"Парные согласные на конце и в середине слова", 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Формирование умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном слове и проверяемом;
  2. Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, обогащать. словарный запас пословицами;
  3. Воспитывать любовь к родному языку через пословицу, раскрывать ее смысл, привить желание знать историю своего народа, его прошлое, бережно относиться к культурным ценностям русского языка.

Оборудование: тетради для письма, словарик с пословицами и поговорками, плакат с правилами в стихах, карточки самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент:

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Проверка домашнего задания.

При проверке домашнего задания дети зачитывают пары слов, объясняют написание парного согласного в слове.

Учитель: Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласные, которые стоят на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

III. Словарно-орфографическая работа. Минута чистописания (Проверка рабочего места, посадки детей)

Учитель: Сегодня мы выполним написание буквы “К”.

Кк ка ку ки кл кр ко ак ик ок

Кто много читает, тот много знает.

Учитель:А теперь выполним задание по чистописанию. Показывает написание заглавной и строчной букв “Кк”, верхнее соединение букв “К”, среднее соединение “кр”, нижнее соединение “кл”. Объясните значение пословицы, запишите ее. Вспомните и запишите словарные слова, в которых есть буква “К”.

Дети записывают слова (ученик, класс, капуста, платок, комната, карандаш, картина, сорока, девочка).

Учитель: Дайте характеристику звука “К”

Дети: согласный глухой парный.

Речевая разминка:

Разучивание скороговорки (Скороговорка записана на доске)

На рынке Кирилл крынку и кружку купил

Учитель: Вспомним, что такое скороговорка.

Скороговорка – это ради забавы придуманные фразы, с трудно произносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчетливо, не запинаясь. Разбираются все “ошибкоопасные” места.

Учитель: спрашивает о значении слова крынка.

Дети: крынка –

Дети проговаривают и заучивают скороговорку.

1 вариант 2 вариант
Медленно, быстро проговаривают скороговорку Радостно, грустно, удивленно проговаривают скороговорку

Письмо по памяти.

Дети записывают скороговорку по памяти.

Учитель: Определите и подчеркните главные члены предложения в скороговорке. После записи скороговорки проводится взаимопроверка, сравнение с образцом на доске, самоанализ.

Упражнение для разминки пальцев

Ладошки лежат на столе, поднимаем пальцы по – одному (начиная с большого), сначала одной рукой, затем другой, потом в обратном порядке.

IV. Актуализация знаний

Учитель: Мы дали характеристику звуку [К]. Сказали, что это парный согласный. Сегодня мы будем с этими звуками работать. Давайте вспомним все парные согласные и запишем их.

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Мы записали словарные слова с буквой “К”. Посмотрите на них и вспомните пословицы с этими словами.

Дети – предлагают записать пословицу “Сорвать прут – небольшой труд”

Учитель: Разберите пословицу по частям речи.

  1. О чем говорится в пословице, в чем разница при написании и произношении слов “прут” и “труд”?
  2. Можно ли проверить написание этих слов?
  3. Каким образом?

Учитель предлагает плакат с правилом в стихах.

Повторение изученного правила
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение
Говорим мы – плод,
Проверяем – плоды.
Говорим мы – сад,
Проверяем – сады.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй,
Зуб – на (зубы),
Лед – на (льды),
Будешь грамотным и ты!

И сегодня на нашем уроке мы будем работать с пословицами, в которых есть слова с парными согласными, будем учиться подбирать к ним проверочные слова, раскрывать смысл пословиц.

Пословица – это краткое изречение, поучение, пословица не сочиняется, а рождается сама, это ходячий ум народа.

Дети читают записанные на доске правила работы над пословицей:

  1. Прочитай внимательно пословицу.
  2. Определи основную мысль пословицы.
  3. Объясни, в какой ситуации ты мог бы использовать данную пословицу.
  4. Подумай, в каком смысле можно употребить данную пословицу (в прямом или переносном).

Учитель: Прочитайте пословицу, подберите проверочные слова к словам с парной согласной.

Бровь да глаз, рядом живут.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Дети объясняют значение этой пословицы, подбирают проверочные слова: Бровь – брови, глаз – глаза.

1 вариант Игра: “Отгадай пословицу”

Назовите пословицы со словами : лень, труд, рыбка, уха.

Выпишите слова с парными согласными на конце и в середине слова.

Подберите однокоренные слова, выделите корень.

Дети записывают пословицы:

Труд человека кормит , а лень – портит!

Рыбка мелка, а уха сладка!

Дети выписывают слова с парными согласными, проверяют их написание. Подбирают однокоренные слова к ним, выделяют корень (Труд, трудиться, перетрудиться, рыбка, рыбалка, рыбачить, рыбак).

2 вариант Игра: “Цепочка слов”

Учитель: Ребята придумайте слова так, чтобы каждое новое слово начиналось с буквы, на которую оканчивается предыдущее.

Холод - … -(дед-дог-газ-зуб-брод)

Мороз-…-(зуб-багаж-жук-куб-бровь)

V. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику(стр.74 Упр.192)

Учитель: Прочитайте задание, подберите проверочные слова.

Дети вписывают в клеточки нужные буквы, записывают проверочные слова.

2. Соберите пословицу

1 вариант

Дождь, засуха, золотой, в.
Зима, глубокий, снег, летом, высокий, хлеб.

Дети записывают пословицы, объясняют правописание трудных орфограмм

Дождь в засуху – золотой дождь.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

2 вариант

Учитель: Объясните, какие слова перепутал Андрей?

В классе пишут под диктовку:

“Я принес из леса гриб”.
Лишь Андрей выводит ловко:
“Я принес из леса грипп”.
Ну, скажите, почему
Так послышалось ему?
Игроки владеют басом,
А певец – завидным пасом,
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты.
Объясните, почему
В школе не везет ему?

Ребята находят ошибки в словах стихотворения и объясняют правильное их написание.

VI. Физминутка.

Вдох и выдох! Раз – присели!
Два – привстали, чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Быстро встали, тихо сели.
Головою повертели.
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок
Продолжается урок!

VII. Самостоятельная работа

Класс делится на четыре группы, каждая группа получает свое задание, представитель от группы отвечает.

1 группа

Продолжить пары букв:

б г д . . .

п к т . . .

2 группа

Дополни стихотворение, подбери проверочные слова к безударным гласным:

Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не желают жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во что - бы то ни стало ……….

3 группа

Дополни рассуждение.

Чтобы узнать, какая согласная пишется в корне слова Погрузка”,подберу….

4 группа

Вставь пропущенные слова и объясни значение пословиц:

Ученье – путь к …..

Ученье …, а не ученье – тьма.

VIII. Домашнее задание

Повторить правило на странице 25, записать пословицу со словарным словом, объяснить ее смысл.

IX. Итог урока

Сделайте вывод по теме урока (Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй). Поднимите руки те, кто считает, что он был активен на уроке.