Правописание безударной гласной в корне

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать умение применять на практике правило правописания безударных гласных; развивать умение строить предложение; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Прозвенел звонок на урок.

- Добрый день, дети!

II. Психологический настрой.

- Ребятки, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь! Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день несет вам радость общения.

III. Введение в тему.

- Однажды гласные А, О, Е, Я гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные?

Когда гласные стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда встречались безударные гласные. С тех пор эти дети пишут грамотно.

- А может быть этими детьми были вы?

- Помогите гласным встать на свои места.

СЛ_ЗА

_КНО

З_МА

СВ_ЗАТЬ

СТР_НА

- Молодцы!

IV. Минутка чистописания.

- Давайте эти гласные буквы свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Как мы называем слова, в которых есть гласная, не проверяемая ударением?

- Кто скажет, что мы вставили в слова?

- В какой части слова находится безударная гласная?

- Верно. Кто догадался, какая тема урока?

- Правильно!

V. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о ее охране и будем работать над правописанием слов с безударными гласными в корне слова.

- Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, то мы имеем в виду лес и журчащий ручеек, пробегающий в нем. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц.

- Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

VI. Словарная работа

- Сейчас проведем необычную работу. Я буду загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его и записать в тетрадь.

- Подготовим пальчики к работе. Поставьте локти на парту “Пальчики здороваются”.

- Положите тетради правильно, сядьте ровно, спинка прямая. Постарайтесь быть внимательными и писать аккуратно.

- Запишите число, слова классная работа.

- Слушаем внимательно загадки, а отгадки записываем в тетрадь (слова заранее записаны на доске с пропущенными гласными).

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу белую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это? (лиса)

Днем спит,
Ночью летает,
Людей пугает.
Кто это? (сова)

По полю скачет,
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком… (заяц)

(На доске вывешиваются картинки: медведь, лиса, сова, заяц)

- Какие слова записали? Прочитайте.

- Какие из этих слов являются словарными?

- Возьмите с елки шишки-буквы и вставьте гласные в наши слова (ученики по очереди выходят и вставляют в слова шишки-буквы, орфографически проговаривая)

VII. Продолжение темы.

- Какое слово здесь лишнее? (сова)

- Почему? (птица)

- Можем ли слово СОВА записать без раздумий? (нет)

- Почему?

- Вспомните правило.

 

 

VIII. Работа по развитию речи.

- Рассмотрите сову. Какие у нее глаза?

- Какое оперение?

- Какие лапы?
- Какой клюв?

 

IX. Комментированное письмо.

- Давайте составим с этим словом предложение и сделаем его грамматический разбор. (Ученик пишет на доске предложение с проговариванием).

 

Сова живет в лесу.

- Найдите главные члены предложения.

- Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, запишите проверочные к ним.

- Поменяйтесь тетрадочками. Проверьте.

- Поднимите руку, у кого все правильно.

- Молодцы!

 

X. Физкультминутка.

XI. Продолжение темы урока.

- Дети, в лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они губят животных. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие становятся редкими. Мы только что познакомились с совой, которая занесена в Красную книгу.

- А сейчас к нам пришел еще один лесной гость. Отгадайте, кто это?

С горки скатился

В колючий мячик превратился. (еж)

(Вывешивается картинка)

- Ежик приглашает вас в лес, он предлагает поиграть в игру “Сигнал”.

(Раздаются карточки)

Ств_лы, пл_щадка, б_орода, цв_ток, л_сток, м_сленка, сн_жок, черв_ки.

 

- Работаем в парах. Прочитайте слова и вставьте пропущенную безударную гласную, выделите орфограмму.

- Проверяем. Какое правило применили при работе?

- Поднимите руку, у кого все верно.

- Молодцы! Давайте похлопаем в ладоши, порадуемся за себя и за соседа.

 

XII. Упражнение в написании безударных гласных в корне.

(Текст заранее написан на доске)

На утренних и в_черних зорях все л_сные жители под_ют св_и г_лоса.

П_щат рябчики. Скр_пят жуки.

Образец: вечерних – вечер.

 

- Выпишите только те слова, где пропущена буква. Вставьте гласную, напишите проверочное слово и выделите орфограмму.

- Давайте проверим. Будьте внимательны.

- У кого все правильно, поднимите руку.

- Какое правило применяли?

 

XIII. Дифференцированное задание по трем уровням.

1 уровень – базовый.

^ Вставить пропущенные буквы, поставить ударение, выделить корень.

Зв_зда, ш_ры, св_ча, ч_сы, л_сенок, б_льчонок, с_ва, сн_жинки, сн_говик,

хл_пушка, гр_бок.

 

2 уровень – повышенной трудности.

¦ Вставить пропущенные буквы, поставить ударение, выделить корень.

Составить предложение с одним из этих слов и записать.

Зв_зда, ш_ры, св_ча, ч_сы, л_сенок, б_льчонок, с_ва, сн_жинки, сн_говик,

хл_пушка, гр_бок.

 

3 уровень – творческий.

? Составить рассказ, используя слова, данные на карточке.

Осень, льет, деревья, дождь, воробьи - листья.

 

- Лесной житель принес вам, ребята, лесные орехи, но особые, каждому свой.

- Подойдите к столу, возьмите из корзинки. (Объяснить задания)

- Сдайте ваши орешки.

 

XIV. Итог урока.

- Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения.

- Помните, вы в лесу лишь гости. А гости не должны обижать хозяев в их доме.

- Напомните мне правила друзей природы. (дети называют правила).

- В густом ельнике жила вот эта маленькая елочка (показать). Она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит. – Где? - Зачем? - Почему? – спрашивала Елочка.

- Ребята, давайте ей расскажем, какую работу выполняли на уроке.

- И наш урок я хочу закончить строчками стихотворения защитника природы Гнездослова.

 

Я сорвал цветок – он завял.

Я поймал жука – и он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.