Интегрированный урок географии и химии "Нефть и нефтепродукты"

Разделы: Химия, География


Презентация

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивационный этап Приветствие учащихся, определение их готовности к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
1. Организационный момент Зачитывает эпиграф к уроку – слова М.В.Ломоносова. Слайд №1 Слушают учителя.
2.Мотивация Зачитывает загадку о чёрном золоте. Слайд №2

Определите, о каком веществе идёт речь?

(о нефти)

Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №3

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь по географии.
3. Целеполагание Создаёт условия для формулировки цели урока и осознания её учащимися. Какие цели мы поставим перед собой?

Фронтальное заслушивание ответов. Демонстрация слайда №4.

Знакомит учащихся с формами работы и видами их оценивания на уроке.

Формулируют цель урока.
Операционный этап Знакомит учащихся с рубрикой: “А знаете ли вы, что…” Слушают учителя.
1. Формирование учебных действий Представление устного журнала: “Нефть в современном мире”. Слайд №5

1) Историческая справка

Когда нефть появилась в жизни людей? Кто впервые завез её в Россию? Когда из неё стали делать горючие вещества? Слайд №6

Один из учащихся делает сообщение.
  2) Знакомит учащихся с рубрикой: “А знаете ли вы, что…” Слайд №7 Слушают учителя.
  3) Этапы развития ТЭК

Давайте вспомним, какие этапы прошла в своём развитии за последние два столетия мировая топливно-энергетическая промышленность? Когда люди сделали нефть неотъемлемой частью своей жизни? Слайд №8

Работа аналитической группы №1.

Взаимопроверка в группах №1,4.

  4) География нефти в современном мире. Скажите, каковы основные регионы размещения и добычи нефти в современном мире?

Слайд №9

Работа аналитической группы №2, в том числе, и с настенной картой. Взаимопроверка в группах №2,5 при помощи сигнальных карточек.
2. Проверка домашнего задания 5) Нефть размещена в мире крайне неравномерно.

1) Какие страны, по уровню экономического развития, лидируют в мировой добыче нефти?

2) В каких полушариях: северном или южном, западном или восточном, больше нефти?

Слайд №10

Аналитическая группа №2 работает с таблицей: “Десять стран - мировых лидеров по добыче нефти”, идёт взаимопроверка в группах №2,5 при помощи сигнальных карточек.
  6) Ребята, а как вы думаете, есть ли смысл странам, обладающим огромными запасами нефти, объединиться друг с другом?

Демонстрация слайда №11

Фронтально отвечают на вопрос. Учащиеся аналитической группы №3 делают сообщение о международной организации ОПЕК.
3. Проверка домашнего задания 7) Все страны обладают различными запасами нефти, расположены в различных природных условиях, имеют неодинаковое экономическое развитие и, соответственно, потребляют различное количество нефти. Слайд №12 Аналитическая группа №3 работает с таблицей: “Сравнительное потребление нефти некоторыми странами мира”, идёт взаимопроверка в группах №3,6 при помощи сигнальных карточек.
  8) Следующая страничка нашего устного журнала посвящена физическим свойствам нефти. Слайд №13 Ряд учащихся фронтально отвечают на вопросы учителя, а учащиеся аналитической группы №4 выполняют лабораторный опыт: “Физические свойства нефти”.
  9) Из-за своих физических свойств нефть можно транспортировать или по трубопроводам, или в нефтеналивных танкерах. Слайд №14 Учащиеся аналитической группы №5 работают с настенной картой мира, идёт взаимопроверка в группах №5,2, при помощи сигнальных карточек.
  10) Нефть – экологически опасное вещество.

Знакомит учащихся со страницей устного журнала: “Черные пятна голубой планеты”.

Слайд №15

Слушают рассказ учителя.
  11) Знакомит учащихся с рубрикой: “А знаете ли вы, что…”

Ежегодно происходят экологические катастрофы, причиной которых является использование людьми нефти в своей жизни. Давайте вспомним, каковы последствия таких экологических бедствий. Слайд №16

Учащиеся аналитической группы №6 делают сообщение о загрязнениях планеты нефтью.
  12) Предлагает решить задачу. Слайд №17 Групповая работа и последующее обсуждение результатов одной из групп учащихся. Взаимопроверка в группах при помощи сигнальных карточек.
  13) Предлагает учащимся выполнить графический диктант (см. Приложение к уроку) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах.
Аналитический этап

1. Выполнение цели и задач урока

14) Ребята, а как вы думаете, мы выполнили поставленную цель урока? Слайд №18 Фронтально отвечают на вопрос.
2. Рефлексия 15) В завершении нашего урока поделитесь своими впечатлениями, для этого допишите предложения, посвященные уроку:

- Что мы делали для достижения поставленных целей?

- Довольны ли мы результатом?

- Где нам пригодятся эти умения?

- Можно ли это было сделать иначе?

- Самым интересным для меня на уроке было____________

- Самым сложным для меня сегодня было__________

Слайд №19

Рефлексируют свои знания. Зачитывают свои впечатления об уроке (3-4 человека).
3. Комментирование домашнего задания, подведение итогов урока 16) В качестве домашнего задания вы получите разноуровневые задания:

Уровень А:

Обозначьте на контурной карте: а) десять стран - мировых лидеров по добыче нефти;

б) основные грузопотоки нефти в мире.

Уровень Б:

Обобщив сообщения СМИ, опишите экологические бедствия, вызванные утечкой нефти, и способы преодоления их последствий.

Уровень С:

Составьте кроссворд (10-13 слов) на тему: “Нефть. Нефтепродукты”. Слайд №20

Записывают домашнее задание в дневник.
  17) Капитаны групп комментируют поставленные оценки за работу учащихся на уроке (все получают оценки за графический диктант).

Учитель географии подводит итог творческой работы учащихся.

 

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации озвученных видеофрагментов и авторской мультимедийной презентации к уроку;
  2. раздаточный материал (см. приложение к уроку);
  3. политическая карта мира.

Оформление:

Стенд “Нефть в нашей жизни” - выставка творческих работ учащихся.

Информационные ресурсы учителя:

  1. Большая книга афоризмов
  2. Габриелян О.С. Химия.10класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М: Дрофа,2001
  3. Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту В.П. Максаковского.10 класс. М: Вако,2006
  4. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений - М: Дрофа,2006
  5. Хомченко И.Г. Решение задач по химии – М: Новая волна, 2004