают с научным описанием. Подтвердите своё мнение словами из текста.

(днфференц. работа в группах, задания различаются по объёму, помощь уч-ся)

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Стр. 88-89

Кузнечик.

У кузнечиков длинные ноги, прямые надкрылья. Все кузнечики хорошо прыгают, взлетают молниеносно, опускаются с помощью крыльев плавно и медленно.

Стр. 90 (о кузнечике).

Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаются на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.

Стр. 90-91 (о водомерке).

Обобщение: - Что вы можете сказать о В. Бианки как об учёном? Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки “Как Муравьишка домой спешил”, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В. Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, обладает даром УЧЁНОГО. Схема: В. Бианки

Учёный

4. А теперь выясним, как решает В. Бианки задачи писателя, соблюдает ли он законы сказочного жанра? Вспомните сказку “Колобок ”. Сравним эти сказки. (дорога из дома -дорога домой, накопление героев. . . , разный конец)

Законы сказочного жанра:

Путь-дорога испытаний, накопление героев (сравнение со сказкой “Колобок”.

Герой благополучно достигает цели.

Счастливый конец (выборочное чтение)

- С чего начинаются его испытания? Давайте повторим путь Муравьишки. Сколько видов транспорта сменил? С кем он встретился? Писатель учился у народа, у народной сказки, поэтому в его сказках - юмор, простота, яркость языка, стремительность действия. . .

5. Использование приёма “эмпатии”, т. е. примеривания на себя характера главного. героя и его взгляда на мир, умение “вжиться” в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя.

- А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка, наконец-то, попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, и о своих впечатлениях рассказал своим друзьям. Представьте, что Муравьишка - это вы, а точнее, что вы - это Муравьишка. Выберите самого интересного “извозчика”, т. е. того, кто помогал ему в пути, опишите его. Как можно точнее и расскажите о своих впечатлениях наездника. (подготовительная работа с текстом и рассказы уч-ся по 1 чел от группы).

- Что вы чувствуете, что ощущаете? А как вы думаете, что чувствовал В. Бианки, когда рассказывал нам эту историю о Муравьишке? (он переживает, называет его ласково Муравьишкой, чтобы показать хрупкость и незащищённость, как бы помогает своему герою: во время пути к дому постоянно сверяется с солнышком, оно зашло только тогда, когда Муравьишка был дома)

Обобщение: Только писатель даёт возможность вжиться в образ героя, встать на его место, представить себя им, наука не даёт нам такой возможности. Что вы можете сказать о В. Бианки как о писателе? (ответы уч-ся, использование опорной схемы: знание законов сказочного жанра, использование художественных приёмов, например,. .)

Вывод; В Бианки обладает ярким даром ПИСАТЕЛЯ. (продолжение работы по схеме:

В. Бианки

Учёный Писатель)

- Талант В. Бианки многогранный, это талант учёного и писателя, поэтому книги, которые он создал - особые, в них присутствует научное и художественное видение мира, они так и называются НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей, среди которых “Страна зверей”, “Заячьи хитрости”, “Наши птицы”. В течение 40 лет выпускал сборники под названием “Лесная газета на каждый год”.

6. А сейчас мы проведём небольшое тестирование, оно покажет, как точно вы запомнили слова и выражения из произведения, (чтение вслух, самост. выбор ответа)

1) это произведение:

а) рассказ
б) стихотворение
в) сказка
г) басня

2) Как называется это произведение:

а) Как Муравьишка домой бежал
б) Как Муравьишка домой спешил
в) Как Муравьишка домой торопился
г) Как Муравьишка домой добрался

3) С кем из насекомых не встречался Муравьишка:

а) Кузнечик
б) Жужелица
в) Комар
г) Клоп-Водомерка

4) Какого из препятствий не было на пути Муравьишки:

а) картофельное поле
б) забор
в) озеро
г) лес

5) Кто последним выручил Муравьишку:

а) Землемер
б) Жук Хрущ
в) Жучок-Блошачок
г) Гусеница-Листовёртка

Проверка.: чтение правильного варианта, подведение итогов, 5 ответов совпало -отлично, 4 ответа - молодцы, 3 ответа и меньше - перечитайте сказку более внимательно.

V. Подведение итогов и результатов урока.

- В 2004 г. В. Бианки исполнилось бы 110 лет. А каким вы представляете В. Бианки ? (умным, добрым, с чувством юмора, наблюдательным. . .) Посмотрите на его пытливые глаза, запомните этот добрый взгляд. А для чего В. Бианки писал такие произведения? (чтобы мы тоже знали и понимали природу, любили и берегли её, осознавая, как сложен и хрупок мир)

Наш урок – это дань памяти замечательному писателю и биологу, который хорошо знал и любил русскую природу

VI. Использование приёма “Рефлексии”.

- А сейчас выйдите все к доске, встаньте в круг и расскажите, пожалуйста, о том, каким был для вас сегодняшний урок. Что вы почувствовали? Что вам особенно понравилось? Что бы хотели изменить?

VII. Дом. задание (по выбору):

- Нарисовать картинку к сказке, можно слепить из пластилина Муравьишку или любое другое насекомое;

- Выбрать отрывок из сказки и подготовиться к чтению по ролям (вместе со словами -описанием насекомых)

Спасибо за урок! Хорошего вам дня!