Урок обучения грамоте: "Чтение слов с буквой Ж, ж, предложений и текста"

Разделы: Начальная школа


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические цели урока:

  1. Образовательная: создать условия для формирования у учащихся правильного, слогового чтения слов с буквой Ж, ж, предложений текста с этими словами, обеспечить понимание содержания прочитанного.
  2. Коррекционно-развивающая: создать условия для развития произвольного внимания, зрительного восприятия, мышления и устной речи учащихся.
  3. Воспитательная: способствовать развитию самооценки при организации взаимоконтроля и взаимной оценки, воспитанию культуры общения.

Структура урока:

  • организационное начало урока;
  • подготовка к основному этапу;
  • усвоение новых знаний;
  • первичная проверка понимания;
  • подведение итогов урока, рефлексия;
  • информация о домашнем задании.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся должны правильно плавно читать по слогам слова с буквой Ж, ж, предложения с этими словами;
  • понимать содержание текста “Лужок”;
  • ориентироваться в причинно-следственных связях;
  • передавать голосом интонацию жалости.

Основные методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Средства обучения:

  • Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Москва “Просвещение” 1998;
  • таблицы букв печатного шрифта;
  • наборное полотно с буквами в наклонном, перевернутом положении;
  • касса пройденных букв;
  • печатные таблицы слогов, слов для речевой зарядки.

Модель урока

Таблица

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, организует внимание. Настраиваются на урок, хором рассказывая стихотворение, наизусть. Глядя на плакат “Сиди правильно”, проверяют правильность своей посадки за партой.
Подготовка к основному этапу. Для актуализации опорных знаний предлагает учащимся выполнить: упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия посредством узнавания букв; упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки. Подводит учащихся самостоятельному определению темы, цели урока и постановке. Обеспечивает мотивацию. Глядя на предъявляемую учителем карточку, называют букву и печатают ее в воздухе деревянной палочкой. Повторяют буквы, выставленные на наборном полотне. Называют буквы в наклонном, перевернутом положении. Определяют пространственное расположение таблиц букв. Сравнивают буквы и их пространственное расположение. Быстро находят в разрезной азбуке буквы для составления слогов и слов. Ученики, выполнившие задание первыми, подключаются к проверке. Определяют тему и цель урока, принимают их как личностно значимые.
Усвоение новых знаний. Предъявляет упражнения речевой зарядки нарастающей трудности, направленные на формирование навыка правильного чтения. Организует чтение заданий букварной страницы. Читает текст “Лужок” выразительно, задает общий вопрос по содержанию. Предлагает выполнить задания по тексту. Выполняют упражнения, которые готовят к чтению букварной страницы. Читают задания букварной страницы хором, чередуют чтение хором с чтением одного ученика, по цепочке, по выбору, по заданию. Следят за чтением товарища, оценивают его. Работают в парах, докладывают классу о результатах взаимопроверки. Слушают чтение учителя, отвечают на вопрос. Читают текст хором, по цепочке, по выбору учителя, выполняют задания: “Прочитай и спроси товарища”, “Прочитай предложение, которое начинается с указанного слова”, “Прочитай предложение, в котором есть слово из речевой зарядки”.
Первичная проверка понимания. Просит прочитать ответы на предъявленные вопросы по содержанию прочитанного, выразить свое согласие или несогласие с услышанным утверждением, предлагает в вежливой форме попросить одноклассника прочитать предложение желаемого содержания. Предлагает ответить на вопросы для выявления причинно-следственных связей, подводит к выяснению основной мысли текста, спрашивает, как бы поступили дети в аналогичной ситуации. Читают ответы на вопросы, выслушивают утверждение учителя и в вежливой форме высказывают свое согласие или несогласие, доказывая чтением предложения из текста, просят товарища прочитать предложение желаемого содержания, обращаясь к нему уважительно. Отвечают на вопросы учителя.
Подведение итогов и рефлексия. Создает условия для оценки деятельности на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке.
Информация о домашнем задании. Дает информацию о домашнем задании. Обеспечивает понимание цели и содержания его выполнения. Осмысливают задание.

Ход урока

Организационное начало урока.

Учитель (У). Дети (Д).

У. Ребята, мы с вами проводим урок обучения грамоте. Настраиваемся на урок. Расскажите хором стихотворение – настрой четко и выразительно.

Д. Стоя, приветствуя учителя, хором рассказывают:

Мы будем учиться читать.
Все буквы хотим мы узнать.

У. Садитесь, пожалуйста. Проверьте правильность своей посадки, глядя на плакат “Сиди правильно”.

Д. Каждый ученик смотрит на плакат и проверяет свою посадку.

У. Теперь расскажите хором выразительно стихотворение о правильной посадке.

Д. Рассказывают:

Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

У. Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать на уроке.

Подготовка к основному этапу.

У. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с пройденными буквами:

А, а У, у О, о ы И, и

К, к П, п Т, т З, з В, в Ж, ж

Давайте повторим буквы. Возьмите деревянные палочки, будем печатать буквы в воздухе. Движения рукой выполняйте четко. Читайте хором, потом печатайте.

Д. Хором читают букву, на которую показывает учитель, затем печатают ее палочкой в воздухе.

У. Положите палочки, назовите гласные.

Д. Вызываемый ученик называет. Затем все хором повторяют.

У. Выставляет справа от таблицы наборное полотно с этими же буквами, но расположенными в наклонном, перевернутом положении.

Поиграем. Налетел ветер. Буквы упали, изменили положение. Узнайте их теперь.

Д. Узнают буквы и называют их по вызову учителя.

У. Сравните буквы справа и слева.

Д. Слева буквы стоят прямо, а справа с наклоном.

У. А чем они похожи?

Д. Слева вверху стоят гласные, и справа вверху – гласные. Слева внизу стоят согласные, и справа внизу вижу согласные.

У. Назовите букву, которая стоит внизу последней.

Д. Буква Ж, ж.

У. Берет букву Ж, ж из наборного полотна и помещает в центр доски.

Над какой буквой будем работать?

Д. Отвечают.

У. Прочитайте опорные слова на доске.

Д. Читают хором: Слоги, слова, предложения.

У. Чему мы будем учиться?

Д. Мы будем учиться читать слоги с буквой Ж, ж, слова, предложения.

У. Для чего надо учиться читать слоги, слова, предложения?

Д. Отвечают.

У. Откройте, пожалуйста, кассы букв. Слушаем, повторяем, выкладываем слог.

Д. Слушают, повторяют хором за учителем, достают из кассы нужные для слога буквы.

У. Проверяет у ученика, выполнившего задание первым. Если задание выполнено правильно, просит этого ученика проверить у остальных детей и, если допущена ошибка, помочь исправить ее, четко проговорив слог еще раз.

Основной этап. Усвоение новых знаний.

У. Проводим “Речевую зарядку”, которая облегчит вам чтение букварной странички. Прочитайте слоги с подготовкой. Предъявляет таблицу.

Д. Читают: а – жа, о – жо, у – жу.

У. Прочитайте слова с подготовкой. Предъявляет таблицу.

Д. Читают: жа – жар, жа – жало, жа – жалко, жа – жара, жа – лужа. Жу – жук, жо – Жора, жо – лужок.

У. Прочитайте двусложные слова с ударением на первом слоге и с одинаковыми гласными. Предъявляет таблицу.

Д. Читают: жарко – жалко, жалко – жало.

У. Прочитайте слова с однотипной ритмической структурой, но разными гласными.

Д. Читают: Жора, жало, лужа.

У. Прочитайте слова, отличающиеся и ритмической структурой, и артикуляцией слогов.

Д. Читают: Жора, жало, жара, лужа, лужок.

У. Молодцы! Вы готовы к чтению букварной страницы. Давайте отдохнем.

Д. Встают и выполняют физические упражнения, рассказывая стихотворение:

Эта буква широка и похожа на жука. (Наклоны в стороны, руки на поясе).

И при этом, точно жук, издает жужжащий звук. (Машут руками).

У. Садитесь, пожалуйста. Откроем учебник на странице 80 по закладке.

Д. Открывают букварь. Берут закладку в руку и рассказывают хором про закладку:

Я – нарядная закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай,
Где заложено, читай.

У. Работаем с 80 страницей букваря. Читаем три первых столбика хором.

Д. Читают.

У. Чередуем чтение хором с чтением одного ученика.

Д. Выполняют.

У. Антон, прочитай все задание, а остальные, пожалуйста, следите и дайте оценку его чтению.

Д. Антон читал громко, без ошибок, мне понравилось, как он прочитал.

У. Прочитайте четыре столбика слов друг другу в парах. Оцените чтение партнера.

Д. После выполнения задания в парах докладывают классу о результатах взаимопроверки.

У. Чему мы с вами учились?

Д. Мы учились читать слова.

У. А теперь чему будем учиться?

Д. Будем учиться читать предложения.

У. Послушайте текст “Лужок” внимательно и приготовьтесь ответить на вопрос: “Куда ходили ребята?”

Д. Слушают, отвечают.

У. Выполним задания: “Читайте текст хором”, “Читайте текст по цепочке”, “Читайте текст по выбору учителя”, “Прочитай и спроси товарища”, “Прочитай предложение, которое начинается с указанного учителем слова”, “Прочитай предложение, в котором есть слово из речевой зарядки”.

Д. Выполняют задания.

Первичная проверка понимания.

У. Прочитайте ответ на мой вопрос. Я задам вам несколько вопросов.

Д. Вызванный ученик читает предложение из текста, которое является ответом на вопрос учителя.

У. Выслушайте меня внимательно и скажите, согласны вы со мной или нет вежливо.

Д. Выслушивают учителя, в вежливой форме высказывают свое согласие или несогласие и доказывают чтением предложения из текста.

У. А сейчас попросите вежливо своего товарища прочитать предложение из текста.

Д. По желанию просят прочитать предложение из текста своих одноклассников: “Сережа, прочитай, пожалуйста, предложение о том, что на лужке жарко”. “Антон, прочитай, пожалуйста, предложение о Зине и Жоре” и т.д.

У. А теперь ответьте на мои вопросы:

  • Куда Жора и Зина ходили гулять?
  • Кого они увидели на лужке?
  • Почему жук жужжал?
  • Как жужжал жук?
  • Жалко ли было ребятам жука?
  • Что бы ты посоветовал ребятам сделать, чтобы помочь жуку?
  • Как бы ты поступил в этой ситуации?

Д. Отвечают на вопросы.

У. Перескажите текст. Голосом передайте, что Жоре и Зине жалко жука.

Подведение итогов урока.

У. Над какой буквой мы сегодня работали? Чему мы учились?

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат цветочки красного, желтого, цвета. Поднимите красный, если у вас хорошее настроение, вы активно работали и справлялись со всеми заданиями. Поднимите желтый, если вы старались, довольны, но допускали ошибки при выполнении заданий.

Молодцы! Я рада, что вы честно оценили свой труд.

Информация о домашнем задании.

У. Выберете задание для себя:

1. Читать без ошибок страницу 80 букваря.

2. Пересказывать текст “Лужок” выразительно.

3. Придумать свой рассказ, глядя на картинку к тексту “Лужок”.

Скажите, какое задание вы выбрали.

Д. Отвечают.

У. Спасибо за работу. Урок окончен.

Д. Спасибо за урок.