Урок геометрии в 8-м классе "Прямоугольник, параллелограмм, куб"

Разделы: Математика


Геометрия – это средство интеллектуального развития человека.

Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепить формулировки определений, свойств, признаков четырехугольников, куба;
  • Привить навыки работы с математической моделью;
  • Развить пространственное мышление, воображение;
  • Вызвать к ее применению на практике;
  • Привить навыки к исследовательской работе;

Воспитательные:

  • Активизировать самостоятельности познавательной деятельности учащихся;
  • Формировать навыки культуры общения;
  • Приобщить к познанию оптической иллюзии;
  • Научить к высказыванию своих мыслей по методу Эдварда де Боно “Шесть шляп мышления”
  • Воспитать эстетической культуры.

Технология: “Современная технология системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личностей” по И.П. Волкову; альтернативная технология Эдварда де Боно “Шесть шляп мышления”.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: КСО + развитие творческих качеств личностей (работают по 2 группам).

Оборудование урока: ПК, диапроектор, тест, карточки с заданиями, разноцветные геометрические фигуры ( а) – модели 2 зеленых прямоугольников со сторонами а, в; красного квадрата стороной а; желтого квадрата стороной в; б) – модель квадрата другой расцветки и размера), 2 иголки с ниткой, модель “магического куба”.

Класс разделяется на две группы. Оценивать участия каждого ученика в работе группы будет старший, который в конце урока выскажет свое мнение.

Ход урока

I. Повторение.

  1. Определение четырехугольника
  2. Типы четырехугольников.
  3. Соседние, не соседние вершины
  4. Диагональ четырехугольника
  5. Определения прямоугольника, квадрата
  6. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата
  7. Определение параллелограмма, ромба
  8. Свойства диагоналей параллелограмма, ромба

II. Тест.

1. Любой прямоугольник является
А. Ромбом.
В. Параллелограммом.
Б. Квадратом.
Г. Нет правильного ответа.
2. В ромбе
А. Все углы равны.
В. Диагонали равны.
Б. Все стороны равны.
Г. Нет правильного ответа.
3. Любой квадрат является
А. Параллелограммом.
В. Ромбом.
Б. Прямоугольником.
Г. Нет правильного ответа.
4. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник
А. Ромб.
В. Прямоугольник.
Б. Квадрат.
Г. Нет правильного ответа.
5. В параллелограмме
А. Все углы равны.
В. Диагонали равны.
Б. Все стороны равны.
Г. Нет правильного ответа.

III. Мозговая атака.

а) Мозаика “Конструктор”

Из разноцветных геометрических фигур (прямоугольников, квадратов) сложить квадрат наибольшей и наименьшей площади (проиллюстрировать формулы площадей полученных квадратов).

б) Эксперимент. “Центр тяжести квадрата”, “Спасатели”.

Во время весеннего наводнения люди на плоте попали в беду, им нужна помощь. Подлетает вертолет и поднимает плот за крючок, который расположен в определенном месте. Проделав некоторые начертания, найдите эту точку (иголкой проколите и поднимите на нитке). От точности вашей работы зависит жизнь этих людей; упадут они в воду или нет.

Сделайте вывод.

IV. Исследовательская работа.

“Исследование площади прямоугольника данного периметра” (записывается на доске)

Дано:

A 2 3 4 5 6 4 8 9 10
B                  
S                  

Задание:

  1. Запишите формулы P1, S прямоугольника
  2. При каких значениях а и в получится прямоугольник наибольшей площади.
  3. Определите наибольшую из полученных площадей.
  4. Какую гипотезу можно высказать на основание проведенного исследования, о форме прямоугольника наибольшей площади, имеющего заданный периметр.
  5. (Домашнее задание) Выберите сами два каких-либо допустимых значения а и вычислите соответствующие им значения S.

V. “Магический ” куб. Диктант.

“Куб”- греч. “игральная кость”. Секрет “7”: еще в древности люди преклонялись перед цифрой 7, считая, что она обладает магическими свойствами. Если нанести на кубок точки так, чтобы на противоположных гранях сумма очков была равна 7, то куб станет “магическим”.

Дополняйте текст:

1. У куба … вершин;
2. У куба … ребер;
3. У куба … граней;
4. В вершине куба сходятся …ребра;
5. Сколько граней куба можно увидеть одновременно?
6. Какое минимальное число точек можно увидеть на игральном косте?
7. Сумма очков на всех гранях в игральном косте равна …

VI. Открытый микрофон. Выступление по методу Эдвара де Боно “Шесть шляп мышления”. Задание по картинке фигуры, похожей на каркас куба, которая реально не существует (высказать свои мысли по поводу этой фигуры). Демонстрировать на ПК. В каждой группе распределяются по цветам шляп. Красочно оформленные шляпы с функциями их режимов высвечиваются на экран по диапроектору.

Краткое описание метода Эдварда де Боно “Шесть шляп мышления”

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из них.

Красная шляпа

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требует давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа

Преимущества. Почему стоит это сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это будет работать?

Белая шляпа

Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Зеленая шляпа

Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Черная шляпа

Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Синяя шляпа

Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать?

Метод шести шляп позволяет разделить разные аспекты мышления, тренировать и использовать их по отдельности, чтобы получить наиболее целостную картину или подход к решению задачи. Кроме того, сам метод дает инструкцию учащимся когда созданная ситуация оказывается “безвыходной” и переводит ситуацию из “учебной, академической” в игровую область, снимая напряжение от ожидания неуспеха или плохой оценки.

Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Имеется четыре основных способа использования шляп: надеть, снять, сменить и распознать свою шляпу.

Распределим шляпы по группам. После этого каждой группе предложить высказаться по поводу полученного классом задания, исходя из “роли своей шляпы”.

Роль учителя: удерживать баланс в применении детьми режимов мышления.

С методом шести шляп мы можем научиться надевать желтую шляпу. Делая это, мы показываем ребенку, что, хотя идея и кажется бесполезной, в нем можно найти что-то хорошее. Это становится хорошей поддержкой для детей, стимулирует их дальнейшее развитие. Применение этой технологии учит использовать более широкой спектр мышления, чем тот, которым мы обычно пользуемся. Это вызывает у детей чувство успешности и гордости за свои способности справляться разными ролями. Это должно привести к тому, что впоследствии они будут более глубоко обдумывать новые задачи и обоснованно оценивать объективность полученных ответов.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

Сделайте вывод.

VII.Рефлексия.

VIII.Задание на дом

IX. Подведение итогов.