Конспект подгруппового занятия по развитию речи в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста "Все мы очень любим зимушку-зиму…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель и задачи:

  1. Учить составлять сложный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.
  2. Развивать связную монологическую речь.
  3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях зимой.
  4. Развивать способность самостоятельно придумывать события.
  5. Активизировать словарь признаков.
  6. Развивать коммуникативные и речевые навыки.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за играми детей на прогулке.
  2. Знакомство с загадками, пословицами, народными приметами о зиме.
  3. Разучивание стихотворений о зиме.
  4. Рассматривание картин, иллюстраций о зиме.
  5. Ручной труд: изготовление снежинок, елочек.

Материал и оборудование:

  1. Игрушки: снеговик, снежки;
  2. Кукольная одежда (шарф, рукавички, шапка);
  3. Демонстрационные картинки-приметы;
  4. Разрезанные картинки для составления рассказов;
  5. Оценки-снежинки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу Вас порадовать. К нам в гости кто-то пришел. А кто это вы узнаете, отгадав загадку:

Что за нелепый человек
Пробрался в XXI век
Морковка – нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла.

Дети: Снеговик!

Воспитатель: Правильно, это снеговик. Он видел, как весело утром вы бежали в детский сад, и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому что сейчас его любимое время года. А какое? Почему зима любимое время года Снеговика?

Дети: (варианты ответов)

Психогимнастика:

  • А ну-ка покажите, как вы замерзли? (съежились)
  • А вот вам попали снежком в лицо. Что вы сделали? (огорчились)
  • Вы боитесь съехать с горки – вам страшно.
  • А теперь вы скатились с горки и вам весело, радостно.

Воспитатель: Снеговик хочет узнать в вашем отношении к зиме. Хорошо ли вам знакомо это время года? Вставайте-ка в кружок сейчас мы поиграем. Я буду бросать вам снежок, а вы будете называть зимние слова или слова – ассоциации.

Дети: Зима, холодный, снег, холодно, снежная, лед, санки, блестящий, снежинки, сосульки, снегопад.

Воспитатель: Посмотрите-ка внимательно на Снеговика, что в нем изменилось? (Снеговик набросил теплый шарф, рядом появились рукавички, шапка). Как вы думаете, зачем он надел шарф и приготовил теплую одежду? Одежда для какого времени года? Какая одежда? (зимняя). Шапка какая? (зимняя). Шарф какой? (зимний). Варежки какие? (зимние).

Игры:

  • “На внимание”. Выставляются картинки с изображением зимней одежды. Затем дети закрывают глаза. Одна картинка убирается. Чего не стало?
  • “Что лишнее?” - игра на слуховое внимание.

Ушанка, панамка, шапка;

Сапоги, валенки, сандалии;

Шуба, сарафан, дубленка.

  • “Посчитай до пяти” - игра на внимание, развитие речи.

Одна варежка, две варежки, 3 - …, 4 - …, 5 - …

Один шарф, 2 - …, 3 - …, 4 - …, 5 - …

Одна шуба, 2 - … и т.д.

Воспитатель: Мы с вами уточнили, что зимой надо одеваться в теплую зимнюю одежду. Тогда нам и не страшен мороз.

Физкультминутка “Мороз”:

Воспитатель:

Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели
Все что есть в моем лесу
Все засыплю, занесу…

Дети:

Не боимся мы пороши (грозят пальцем)
Любим снег – хлопок в ладоши (хлопают)
Руки в стороны, по швам (выполняют движения)
Хватит снега вам и нам (разводят руками в стороны)
Мы теперь метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок! (имитация броска правой рукой)
Прямо в цель летит снежок! (имитация броска левой рукой)

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Снеговик приготовил вам новое задание: картинки-приметы. Вы знаете приметы, поговорки о зиме. Сейчас глядя на картинку, подберите к ней, что вы знаете.

Игра: “Найди примету на картинке”.

  • Зимой солнце светит, но не греет;
  • В Январе висит много частых и длинных сосулек – урожай хороший;
  • Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом.
  • Снега надует – хлеба прибудет.
  • Иней не деревьях – к морозам.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, посмотрите, а почему это наш Снеговик расстроен и плачет!.. Снеговик говорит, что зима подарила ему ледяные картинки о зимних забавах, но они раскололись. Он просит вас помочь ему собрать картинки и придумать по картинке рассказ. Одна картинка – на двоих ребят. Договоритесь, кто будет начинать, а кто – продолжать рассказ. И не забудьте придумать название для своей картинки.

Воспитатель дает детям план рассказа:

  • Начало рассказа (какое время года изображено на картинке, какая погода?)
  • Чем ребята занимаются. Что они делают на картинке?
  • Что случилось дальше с ребятами. Чем все закончилось?

После каждого рассказа воспитатель дает оценку (оценки в виде снежинок), отмечая четкость композиции, содержательность, наличие образных средств.

Снеговик благодарит детей за рассказы, угощает их “снежками” (бизе, зефир), прощается и уходит.