Урок русского языка в 4-м классе, проведённый в технологии деятельностного метода на областном конкурсе "Учитель года - 2007"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Тема урока.  Обстоятельства. Закрепление.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели: выявление теоретических основ построения учебного содержания, формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний.

Задачи:

  • Деятельностные:
    • завершить  картину «Весенний пейзаж»;
    • открыть новый  способ «шифровки» слова;
    • показать работу в парах, группах.
  • Образовательные:
    • формировать умение находить обстоятельства в тексте;
    • разбирать предложения по членам предложения;
    • развивать орфографическую зоркость.
  • Развивающие: развивать  творческое мышление, воображение.
  • Воспитательные: приучать детей к самоконтролю, самооценке, прививать любовь к природе.

Оборудование:

  • заготовка картины;
  • мульти-медиа;
  • раздаточный материал (карточки с заданием, образцы).
  • грамзапись: Чайковский «Вальс цветов».

ХОД УРОКА

I. Самоопределение

– Здравствуйте, ребята. Сегодня  урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Нина Ивановна. Поприветствуйте гостей. Подарите друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока.

– Сегодня у нас будет урок творчества. А результатом творческой деятельности является создание или открытие нового, интересного.Какие качества необходимы творческому человеку? (Cмекалка, воображение, фантазия).

– Мои ученики приготовили сюрприз. Приоткроем окно в природу?

– Ребята  начали писать картину, а ваша задача – (её завершить). Это наша творческая задача. (Прикрепить цель.)

– Но для этого необходимо выполнить ряд заданий.

II. Актуализация знаний

– Начнём с разминки:
– Назовите парные согласные звуки (б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с)
– Назовите буквы, которые обозначают сонорные согласные; (н, м, л, р, й)
– Какие гласные обозначают твёрдость согласных? (а, о, у, ы, э)
– Какие гласные выполняют двойную роль? (е, ё, я, ю)

– Эти знания вам сегодня обязательно пригодятся.

а) Словарная работа.  Вам приходилось расшифровывать слова? Давайте попробуем.  (Слайд).

– Отгадайте слова, запишите их, поставьте ударение, подчеркните орфограммы: дынажод, робыст, томпо, гурков.

– Расскажите, как рассуждали? (Переставили слоги, прочитали в обратном порядке).

б) Проверьте по образцу. (Слайд).

Однажды, быстро, потом, вокруг.

– Кто выполнил задание правильно? Кто ошибся? Давайте оценим свою работу. Дружно скажем: «Молодцы!»

– Какой частью речи являются  эти слова? (Это наречия).
– Чем являются наречия в предложении? (Обстоятельством).
– Дайте определение обстоятельства. (Правило).
– Почему именно это задание предложено? (Проходили эту тему на прошлом уроке).
– Значит, основная учебная  задача – повторить и закрепить обстоятельства. (Прикрепить вторую цель).  

 III. Пробное действие (1 мин.)

– Хотите узнать новый способ «шифровки» слова?

– Значит, следующая задача: научиться расшифровывать слова. Это поможет развить орфографическую зоркость. (Прикрепить третью цель.)

(Слайд)

фэзмя

– Замените каждую букву другой, а какой, подумайте.
– Запишите слово на листочке фломастером.
– Разгадав слово, вы узнаете гостью нашего урока.
– Продемонстрируйте свою работу.
– Расскажите,  как  действовали? (Глухой – звонкий)

Проверьте по образцу (слайд.):

Весна

– Тема урока: «Обстоятельства. Закрепление».
– Весна, наша гостья, приготовила вам задание, но его нужно выполнить, работая в парах.

IV. Реализация проекта

Работа в парах.

Задание. Жёлтая карточка.

– Расшифруйте слово,  подчеркните члены предложения.

  • На ветках пэлоси распустились серёжки. (1 ряд)
  • Весной цветёт душистая щэлонюця. (2 ряд)
  • Шяфёлёмёг выпорхнул из гнезда. (3 ряд)

– Какой опорный сигнал вам поможет? (Лента букв). Обратите внимание на сонорные, непарные, шипящие согласные: (н- м, л-р, х-ц, ч-щ)

Проверьте по образцу.

– Кто ошибся? Надо повторить. Оцените свою работу. Молодцы!
– Прочитайте предложения. Какой частью речи выражены обстоятельства? (Сущ.)
– Какие слова расшифровали? (Берёза, черёмуха.)
– Дополним этими образами картину. Какой же частью речи может быть выражено обстоятельство?

V. Физминутка

 Игра «Угадай»

– Если наречие – руки на пояс, существительное – хлопок.

Звонко,  под облака, утром, в траве.

Методика Базарного. По периметру кабинета развешаны слова: дополнение, сказуемое, обстоятельства, подлежащее, определение. Дети находят названное слово.

– Что это за слова? (Члены предложения.)

VI. Работа в группах

Объединитесь в группы.

Задания. Голубая карточка:

– собрать стихотворение, указав последовательность строк цифрой;
– отгадать фамилию автора;
– найти обстоятельства, указать разряд.

Небо стало выше.
Облака бегут быстрей,
Веселей на крыше.
Зачирикал воробей,

(Нялжяг)

Журавли караваном летят.
Полюбуйтесь, весна наступает,
И ручьи по оврагам шумят.
В ярком золоте день утопает,

(Мэглязёф)

Звучит музыка.

Проверьте по образцу.

1. Облака бегут быстрей,
2. Небо стало выше.
3. Зачирикал воробей
4. Веселей на крыше.

(Маршак)

1. Полюбуйтесь, весна наступает,
2. Журавли караваном летят.
3. В ярком золоте день утопает,
4. И ручьи по оврагам шумят.

(Некрасов).

– Кто выполнил работу верно? Кто ошибся?
– Оцените свою работу. Молодцы.
– Как бегут облака? Почему?
– Весной наблюдается интересное явление на небе – «небесный ледоход». Происходит смена серых слоистых облаков на красивые белые кучевые. А у наших художников? Дополните образами.
– О каких птицах идёт речь? (Журавли, воробей.)

VII. Рефлексия

– Посмотрите на картину. Чего-то не хватает? (Солнца) 
– Но придётся ответить на вопросы.

(Ребята дополняют картину солнцем, лучами)

– Какие задачи ставили на уроке?
– Как нам удалось их решить?
– Что такое обстоятельство?
– Что нового узнали?
– Где пригодится новый способ шифровки?
– Оцените свою деятельность на уроке. Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Расшифровать стихотворение (новый способ шифровки). Написать сочинение-миниатюру (по желанию).

– Мне хочется подарить вам на память  солнышко. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами – и на душе становится тепло. Пусть в нашем городе добрых людей станет ещё больше.

Детям раздаются бейджики с изображением солнца.

Приложение