Пути повышения качества обучения на уроках чтения

Разделы: Начальная школа


Чтение – вот лучшее учение. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности.

Я работаю по “Программе по чтению и литературному образованию” Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой. Цель этой программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому обучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.

Программа включает блок “Развитие устной и письменной речи”. Авторы рекомендуют в конце темы проводить творческие работы. Вот, к примеру, мы изучили тему “Уроки и переменки”. Предлагаю детям написать сочинение “Если б я был учителем…”.

Вот несколько отрывков из сочинений моих учеников.

Л. Дмитрук, 4 класс

Я обязательно буду учительницей. Мои ученики всегда будут внимательно меня слушать, им будет интересно на моих уроках. Я буду их любить всех и всяких.

Н. Лобанова, 4 класс

Если б я была учительницей, то я бы сделала всё, чтобы остаться навсегда в сердцах своих учеников. Я б никогда их не ругала, только б учила, учила, учила…

Ю. Бойко, 4 класс

Если б я была учительницей, я б наполнила свой класс добротой, а чуточку своего душевного тепла подарила б каждому ученику.

И сочинения и стихи дети пишут с большим удовольствием, читают красиво. Вот только несколько стихотворений, которые сочинили мои ученики.

Н. Николаева, 3 класс

В школу

Мы пришли учиться в школу
Третий год в любимый класс.
Мои первые тетрадки…
Грустно думать мне о вас.
А сейчас мы все умеем
И читать, и сочинять,
И решать задачки быстро,
И стихи запоминать.

В. Узиков, 2 класс

Мой класс

В нашей школе класс родной…
Самый умный, озорной.
Он всегда готов учиться,
Если надо – то трудиться.

К. Пятерикина, 2 класс

В школу

Дети! Рано просыпайтесь!
Быстро в школу собирайтесь!
Ждет вас в школе всех звонок
И замечательный урок!

Войцеховский, 3 класс

Лесок

Вырос на пригорке
Маленький лесок
Ёлки, сосны, клёны
И один дубок.
Рано утром солнце
Листья серебрит
А внизу пригорка
Ручеёк бежит.

В методических пособиях Бунеевы дают рекомендации, формируют общие методические подходы и показывают, как они могут быть реализованы. Бунеевы говорят, что это только рекомендации, а каждый учитель, в силу своей индивидуальности придёт к своей системе работы. Известный писатель Л. Толстой сказал: “Лучшая методика та, которой я владею”.

Я считаю, что основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Каждый вид работы имеет определённую смысловую задачу, которую ребёнку посильно и интересно решать. Обучение навыку чтения веду параллельно с работой над текстом произведения.

Виды проверки, запоминания, понимания и усвоения прочитанного текста

Проблемы работы над текстом занимают особое место на уроках чтения.

Рекомендую некоторые виды проверки, запоминания, понимания и усвоения прочитанного текста. Текстовые задания способствуют интенсификации логического мышления в процессе чтения, пополнению опыта учебно-творческой деятельности, развитию познавательных интересов и любви к сознательному чтению.

I. Упражнения с планом текста

  • Перед чтением учениками текста учитель дает план содержания данного рассказа. В плане пропущены 1-2 пункта. Номера пропущенных пунктов обозначаются. После чтения ученики должны дописать пропущенные пункты.
  • После прочтения учениками рассказа учитель дает план содержания текста. Затем он предлагает произвольный набор предложений из текста. Ученики должны определить, какому пункту соответствует каждое предложение. Поскольку границы между смежными пунктами плана не всегда четко выражены, предложения для расстановки следует подбирать так, чтобы они наиболее соответствовали данному пункту плана.
  • Ученики читают текст. Учитель даёт план содержания, затем читает вслух текст, опуская при этом часть, соответствующую 1-3 пункту плана. Ученики слушают и отмечают в плане те пункты, текст к которым учитель при чтении опустил.
  • Результаты работы учеников обсуждаются. Если упражнение всеми выполняется без затруднений, можно усложнить его. Ученики должны определить, какие пункты прочитаны не полностью.
  • После прочтения текста ученики совместно определяют его идею. Учитель даёт план содержания текста. Задача – определить значение каждого пункта плана для основной идеи рассказа. Оценка значимости проводится в баллах, где “1” означает незначительную роль, “3” - значительную, “5” - решающую.

II. Упражнения по выбору правильного варианта

  • После прочтения учащимися текста учитель зачитывает набор фраз, которые могут соответствовать или не соответствовать содержанию текста.
  • Учитель называет порядковый номер утверждения, а затем зачитывает само утверждение. Ученики записывают в своей текстовой тетради номер утверждения и рядом слово “да” или “нет” (соответствует или не соответствует).
  • После прочтения учениками текста учитель зачитывает набор вопросов. Ученики должны ответом “да” или “нет” решить, даёт ли текст данные для ответа на вопросы. Перед ответом ученик пишет номер называемого учителем вопроса.
  • После прочтения учениками текста учитель зачитывает незаконченные предложения с тремя вариантами продолжения их. Ученики должны записать номер текстового вопроса и рядом букву наиболее приемлемого варианта.
  • После прочтения учениками текста учитель диктует набор опорных слов или словосочетаний из всего текста или его части. Порядок следования одного опорного слова или словосочетания не соответствует его последовательному местоположению в рассказе. Ученики должны с помощью цифр указать истинную последовательность.
  • После прочтения учениками рассказа учитель зачитывает наиболее важные предложения из всего рассказа или части его. При этом он пропускает отдельные слова или словосочетания. После каждого прочитанного предложения делается пауза. Ученики, не пользуясь книгой должны записать то, что, по их мнению, пропущено. После чтения учителем 5-8 фраз производится проверка путём поиска учениками в тексте данных предложений. Упражнение можно проводить и без записи учениками пропущенного слова или словосочетания.

Практика работы показывает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы.

Большую ценность на уроках чтения представляют пословицы, загадки, скороговорки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Развивают мышление, сообразительность, воображение.

На таких уроках дети чувствуют себя хозяевами, товарищами, они не боятся высказать своё мнение по поводу чтения товарища, дать совет. Царит атмосфера творчества, эмоционального подъёма.

Предлагаю конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема: С. Маршак “Сила жизни”.

Цель: Обобщить знания детей о творчестве М.Пришвина. Учить рассуждать, доказывать, высказывать своё мнение. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М.Пришвина, выставка книг М.Пришвина, опорные знаки.

Ход урока

I. Объявление темы урока и актуализация опорных знаний.

- Продолжаем работу над творчеством М.Пришвина. Охарактеризуйте М.Пришвина как человека, как ученого-наблюдателя.

- Мы прочитали много его рассказов, заучили наизусть цитаты его произведений, подбирали пословицы к его произведениям и даже сочиняли стихи.

Какое же из произведений М.Пришвина вам понравилось больше и почему?

- М.Пришвин – известный писатель, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для её охраны. У М.Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал в природе для себя что-нибудь новое и умел передавать свои чувства читателям.

Мы сегодня познакомимся с рассуждениями С.Я. Маршака о М.Пришвине. Как вы думаете, какое отношение имеют эти рассуждения к М.Пришвину? (Предположения детей).

- Определите, к какому жанру относиться это произведение, докажите.

(“Сила жизни” - критическая статья. Критическая статья – это особый жанр, в нём даётся анализ всего творчества писателя или отдельных его произведений).

II. Работа над новым материалом и обобщение знаний о творчестве М.Пришвина.

1. Чтение учащимися статьи С.Я. Маршака “Сила жизни”.

- Почему именно С.Маршак написал статью о творчестве М.Пришвина?

(Маршак высоко ценил талант М.Пришвина. М.Пришвин стал писать для детей именно по совету С.Маршака. Ведь С.Маршак объединил вокруг себя талантливых писателей и нацеливал их на детскую литературу).

Мир природы, жизнь леса и поля, зверей и птиц вошёл в новую детскую литературу со страниц талантливого писателя М.Пришвина.

2. Беседа по прочитанному.

а) В чём проявилась “сила жизни” писателя? (в любви к природе)
б) Какую форму выражения мысли и чувств нашёл он? (свою “пришвинскую”)
в) Каковы люди в его произведениях? (неповторимые)
г) “Сила жизни” - критическая статья. Что такое критическая статья?

3. Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте:

а) Что говорил С.Маршак о языке произведений М.Пришвина?
б) Как заканчивает Маршак статью о творчестве М.Пришвина? Почему?

4. Чтение по памяти цитат из произведений М.Пришвина.

- Докажите, что “пришвинская” форма выражения мысли и чувств особенна.

5. Беседа об охране природы, работа с пословицами.

М.Пришвин сказал: “Охранять природу – охранять Родину”. Природа – это часть Родины.

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

- А что значит “охранять”? (наблюдать, любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить, лелеять и т.д.)

Природа для М.Пришвина была источником творчества.

Чтение пословиц о природе.

- Какие пословицы о природе вы знаете?

Вода с гор потекла и весну принесла.

Весна днём красна.

Апрель с водой, май с травой.

Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.

6. Знаток русского языка М.Пришвин создал много метких изречений и словосочетаний.

Объясните его выражения:

“весна света” (о необычных светлых мартовский днях)

“глаза земли” (лесные озёра, отражающие небо)

“кладовая солнца” (сама природа)

7. Активизация словарного запаса с помощью глаголов и прилагательных.

СОЛНЦЕ – светит, греет, восходит, заходит, садится, играет, освещает, улыбается, прячется, сверкает и т.д.; яркое, лучистое, светлое, радостное и т.д.

ВЕТЕР –

ДОЖДЬ –

- Попробуйте составить рифмы, используя эти слова.

8. Чтение учащимися своих стихотворений о природе.

М.Пришвин – “певец природы”, он воспевал природу. В нашем классе есть дети, которые воспели природу в своих стихах.

9. Сочинение экологических сказок.

Судя по всему, природа была не только источником творчества для М.Пришвина, но и для нас с вами. М.Пришвин – человек добрый, любящий природу, умеющий беречь и охранять её, хорошо знает жизнь леса, его обитателей. Человек, который любит и бережёт природу, как правило, любит, уважает и понимает людей.

Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю
Кто не любит родную природу
Тот не любит отчизну свою.

Дети рассказывают экологические сказки о растениях и животных северного леса, которые сочинили дома.

III. Итог урока.

1.- Если бы природа умела говорить, то с какими словами она могла бы обратиться к людям? (Берегите! Не уничтожайте! Любите! Охраняйте! Жалейте! Наслаждайтесь! Не ломайте! Не рвите! Не губите! и т.д.)

2. По опорным знакам дети рассказывают правила поведения в природе.

3. В богатой русской литературе М.Пришвин открыл свою страничку, пришвинскую. В чём сила его жизни? (Любил природу и всё, что видел и слышал, смог передать людям)

IV. Домашнее задание.

Попробуйте составить свои размышления по любому произведению М.Пришвина. Напишите сочинение-рассуждение.