Конспект открытого урока (Окружающий мир и ОБЖ) в 3-м классе "Правила поведения в природе"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;
  • формировать у детей нормы поведения в природе;
  • систематизировать знания учащихся о природе;
  • учить работать в группах.

 Оборудование:

  • аудиозапись “Птичьи голоса”;
  • гербарий;
  • Красная книга России;
  • видеофильм “В лесной полосе наших широт”;
  • динамическая картина “На дороге”;
  • динамическая картина “В лесу”.

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

Все чаще из средств массовой информации, по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня на уроке мы попробуем найти решение некоторых проблем.

- Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.

- Как бы вы определили тему нашего урока? (“Правила поведения в лесу”. )

1. Проверка домашнего задания.

Но сначала проверим домашнее задание. У вас на партах лежат листочки разного цвета. Это задания различной сложности. Выберите себе задание по силам и постарайтесь выполнить его.

Красные карточки – самые сложные.

Желтые - средней сложности.

Зеленые – легкие.

“Красные карточки”

1. Подчеркни правильный ответ. Солнце – это:

планета, спутник, звезда

2. Расположи ярусы леса в правильном порядке, поставь номер:

…) деревья

…) мох

…) травы

…) кустарники

3. Восстанови цепь питания, вставь недостающее звено:

лист - … - синица

“Желтые карточки”

1. Подчеркни правильный ответ. В Солнечной системе:

10 планет, 8 планет, 9 планет

2. Закончи предложение:

Видоизмененные листья хвойных деревьев это - ……

3. Восстанови цепь питания, вставь недостающее звено:

колосья - … - сова

“Зеленые карточки”

1. Закончи предложение:

Глобус это модель - …

2. Подчеркни то, что относится к неживой природе:

Воздух, человек, ветер, карандаш, камень, вода, цветок

3. Подчеркни названия хвойных деревьев:

береза, дуб, ель, осина, сосна, кедр, рябина

2. Работа над темой

Учитель:

- Все задания выполнены, можно отправляться в путь.

- Для начала ответьте на вопрос: Для чего люди ходят в лес?

- А мы зачем пойдем в лес?

- Перед уроком вы разделились на 2 команды. В конце нашей заочной экскурсии, я узнаю, какая команда больше знает о лесе.

-В пути попробуем найти ответы на вопросы: (на доске план урока)

1. Для чего нужен лес?

2. Какой вред нанес лесам человек?

3. Как вести себя в лесу?

4. Как, помогая лесу, помогаем себе?

3. “Правила дорожного движения”

Учитель:

- На чем нам лучше отправиться в лес, чтобы не мешать течению лесной жизни? (пешком)

(на доске схема маршрута, первая динамическая картина – модель светофора, машин, дорожные знаки фигурки людей, изображение здания школы, трасса, изображение леса)

Школа трасса лес

- Чтобы дойти до леса, нам необходимо будет перейти оживленную трассу, а для этого вспомним правила дорожного движения.

Ученик в форме регулировщика. (ученик из 1 команды дает задания для 2 команды)

1.

Милиционера пост
Очень важен и непрост.
Он следит, чтоб все в пути
Знали, как себя вести.

Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!

2. Если вы отгадаете загадку и найдете нужный знак, то можете продолжить путь.

Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый
На ту сторону ведет –

(пешеходный переход)

(выбрать нужный знак по ПДД)

- А какие еще знаки, из представленных, можете назвать: “Осторожно, дети!”, “Поворот направо и налево”, “Подземный переход”

Учитель: (на фоне звучания аудиокассеты “Голоса птиц”).

Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

4)Итак, первое лесное исследование. Оно называется:

1 исследование “ Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?”

- После просмотра фрагмента видеофильма, скажите, увидели ли вы, какую ошибку допустили люди?

(просмотр видеофильма “В лесной полосе наших широт” )

Учитель:

- Какое значение имеет лес для человека?

Дети:

Лес – это наше богатство!

Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.

Лес – это дом для птиц и зверей.

Лес – бережет реки.

Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.

Учитель:

- Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.

- Какой вред нанес лесам и рекам человек?

Мои помощники приготовили для вас небольшую инсценировку. Каждой команде предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: “Правильно ли поступали дети?”

5. “Что такое - хорошо и что такое – плохо” (инсценировка “У реки”)

(на доске постепенно выставляется вторая динамическая картина - на фоне леса дети, по ходу декламации стихотворения, выставляют рисунки консервной банки, пластиковой бутылки, оберток от продуктов)

1 ученик:

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и тут сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло
Даже битое стекло!

По лесочку мы прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, ствол обожгли –
Насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо…

2 ученик:

Эй, ребята – крикнул Дима.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли –
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора.

Учитель:

- Верно ли вели себя отдыхающие?

- Как должны были поступить дети? (ответы детей)

- Какой вред наносят природе люди таким поведением?

Учитель:

- Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

- Не оставлять мусор в лесу.

- Не ломать ветки и деревья.

- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Учитель:

- Какие знаки правильного поведения в лесу вы приготовили к сегодняшнему уроку?

(дети вывешивают запрещающие знаки)

6. Физминутка.

7. 2 исследование“Реши проблему – найди ответ” (групповая форма работы)

Учитель: – Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. Надо ли жалеть цветы, ведь их много, всем хватит. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.

Ребята, надо ли рвать цветы?

Ученик

Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

(вопросы для команд)

- Сколько погибло бы растений, если каждый из 27 учеников нашего класса сорвал бы всего по 10 цветов?

- Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек и других насекомых?

- Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?

- Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?

- Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?

Вывод.

В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.

8.) 3 исследование– “Лесная аптека”

Девочка в костюме медсестры: (девочка из 2 команды дает задания для 1 команды):

- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения. В лесу растут деревья, кусты, травы. Вы долго гуляли в лесу. Что же делать, если кто-то из вас натер ногу?

- В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней. Но особую помощь травы оказывают нам на прогулке, далеко от дома. А вот знаете вы их или нет?

- Отгадайте загадку, найдите ответ и покажите его. (работа с гербарием)

а)

Он ногу поцарапал,
Когда бежал к друзьям,
Но он совсем не плакал,
Он вылечился сам.
На ранку- листик травки, ну а потом
Он ногу осторожно перевязал бинтом.

- Как называется этот “ лесной доктор”? (подорожник)

Путника друг-подорожник,
Скромный невзрачный листок, -
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.

Медсестра: Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую горсть. Это, конечно же, …?(ягоды)

Если ягоду не знаешь,
Лучше ты ее не рви,
Если ягоду не знаешь,
В рот ее ты не клади.

- Эту ягоду применяют при простудных заболеваниях.

б)

Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон кладет. (земляника)

в) А эта плоды этого кустарника содержат больше всего витамина С.

На розу он похож,
Разве что не так хорош,
Но зато его плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)

Медсестра:

Обобщим то, что знаете о лекарственных растениях. А для этого ответьте на вопросы и отгадайте кроссворд (с использованием мультимедийного проектора, один из учеников вбивает ответы)

1) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты, от ожогов? (мох)

2) Ты поранил ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить подорожник)

3) Какая болотная ягода заменяет лимон? (клюква)

Вывод: Лекарственные растения – ценное природное богатство, к которому нужно относиться бережно.

9. 4 исследование“Красная книга”, “Экологический вестник”

(выступления учеников)

-Что изучает наука “экология”?

1. Чтобы зацвел ландыш, после того, как семечко попало в землю, надо 10 лет.

/”Юный натуралист”\

2. За последние 100 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.

“Жизнь животных”

3. На одного человека в год приходится 300 кг мусорных отходов. \из газет\

4. Быстрее всего исчезают крупные животные. Каждые 15 мин исчезает 1 вид.

5. Апельсиновая корка проплавает в воде 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.

Учитель (показать “Красную книгу”. )

– Эта грустная книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке (показать и назвать).

Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

10. 5 исследование - “Как вести себя в лесу?”

– Проводим последнее исследование, обобщим все, о чем говорили на уроке, прежде чем вернуться в школу. Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

Дети

– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.

– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут. .

– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

– Не ловить бабочек, жуков и других животных.

- Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.

11. “Поэтическая страничка”

Ученик

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо”.

12. Рефлексия. Подведение итогов:

Учитель: - Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться в школу. А мы ничего не забыли убрать за собой?

(на фланелеграфе убрать мусор, восстановить порядок)

Каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Ответьте на мои вопросы

1. Что такое лес? (природное сообщество?)

2. Что значит: любить природу? (охранять ее, относиться к ней бережно)

3. Что нужно делать, чтобы природа не оскудела? (сажать деревья, подкармливать птиц)

4. Так какой же вывод сделаем?

- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.

- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.

- И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.