Правописание предлогов с местоимениями 1-го и 2-го лица. Урок русского языка по программе традиционного обучения, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Вид: урок изучения нового материала.

Тип: урок на проблемной основе.

Форма проведения: Урок-практикум.

Время проведения: 3 урок в разделе “Местоимения”

Цели урока

1. Обучающие цели:

  • познакомить с изменением по падежам местоимений 1-го, 2-го лица единственного и множественного числа;
  • начать отработку раздельного написания местоимений с предлогами;
  • совершенствовать орфографические навыки.

2. Развивающие цели:

  • развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  • развивать умение работать с текстами;
  • развивать умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Воспитательные цели:

  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
  • воспитывать человека культуры, уважающего личность другого человека;
  • воспитывать умение работать в группе, паре.

Оборудование: таблица разрезная для групп, карточки для проверки знаний, листы для самоанализа, листы для рефлексии.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Здравствуйте! Садитесь поудобнее. Сегодня у нас необычный урок. Вести его буду я. Зовут меня Светлана Николаевна. Я думаю, что вы мне поможете провести его интересно, быстро, четко.

II. Минутка чистописания. Выход на тему.

А) запись даты

Б) работа с доской

На доске: Школа, мы, озеро, бежать, ты, прогулка, солнце, я, ракета, вы, играть.

- Прочитайте слова. На какие 3 группы можно разделить эти слова?

- Какие орфограммы встретились в этих словах?

- Сегодня мы напишем буквы, из которых состоят личные местоимения 1-го, 2-го лица. Выберите их из написанных на доске слов.

- Давайте составим цепочки для минутки чистописания. В нее войдет элемент – большая наклонная палочка с петелькой вверху и личное местоимение. Количество элементов должно соответствовать лицу местоимения:

- Определите по минутке чистописания тему урока.

III. Рефлексия.

- Перед вами “волшебные” линеечки. Отметьте на них, пожалуйста, где вы находитесь на начало урока.

Знаю всё Знаю, но не все Не знаю
     

IV. Актуализация знаний.

-Почему часть речи получила такое название: местоимения?

-Вместо какой части речи употребляется местоимения?

1. Работа в группах.

Восстановите сравнительную таблицу об имени существительном и местоимении.

Существительные. Местоимения.
Кто? что? Кто? что?
Называют предмет. Указывают на предмет, не называя его.
Бывают 1, 2, 3-го лица.
Имеют постоянный род. Изменяются по родам в 3 лице ед. числа.
Изменяются по числам. Бывают единственного и множественного числа.
Изменяется по падежам. Изменяются по падежам?
С предлогами пишутся отдельно. С предлогами пишутся отдельно?
(Проверка на доске)

- Что еще нам надо выяснить сегодня на уроке?

V. Постановка учебной задачи. Объявление темы.

VI. Новая тема. Выход из проблемы.

Изменение по падежам.

1 группа – я

2 группа – мы

3 группа – ты

4 группа – вы

(проверка на доске)

Вывод: местоимения изменяются по падежам.

Наблюдение над правописанием местоимений с предлогами.

На доске:

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки. (ягоды)

- Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

- Какие местоимения встретились в загадке?

- Докажите, что меня – это местоимение. Назовите его начальную форму.

- А что такое для?

- Как написано местоимение с предлогом?

Вывод: как пишутся местоимения с предлогами? (с. 53)

VII. Первичное закрепление.

- У вас на партах карточка. Давайте еще раз понаблюдаем, как изменяются местоимения 1, 2-го лица единственного и множественного числа с предлогами. Вам даны слова-действия и вопросы с предлогами. Запишите, изменяя местоимения.

1 группа.

Был (кто?) я

Спросил (у кого?)………

Подошел (к кому?)……. .

Спрятался (за кого?)……

Ходил (с кем?)………

Говорил (о ком?) …. .

2 группа.

Были (кто?) мы

Спросил (у кого?)………

Подошел (к кому?)……. .

Спрятался (за кого?)……

Ходил (с кем?)………

Говорил (о ком?) …. .

3 группа.

Был (кто?) ты

Спросил (у кого?)………

Подошел (к кому?)……. .

Спрятался (за кого?)……

Ходил (с кем?)………

Говорил (о ком?) …. .

4 группа.

Были (кто?) вы

Спросил (у кого?)………

Подошел (к кому?)……. .

Спрятался (за кого?)……

Ходил (с кем?)………

Говорил (о ком?) …. .

(проверка на доске)

Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.

VIII. Закрепление.

1. № 381 с. 53-54 (разбор и самостоятельное выполнение)

(проверка)

2. Выборочный диктант.

- Я читаю предложения. Вы должны услышать и записать местоимения.

Текст: Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала. Я ничего не понимал. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.

- Почему кричала ласточка?

- За этим явлением понаблюдал и записал для нас его замечательный русский писатель, знаток и большой любитель природы К. Паустовский.

- Какие местоимения вы записали? (взаимопроверка)

3. Работа в парах.

- У вас на партах лежат листочки. В каждой строчке даны по 4 слова. Найдите “лишнее”, подчеркните.

Карточка:

Я, яма, ты, он.

Мы, вы, ты, они.

Тебя, тебе, табун, тобой.

К тебе, ко мне, к нам, к дому.

Окно, око, оно, Ока.

IX. Итог:

- Расскажите все, что вы знаете о местоимении.

1. Проверочная работа “Это я знаю и умею”

1 вариант.

А) Закончи предложения:

*местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только

_____________________________________________________________________________

* к 1-му лицу относятся местоимения________________

*ко 2-му лицу относятся местоимения__________________

* к 3-му лицу относятся местоимения______________________

* по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа

Б) Прочитай слова, подчеркни местоимения:

Они, один, мы, ты, но, як, у тебя, выли, окна, ток, со мной

2 вариант.

А) Закончи фразу:

Предлоги с местоимениями пишутся ____________________________________ .

Б) Соедини линиями в правильном порядке:

Ты, вы 1-е лицо
Он, она, оно, они 2-е лицо
Я, мы 3-е лицо

В)Раскрой скобки и впиши правильный вариант слитного или раздельного написания:

*Мы идём ( с я, ты, тобой)____________________________ в поход к лесному озеру. Сколько вокруг интересного! Птичка прыгает по траве со стебелька на стебелёк прямо (около мы, тебя, вы)________________________________ .

2. Самопроверка по листам. Выставление оценок.

X. Рефлексия.

Знаю все Знаний о местоимении стало больше Знаю, но не всё Не знаю
       

-Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках?

На доске:

Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и вам, и нам
Кто, и что, какой, и сколько,
Наш, и ваш, и мой, и твой,
Их, его, ее, и свой?
Это, без сомнения,
Всё…. Местоимения!

- В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.

XI. Д/З на выбор

  • с. 54-55 № 383, правило – “3”.
  • найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения) – “4”
  • составить тестовые задания по теме: “Местоимения” (3-4 задания) – “5”