Урок окружающего мира в 4-м классе с применением ИКТ "Скелет и его значение"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. сформировать представления о скелете человека, работе суставов; обратить внимание на правильную осанку при сидении, стоянии, ходьбе;
  2. дать советы по оказанию первой помощи при травмах костей, воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование: учебник-тетрадь Поглазовой О.Т. (4 класс), куриные косточки, атлас по анатомии, плакат “Скелет человека”, компьютерная энциклопедия “Кирилл и Мефодий”, компьютерный диск “Я и мое тело”, раствор соляной кислоты (или уксус), плакат “как правильно сидеть и ходить”, линейка, шарф или бинт.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка перед учениками проблемы:

- Что помогает человеку двигаться, сохранять форму тела, защищать внутренние органы?

- Проверим ваши предположения, прочитав текст на стр.13.

3. Ученики читают текст, подчеркивая новые понятия: скелет, парные кости, непарные кости и т.д.; отмечают важные сведения о количестве костей в скелете человека, о значении суставов.

- Почему в течение дня может меняться рост человека?

4. Знакомство с названием частей скелета и их расположением.

Учитель показывает расположение частей скелета на плакате, на экране (компьютерная энциклопедия “Кирилл и Мефодий”), дети отмечают части скелета человека на рисунке в учебнике – тетради.

Проводится игра с веселым Скельетоном (компьютер + проектор) “Собери скелет”.

(Диск “Моё тело. Как оно устроено”.)

5. Беседа о свойствах костей.

- Скелет состоит из полых трубчатых костей, которые обладают замечательными свойствами: они прочные, упругие, легкие.

Дети рассматривают куриные косточки, принесенные из дома.

- Такая конструкция костей позволяет сократить массу скелета в 4 раза. Масса костей скелета взрослого человека всего около 8 кг. Особенно ярким примером является скелет птиц. У такой большой птицы как фрегат (с размахом крыльев около 2 метров) масса скелета всего 110 граммов.

(Демонстрация. Компьютерная энциклопедия “Кирилл и Мефодий”).

- Кости очень прочные. Твердость и прочность костям придают содержащиеся в них минеральные вещества, а гибкость и упругость – органические вещества.

6. Практическая работа.

- Давайте опустим тонкую сырую косточку ключицы курицы в раствор соляной кислоты. Как вы думаете, что произойдет? Почему кость стала эластичной, как резина?

(минеральные вещества растворились)

- Дома вы можете попробовать опустить кость в раствор уксуса.

- Давайте попробуем прокалить кость на огне. Как вы думаете, почему идет такой запах?

(горят органические вещества)

7. Если хочешь быть здоров.

- Кости, как и другие органы состоят из живых клеток. Растут кости до 18 – 25 лет. Твердеют кости постепенно: у новорожденного они более мягкие и гибкие, у стариков более жесткие, хрупкие и чаще ломаются. У ребенка до 12 лет кости состоят в основном из хрящей и твердеют только к 25 годам.

- Вот почему очень важно обеспечить правильное развитие костей в детском возрасте, когда идет рост и развитие организма. Упущения в этом возрасте потом трудно будет поправить.

- Если неправильно сидеть за столом, сутулится при ходьбе, неправильно носить тяжести, то можно вырасти сутулым, с искривленным позвоночником.

- Что надо делать, чтобы избежать искривления позвоночника?

Дети рассматривают плакат “Как правильно сидеть и ходить”.

8. - Давайте проверим правильность осанки у Миши.

Для этого нужно встать около стены. Ты должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Это твоя правильная осанка. А теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку.

- Дома вы тоже можете потренироваться поддерживать осанку, чтобы помочь позвоночнику правильно расти.

9. Практическая работа “Что делать при травмах костей”.

Дети рассматривают рисунки на странице 19, обсуждают, как обеспечить покой и неподвижность травмированной руки и зачем на сломанную кость накладывают шину из дощечек, а в больнице фиксируют ее слоем гипса.

10. Разыгрывание ситуаций по оказанию первой помощи при травме кости.

11. Подведение итогов.

- Для чего нужен скелет?

- Что защищает череп, грудная клетка, позвоночник?

- Какие меры предосторожности надо выполнять, чтобы не нарушать целостность костей?

- Для чего сломанную руку помещают в гипс?

- Какие еще приспособления помогают срастаться сломанным костям?

12. Домашнее задание.

Стр. 13 – 19, задание: измерьте свой рост утром и вечером, объясните, почему вечером вы стали чуть меньше, изготовьте аппликацию “Скелет человека”, используя лист выкроек.