Урок риторики в 3-м классе по теме "Хорошее настроение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) познакомить детей с лексическим значением слова “настроение”, выяснить роль хорошего настроения в нашей жизни;

2) развивать словесно-импровизационные способности детей, их творческое воображение;

3) воспитывать у учащихся внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: карточки-схемы “Способы выражения настроения”, словарик настроения, видеокассета с фрагментом мультфильма “Просто так”, видео и аудиомагнитофоны; перчаточные куклы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Мне очень хочется, чтобы сегодня у нас было хорошее настроение и всем нам было интересно на уроке.

П. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, определение темы урока.

(В исполнении учителя звучит песня “Песенка о хорошем настроении” сл. В. Коростылева, муз. А. Лепина)

Если вы нахмурясь,
Выйдите из дома,
Если вам не в радость
Солнечный денек,
Пусть вам улыбнется
Как своей знакомой,
С вами вовсе незнакомый
Встречный паренек.

И улыбка без сомненья,
Вдруг коснется ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.

Вопрос классу:

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (высказывания детей).

- Правильно, тема сегодняшнего урока “Хорошее настроение”.

(вывешивается тема; дети записывают число и тему урока в тетрадях).

Ш. Речевая разминка.

- На уроке риторики, как всегда, будем много говорить, чтобы подготовить наш речевой аппарат, давайте разомнемся.

“Подышим, подышим…”

а) Сосчитаем до 10: до 5, увеличивая громкость, а с 6 до 10, уменьшая ее (2-3 раза)

б) “Проколотый мяч”

“Разомнем язычок”

а) У кого губы краснее?

Это упражнение вы делали много раз без специального задания: покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Внимание: не переусердствуйте!

б) “Грустно – весело” (2-3 раза)

в) “Проколю щеку” (3-4 раза)

3. “Не запутайся в звуках!”

а) хвалю – халву

б) король – орел

4. “НЕ сломайте язык!”

- Подарите мне свою скороговорку. А я свою вам.

“У ежа ежата, у ужа ужата”.

- Спасибо, я думаю, что наш речевой аппарат готов к работе.

IV. Объяснение нового материала.

Беседа с учащимися.

Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение.

А как вы думаете, что позволило мне сделать такой вывод? (ответы детей).

В толковом словаре С.И.Ожегова смысл слова “настроение” объясняется так: “это внутреннее, душевное состояние человека”. Это состояние бывает разное: тревожное и спокойное, грустное и веселое; плохое или хорошее.

V. Осмысление нового материала.

- Мы можем по-разному описать хорошее и плохое настроение.

Задание:

а) подобрать синонимы к слову “хорошее”, когда говорим о настроении.

Итак, “хорошее” – (дети перечисляют синонимы).

В русском языке еще много слов, которыми можно описать хорошее настроение (вывешивается плакат с синонимами, дети читают их хором);

б) настроение “плохое” – назовем синонимы к этому слову.

- И к этому слову есть другие синонимы (вывешивается плакат синонимов, дети читают их хором).

- Посмотрите, у нас получился словарик настроения, и вы можете использовать эти слова в своей речи.

(вывешивается плакат “словарик настроения”).

VI. Закрепление нового материала.

I. Задание.

- Давайте, прислушаемся к своему настроению (пауза, прислушиваемся).

а) - Может они радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг, а ноги сами рвутся в пляс. И тогда настроение похоже на …? (на солнышко) (вывешивается “солнышко”);

б) - А может, оно грустное, хмурое, а на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на …? (тучку) (вывешивается “тучка”);

в) - А может, настроение не очень радостное и не очень грустное, а так “с серединки на половинку”. Прыгать не хочется, но и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то своем, поиграть, почитать. И похоже это на …? солнце с тучкой (вывешивается “солнце с тучкой”).

А давайте и к слову “спокойное” подберем синонимы.

И эти слова пополнили наш словарик настроения.

Значит, настроение может быть какое?

(ответы детей).

Вывод делается совместно с учащимися.

Говоря о разном настроении, многие сравнивают его с животным.

Вопрос:

С каким животным сравнивают настроение?

(ответы детей)

- Хамелеон – животное, ящерица. Его окрас тела может сильно изменяться в зависимости от освещения и температуры (картинка с животным).

Вопрос:

- Так почему же настроение – слово – “хамелеон”?

(высказывания детей).

Вывод: оно постоянно меняется.

Отчего же оно меняется? (высказывания детей).

- Да, оно зависит от обстоятельств, в которые попадает человек.

II. Задание.

А сейчас попытайтесь определить, отчего изменилось настроение у Ослика, героя мультфильма “Просто так” (просмотр фрагмента мультфильма).

Так, отчего?

Правильно, от встречи с добрым человеком, он почувствовал к себе внимание со стороны доброго человека.

Давайте попытаемся определить, отчего еще наше настроение улучшается. И в этом нам поможет стихотворение “Хорошее настроение” в вашем учебнике.

III. Задание. Работа с учебником (с.100).

- Откройте учебник на стр. 100.

- Рассмотрите иллюстрации и прочтите стихотворение (читается полностью).

Вопросы:

1. Понравилось стихотворение?

2. О чем оно?

3. Какой мальчик? Что он делал?

4. Какие слова незнакомы вам?

Задание:

а) прочитать стихотворение по частям и разыграть ситуацию

б) – Как мальчик успокоил девочку?

– Как успокоил бабушку?

– Как развеселил двух мальчишек?

в) объясните словосочетание “душа нараспашку?”

Вывод: настроение меняется от многих обстоятельств. И очень важно делиться хорошим настроением с окружающими.

IV. Самостоятельная работа.

- Очень хорошо, что мальчик смог заметить настроение окружающих.

- О своем настроении можно рассказать или показать его. Существует много способов, с помощью которых можно это сделать.

Задание:

1. Поработаем с карточкой - схемой “Настроение можно выразить” (Приложение 1).

2. Прочитайте описание некоторых из способов и подчеркните, с чем вы согласны.

Вопрос: Какой способ подчеркнули, почему? (ответы детей).

VII. Физминутка.

- Немного пофантазируем. Представим такую ситуацию: вы – юные художники, которым предлагается необычное задание – изобразить свое настроение не кистью, а с помощью жестов, мимикой.

(уточнить, что такое жесты, под музыку “рисуем” свое настроение).

VIII. Контроль результатов первичного запоминания нового материала

Вопрос:

Когда вам хорошо – когда весело или когда грустно? Почему?

Послушаем разговор, который произошел между Грустным настроением и Веселым, и ответим на вопросы:

Почему Грустное настроение завидовало Веселому?

В каком предложении автор “спрятал” главную мысль?

(ответы).

– Как-то раз встретились два Настроения Веселое и Грустное.

– Почему тебе все радуются и ждут с нетерпением, а меня не любят и опасаются? – спросило Грустное настроение.

– Потому, что я уважаю людей, приношу им радость, делаю их веселыми и счастливыми. Ты же заставляешь их плакать и огорчаться.

Я живу для людей, а ты для себя, - уверено ответило Веселое настроение.

(ответы детей).

Вывод: Правильно. Хорошее настроение помогает человеку в жизни, оно дает ему силы и желание творить добрые дела. Поэтому мы должны быть внимательны друг к другу, своими поступками, добрыми делами создавать хорошее настроение всем окружающим.

IX. Задание на дом.

– Ребята, дома вам предстоит письменная работа. Необходимо написать рассказ, когда у тебя бывает хорошее настроение (задание дано на с.101 учебника).

А может, кто-то попытается сочинить стихотворение на эту тему.

Х. Итог урока

Ребята, вам понравился урок?

Что вы узнали нового?

О чем расскажите сегодня своим родителям?

(высказывания детей)

Свое настроение изобразите с помощью “пушистиков”.

- Выберите “пушистика”, который соответствует вашему настроению и раскрасьте его (дети выполняют) (Приложение 2).

- Мне тоже понравился урок. И за работу на уроке я ставлю вам всем “отлично”.

Спасибо! До свидания!