Конспект урока математики в первом классе по программе Л.Г. Петерсон

Разделы: Начальная школа


Цели: учить сравнивать совокупности предметов с помощью знаков “>” и “<” и знака “=”; закрепить состав чисел 2-5, сложение и вычитание с помощью числового отрезка; развивать математические способности, вычислительные навыки, мышление, речь, аналитические способности; воспитывать интерес к математике как науке.

Оборудование: магнитофон, фонограмма движения поезда – вступление к песне “Мой адрес – Советский Союз”, музыка для проведения физкультминутки, таблицы – названия станций, изображение поезда с вагонами, числовой отрезок, картинки-призы для наиболее активных учащихся.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Мы будем путешествовать на поезде, останавливаясь на разных станциях и выполняя там различные задания. Тех, кто будет самым активным во время этого путешествия, ждут в конце пути памятные сувениры.

Итак, поезд отправляется. (Звучит фонограмма)

II. Первая станция “Эрудитов”.

- Здесь вы покажете свои знания:

  1. Счет до 20 и обратно.
  2. Счет через один от двух до двадцати и назад.
  3. Отдельно названные учащиеся считают от11 до 18, от 17 до 9.
  4. Назовите числа, предшествующие числу 10, 15. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
  5. Назовите числа, следующие за 5, 11. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
  6. Назовите соседей числа 16.
  7. Потерялось число. Найдите его и объясните его место в натуральном ряду.

На доске: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.

- Что вы можете сказать о числе 5?

- Вспомните, как получить число 5? (4+1, 3+2, 2+3, 1+4)

- Назовите состав чисел 2, 3, 4.

III. Станция “Задачкино”.

Математический диктант.

- Сейчас вы будете решать задачи, а ответы записывать в тетради через запятую.

Два яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке.

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?

На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И улегся радом с ним.
Сколько стало щенят?

На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (Запишите)

На рельсах перегона стояли два вагона.
А три других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Прибавь-ка к двум вагонам три.
И сколько станет – запиши.

- Проверьте, у кого получились ответы, как на этой карточке:

1, 4, 2, 3, 5.

(При проверке используется обратная связь – “светофоры”).

- А теперь отправляемся к следующей станции. (Фонограмма движения поезда).

IV. Станция “Любознательных”.

– Находясь на этой станции, вы познакомитесь с новым материалом.

Ученик читает стихотворение:

Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.

- Какие математические знаки вы знаете? (+, -, =, )

2. На наборном полотне карточки с цифрами 5 и 4.

- Поставьте знак “=” или “”.

- Можно ли по записи “5 4” сказать, какая часть больше? (меньше?)

- Чем неудобен знак “”? (Он только показывает, что числа неравны, но не указывает, какое из них больше или меньше).

- Какая же возникает проблема? (Надо ввести новый знак)

- Сегодня на уроке вы познакомитесь со знаком “больше, меньше”.

Физкультминутка.

- Какое сейчас время года? (осень)

- Какой месяц? (октябрь)

- Назовите осенние месяцы.

- Вспомните из уроков окружающего мира, какое явление из жизни растений вы наблюдали на экскурсии. (Листопад).

- Представьте себя осенними листиками. (Под музыку выполняется физкультминутка:

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки приподнял.
Закружились, полетели
И за парты тихо сели.

3. Сравните совокупности:

- Какой знак поставим? (равно)

- Переложим одну фигуру из левого мешка в правый. Что изменилось? (В левом мешке стало фигур меньше). Вместо знака “=” ставится знак “<”.

- Теперь переложим из правого мешка в левый две фигуры. Что скажете? (В левом мешке стало больше фигур). Знак “<” меняется на знак “>”.

- Мы получили новые знаки “>, <”.

- Название знаку дает число, стоящее слева.

- Итак, как называются новые знаки?

- На какое число указывает уголок?

- По какому числу определяем название знака?

- Едем дальше…

V. Станция “Умников и умниц”.

- Вы внимательно слушали новый материал. Теперь покажите, как запомнили.

1. Учебник с. 50 №1.

- Где спрятался знак “>”, а где “<”?

2. № 2 с. 50.

3. № 3 с. 50.

Физкультминутка пальчиковая.

Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
И бумажка загорится?!

VI. Станция “Умельцев”.

- Здесь вам предстоит решать примеры.

№ 4 с. 50.

(Проверка на числовом отрезке)

VII. Станция “Конечная”.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что повторяли?

- Что понравилось?

(Награждение наиболее активных учащихся картинками с изображением сказочных героев).