Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М.Пришвина "Выскочка" в теме "Природа и мы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить детей с произведением Пришвина “Выскочка”.
  • Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении.
  • Учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль прочитанного.
  • Воспитывать любовь к животным, природе, малой родине.

Оборудование: портрет писателя, фотографии М.М. Пришвина, рассказы М. Пришвина, рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Изучая тему “Природа и мы”, ребята собирали фотографии красивых мест нашего Санчурского района, нарисовали рисунки, написали сочинения и оформили в классе уголок “Моя малая родина”.

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя М.М. Пришвина. С его рассказами мы уже встречались во 2 и 3 классах. О чём писал свои рассказы автор?

Почему за М. Пришвиным прочно закрепилось определение “певца природы” - мы попробуем ответить в конце урока.

3. Подготовительная работа по восприятию произведения.

Учитель: А сейчас я предоставлю слово нашим ребятам, которые подготовили небольшое сообщение о М. Пришвине из книг, которые вы видите на выставке.

1 ученик: Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с ранних лет. К ним относится М.М. Пришвин.

Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

2 ученик: Наблюдать, понимать, любить природу Миша учился с ранних лет.

“... Миша забрался в глубину сада, бросился в густую, сочную траву, с наслаждением вдыхает аромат цветов и трав.

Миша обернулся. В траве, у самого уха, гудит и сердится полосатый шмель. Крошечная букашка с трудом взбирается по стебельку; стебелёк качается, будто хочет схватиться за соседнюю травинку. Букашка остановилась, осторожно повела усиком, вдруг расправила крылья и улетела по каким – то своим неотложным делам”.

3 ученик: Пришвин был влюблён в свою Родину. В её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. Вместе с ним мы радуемся звону весенней капели, шелесту тающего льда, первому зову кукушки, доброму стуку о кору дерева лесного доктора – дятла.

4 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.

Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

Учитель: Посмотрите на фотографии М. Пришвина. Рядом с ним его четвероногие друзья – собаки.

- О какой черте характера говорят нам эти снимки?

- Может быть, после урока, на них вы узнаете Вьюшку, о которой мы прочитаем в рассказе “Выскочка”.

4. Изучение нового материала.

  • Первичное чтение хорошо читающими учениками.
  • Беседа после чтения.

- О чем этот рассказ?

- С какой целью автор рассказал нам об этом случае?

- Какую картину вы представили наиболее ярко, слушая рассказ?

- Какой это рассказ? (Описание, повествование, рассуждение)

  • Словарная работа.

Работа со словарями В.И Даля и С.И Ожегова.

- Всё ли было понятно?

Бдительность – постоянное настороженное внимание. (Словарь С.И.Ожегова)

Улучила – нашла подходящее время. (Словарь С.И.Ожегова)

Поскакала дуром – не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

  • Анализ рассказа.

- Найдите и прочитайте, как у собаки появилась такая кличка?

- Пришвин в этом рассказе использует литературный приём описание.

Прочитайте, как автор описывает Вьюшку?

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение “...ушки, как рожки, хвостик колечком (творительный падеж), зубки беленькие, как чеснок”.)

- Расскажите, что произошло с Вьюшкой?

- Прочитайте, как она проявила себя с сорокой?

- Как автор относится к Вьюшке? (С любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

- Что вы узнали о Выскочке?

- А как к ней относится Пришвин? (С любовью, используя народную мудрость.)

- Прочитайте следующий абзац. Здесь есть противопоставление – шесть сорок и одна. Подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

- На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

- Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

Прочитайте.

5. Закрепление нового материала.

  • Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Найдите в тексте отрывок и прочитайте, какой же эпизод рассказа изобразил художник?

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

  • Работа с пословицами.

- Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так?

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Какие из пословиц подходят к прочитанному рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Дружный табун и волков не боится.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесём.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Одна пчела не много мёду натаскает.

  • Работа над планом с помощью иллюстраций.

- Прочитай план к рассказу. Можно ли по этому плану пересказать текст?

Почему?

- Рассмотрите иллюстрации на доске и соотнесите их с пунктами плана.

План.

Выскочка осталась без хвоста.

Украденная косточка.

Вьюшка получила подарок.

Выскочка.

Хитрость Вьюшки.

  • Творческий пересказ.

- Давайте попробуем пересказать этот рассказ от лица Вьюшки.

- Какие слова мы будем использовать вместо слов собака, Вьюшка? (Я.)

6. Итог урока.

- Название “Выскочка” отражает тему или главную мысль рассказа?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Почему М.М.Пришвина называют певцом природы?

Вывод. За всем, о чём мы сейчас говорили, стоит автор, с его доброй улыбкой и внимательным взглядом на всё живое, что рядом с нами. Учит и нас так же глядеть на природу, а с любви к природе начинается любовь к Родине, к своему Отечеству и Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины.

Хором читаются слова М. Пришвина, написанные на доске:

Рыбе – вода,

Птице – воздух,

Зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу –

Значит – охранять Родину.

7. Домашнее задание.

Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.

Попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же

Умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как М.Пришвин.