Урок якутской литературы в 10-м классе "Кулаковский и Нострадамус — диалог через века"

Разделы: Литература


(Урок посвящен жизни и деятельности основоположника якутской литературы, поэта и ученого, одного из теоретиков якутского стихосложения Алексея Елисеевича Кулаковского. Кроме этого на уроке для сравнения изучается жизнь выдающегося французского пророка Мишеля Нострадамуса).

Цели и задачи урока: Разбор 3 основных философских произведений основоположника якутской литературы, великого поэта Алексея Елисеевича Кулаковского, доказать, что он являлся якутским поэтом-пророком, сравнить его с великим французским пророком Мишелем Нострадамусом.

Цитата:

Хоть вы и умерли - ваша воскресла душа,
От смерти вас спасла бессмертная идея!

П. А. Ойунский

(перевод Н. В. Макаровой)

1 этап.

Вступление.

Учитель знакомит учащихся с темой урока, читает цитату, объясняет смысл. Затем весь класс читает текст на экране - строки из стихотворения местной поэтессы М. А. Поповой „Века - это люди“:

В грядущий XXI век,
Великий Кулаковский наш
Переступив через года,
В образе отлитом в бронзе
Пришел напомнить о себе
И о правде вековой. . .
Сын народа Кулаковский -
Орел бесстрашный, дерзкий
Взметнулся ввысь за облака
И пролетев через века
Явился к нам издалека.
Пророком был он и поэтом,
Предвидел он и говорил.

М. А. Попова

(перевод Н. В. Макаровой)

2 этап.

Учитель: Как вы понимаете слова пророк, ясновидец, прорицатель?

Ученик: Одаренный человек, способный предвидеть будущее.

Учитель: Назовите мне имена знакомых вам пророков, ясновидцев.

Ученики: Ванга, Кулаковский, Нострадамус, Джуна Давиташвили. . .

Учитель: Из этих имен несомненно самым выдающимся пророком является французский пророк, врач, астролог Мишель Нострадамус. Это человек с интереснейшей полной загадок судьбой.

Мишель Нострадамус родился 14 декабря 1503 года в семье нотариуса Жака Нострадамуса. Его мать Рене де Сен-Реми увлекалась магией. Предки отличались способностями по математике и медицине. Дед по материнской линии Жан де Сен-Реми работал врачом у герцога Калабрии. Он привил ему любовь к звездному небу. После смерти деда он изучал гуманитарные науки: риторику и философию в городе Авиньон. В 1525 г. поступил в университет города Монпелье, где изучал медицину. В 1529 г. защитил звание доктора и стал преподавателем в этом университете. В 1556 г. по просьбе короля явился в Париж и предсказал его будущее. Все предсказанное Нострадамусом сбылось. Все свои великие предсказания он писал в стихотворной форме. Среди них самые известные:

Открытие планеты Нептун (за 300 лет до этого до этого события)

Судьбы королей Франции и их пребывание на престоле.

Развитие астрономии как науки.

Вторая мировая война (1939-1945)

Политика и экономика государств мира.

3 этап.

Учитель: Вы с малых лет наслышаны о том, что Кулаковский - поэт-пророк. На чем основаны эти утверждения?

Ученик: Эти утверждения основаны на его философских произведениях.

Учитель: Сегодня, основываясь на трех философских произведениях Кулаковского мы постараемся доказать, что он действительно был поэтом-пророком. Сначала ознакомимся с историей жизни этого великого человека.

(Выступает 1 ученик по заранее приготовленным материалам).

Выступление ученика с помощью компьютерной презентации Power Point.

История жизни Кулаковского:

Родился 16 марта 1877 года в месности Учай с. Жехсогон Таттинского улуса (района).

В 1890 году закончил 4 класса Чурапчинской школы.

В этом же году поступил в реальное училище города Якутска.

В 1897 году работал помощником писаря в управе улуса.

В 1900 году написал первое произведение якутской литературы, стал ее основоположником.

В 1905 году начал работу по сбору фольклорного материала.

В 1912 году преподавал математику и физику в школе города Вилюя.

С 1920 года работал в управлении образования города Якутска.

В 1924-25 гг. вышли 2 тома его произведений под названием Песни-стихи.

В 1926 году умер в г. Москве по дороге на 1 тюркологический съезд в г. Баку.

Творчество Кулаковского делится на 3 периода:

1. 1900-1908 гг. - начало творчества, в этот период были написаны ранние произведения поэта.

2. 1909-1916 гг. - были написаны основные философские произведения, это - пик его творчества.

3. 1923-1925 гг. - творчество писателя в советские годы.

Основные произведения:

1 период: „Благословение Байаная“ (1900), „Скупой богач“ (1907).

2 период: „Дары Лены“ (1909), „Сон шамана“ (1910), „Спор разума с сердцем“ (1912), „Благопожелание среднему поколению“ (1912).

3 период: „Самолет“ (1925), „Армия заснеженной страны“ („Красная Армия“) (1924), „Приход лета“ (1924).

(Названия произведений представлены по переводам Е. С. Сидорова).

4 этап.

Работа по группам.

Задание: Представление доказательства о том, что Кулаковский является поэтом-пророком, по его великим произведениям.

1 группа. „Сон шамана“ (1910 г.)

Основные вопросы для обсуждения:

Какие проблемы поставил поэт в поэме „Сон шамана“?

Каким изречением заканчивается произведение?

Почему главным героем поэмы является шаман?

2 группа. „Благопожелание среднему поколению“ (1912 г. )

Основные вопросы для обсуждения:

Каким видит поэт новое поколение?

Какой совет дает будущему поколению?

В чем видит пути развития народа?

3 группа. „Спор разума с сердцем“ (1912 г. )

Основные вопросы для обсуждения:

Какую главную проблему ставит поэт в этом произведении?

В чем видит решение этой проблемы?

Спор и разум представлены как отдельные люди или такой спор может происходить и в одном человеке?

5 этап.

Защита работ по группам.

Группы дают объемные ответы на поставленные учителем вопросы.

6 этап.

Учитель: Какие предсказания Кулаковского сбылись? Давайте подведем итог:

Ухудшение экологии вследствие технического прогресса

Ослабление демографии

Превращение классовой борьбы в революцию

Все войны XX века (в том числе - 1-я и 2-я мировые войны)

Усложнение межгосударственных отношений

Дальнейшее развитие экономики и политики Америки, Японии, Китая

Угроза исчезновения малочисленных народов

Возникновение империалистических держав

Известный якутский илтературовед и критик В. Б. Окорокова в своей статье написала о том, что „Кулаковский - это якутский Нострадамус“. Как и Нострадамус Кулаковский был пророком, который предвидел основные события 20-21 века.

В чем еще схожи эти 2 великих человека?

Их многие предсказания сбылись

Свои предсказания они облачили в литературную форму

Пользовались глубоким уважением в народе за то, что всегда придерживались принципов гуманизма и ратовали за светлое будущее своего народа

Великий якутский поэт волновался за судьбу своего малочисленного народа видел его будущее развитие в:

Развитии науки, образования , культуры и искусства

В здоровом образе жизни

В братстве и единении с русским народом, Россией

Воспитании патриотов, способных улучшить жизнь своего народа

Повышении уровня жизни, равноправии, в единстве с другими народами и проживании с ними в мире

Творчество А. Кулаковского сегодня обретает второе дыхание, вторую жизнь - настолько оно актуально в наши дни. На протяжении трех с лишним столетий мы живем в мире и согласии с русским народом. И в этом году исполняется 375 лет добровольного вхождения Якутии в состав Российского государства. За это время наша Республика внесла значительный вклад в становление сильной и процветающей России и вместе с тем сама достигла немалых результатов и в настоящее время уверенно смотрит в будущее. Весь якутский народ гордится процветанием культуры и искусства, наши артисты, писатели, художники стали известны не только в Республике, но и за ее пределами. Народный эпос олонхо признан ЮНЕСКО миоровым шедевром искусства. Якутская молодежь освоила различные науки, образование стало доступным. Все пророческие взгляды А. Е. Кулаковского - выдающегося сына народа саха, великого поэта, ученого, мыслителя, демократа, просветителя, гуманиста исполнились и воплотились в жизнь.

Домашнее задание: Сочинение „Великие пророки“

К уроку в виде компьютерной поддержки представлена презентация, выполненная по программе Power Point.