Современные методики в преподавании экономики

Разделы: История и обществознание, Экономика


В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных  с реализацией профессиональных интересов.
В современной школе существует достаточное разнообразие форм и на­правлений образовательной и воспитательной работы с учащимися. Некоторые из них являются обобщением накопленного, в течение многих лет, опыта, другие –  попытками загля­нуть в будущее. Интересы наших воспитан­ников сегодня необыкновенно разнооб­разны и затрагивают нередко сферу рыночных от­ношений, предпринимательства.
Новые формы работы с подростками, старшек­лассниками должны предоставлять им уже сейчас возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Ведь именно от современных школьников бу­дет зависеть будущее нашей страны. Деловому, цивилизованно­му человеку в равной степени нужно быть честным и порядочным, способным к общению и образованным  экономически. Возможно тогда из нашей жизни и  лексикона постепенно исчезнут понятия  «черный рынок», «теневая экономика».
Обсудив на педагогическом совете Постановление Правительством РФ  09.06.2003 г. «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях»  коллективом нашей школы № 1411 с углублённым изучением иностранных языков были найдены несколько направлений по реализации поставленных задач. Был заключен договор с МГТУ им. Н.Э.Баумана, по которому наши ученики принимают  участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых университетом, а учителя – повышают квалификацию на специально организованных для них курсах. В рамках  углубления экономических знаний школой был заключен договор с ГУ ВШЭ о тестировании учащихся старшей школы, участии в олимпиадах. Преподаватели ГУ ВШЭ проводят занятия для учеников 8–11-х классов. Учителя проходят курсы повышения квалификации в этом ВУЗе.
Классно-урочная система не дает широкой возможности закрепить полученные дополнительные знания. В школе с углубленным изучением иностранных языков нет лишних учебных часов. Экономическая игра показалась нам наиболее интересной формой реализации экономического образования. При разработке методики Экономической игры мы получили дополнительное образование на курсах ГУ ВШЭ,  Фонда правовых реформ. Были изучены следующие пособия: “Economics in action”, «Мировая география для средних классов. Экономические аспекты» Международного Центра экономического и бизнес образования, «Прикладная экономика. Моделирование Экономики и Менеджмента», Управление личными финансами (MMBIZ: my money business) Junior Achievement of Russia? «Экономика и право» Фонда правовых реформ.
При крайне ограниченном рынке экономических пособий по внеурочной деятельности нам   хотелось бы поделиться некоторым опытом проведения школьной кампании Экономическая игра.
В экономической игре были поставлены задачи: приобретение практических навыков,  организаторских навыков, преодоление психологического барьера  для принятия экономических решений,  Таким образом, экономическое образование и воспитание прочно пере­плетаются между собой.

Целью игры является освоение учащимися 10–11-х классов основных категорий рыночной экономики, формирования навыков принятия решений, бизнес-планирования, развитие навыков делового общения. Целью производственного этапа является получение прибыли. Целью аналитического этапа является составление отчета по деятельности фирмы и перспективы дальнейшего развития.

Правила игры.

1. В игре участвуют следующие экономические институты:

  • Фирмы (товарищества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы) – учащиеся.
  • Индивидуальные предприниматели – учащиеся.
  • Мэрия — орган управления игрой, ответственный за проведение регистрации фирм и индивидуальных предпринимателей. Мэр – директор школы.
  • Экспертная служба — отдел мэрии, оказывающий консультационные услуги (на первом этапе игры — бесплатно). Консультанты – учитель географии и экономики, учитель права и обществознания.
  • Банк — орган, открывающий расчетные счета фирмам и индивидуальным предпринимателям, ведущий все движение денежных средств участников игры. Управляющий банком – заместитель директора.
  • Пресс-центр — отдел мэрии, оказывающий на платной основе услуги фирмам по рекламе (печатной), выпускающий Информационный бюллетень игры – редакция школьной газеты «Школьная газеты».

2. В Игре вводится условная денежная единица SСНООL (скул).    Каждый ученик имеет стартовый капитал – 1000 скул и может по-разному ими распорядиться:

  • Начать деятельность индивидуального предпринимателя.
  • Войти в товарищество с ограниченной ответственностью.
  • Организовать общество с  ограниченной ответственностью.

Каждый учитель имеет 5000 скул для покупки услуги, а так же пакет бланков договоров по предоставлению услуг.

Все расчеты — безналичные, с помощью чеков.

3. Фирмы создаются на базе 9–11-х классов. 9-е классы имеют право только на оказание рекламных услуг.
4. Начальный капитал формируется за счет кредита, полученного предпринимателями от Мэрии.  Мэрия имеет электронный виртуальный банк.
5. При регистрации фирма или индивидуальный предприниматель покупает патент на выбранный вид деятельности.

ХОД ИГРЫ

Игра проводится в пять этапов: (Приложение 1)

1. Организационный этап — регистрация фирм, открытие счетов в банке, бизнес-планирование, заключение договоров аренды помещений и имущества.

Так как начало бизнеса требует тщательного планирования и сотрудничества в достижении поставленных целей, на первом же организационном собрании учащиеся знакомятся с обязанностями слу­жащих и руководства кампании, обсуждают устав. Путем тайного голосования проводятся выборы на следующие должности управ­ляющих:

  • президент, который руководит всей деятельностью;
  • вице-президент по финансам, который ведет финансовый учет и отчетность по затратам и прибыли;
  • вице-президент по производству готовит персонал к производственному процессу, планирует и управляет технологическим процессом и отвечает за качество продукции;
  • вице-президент по маркетингу, который занимается рекламой и торговлей;

Выбор названия фирмы

На собраниях фирм производится обсуждение названия фирм. Выбор названия фирмы осуществляется по четырем принципам:

1. Ваше имя или имя и фамилия.
2. Описательное название.
3. Географическое название.
4. Сокращенное или придуманное название.

План действий фирмы

Далее фирма принимает план действий.

1. Выбрать форму предпринимательской деятельности.
2. Провести исследованиё рынка.
3. Составить бизнес-план.
4. Зарегистрировать фирму.
5. Открыть расчетный счет в банке (получить чековую книжку)
6. Выплатить пошлину за регистрацию фирмы (по чеку)
7. Начать деятельность по производству товара (услуги).
8. По окончании деятельности фирмы подсчитать прибыль, выплатить налог  на прибыль
9. Провести анализ деятельности. На основе анализа сделать выводы о перспективе развития предприятия.

2.  Основной этап. Производственно-коммерческая деятельность.

Далее следует этап аргументированного выбора продук­ции. Так как участники школьной кампании уже подготовили раз­нообразные предложения по производству товаров или предо­ставлению услуг вполне определенных, необходимо провести комплексное исследование конкретных рынков и основных ка­честв товаров и определить их соответствие. По результатам обсуждения наиболее перспективным и реально выполненным ребята посчитали наиболее прибыльным для себя и полезным для школы следующие направления: внеклассная работа, Благоустройство школы, создание электронных продуктов, оформительские услуги, рекламно-информационные услуги, спортивно-оздоровительная деятельность (приложение 1)

Анализ деятельности

Исходя из таблицы (Приложение 1) видно, как распределилось предложение услуг.  Наибольшая конкуренция оказалась в сфере внеклассной деятельности, деятельности  по благоустройству школы, оформительских услуг, созданию электронных продуктов.  Менее занятыми оказались направления спортивно-оздоровительной деятельности и рекламно-информационные услуги.

В процессе производства фирмами, товариществами, а так же индивидуальными предпринимателями проводится основная деятельность по предоставлению услуг. Работа «кипит» на школьном дворе, в школьных коридорах, в классах. На перемене радиоузел сообщает новости Экономической игры. Банк выдает необходимые кредиты, мэр – лицензии на дополнительные виды деятельности, которые фирма посчитала необходимым добавить в свою «копилку» услуг. Разворачивается рекламная компания по предложению услуг разных фирм. Кто лучше? Кто быстрее?

В процессе игры возникают экономические споры, которые разрешают координаторы игры или арбитражный суд (родители, приглашенные для консультации и имеющие специальность, позволяющую решить спор). Особенно много претензий возникает по защите авторских прав на услугу.
Бухгалтер фирмы занимается подсчетом прибыли и координирует вместе с президентом дальнейшую стратегию фирмы. Особенно ребятам удается работа с младшими классами на перемене. Это игры, конкурсы, придуманные ребятами. Интересный продукт в процессе игры получила фирма «Контакт» – ученики младшей школы научились сами выпускать газету для начальной школы. Необычайно преобразились зеленые уголки в классах, обновились компьютерные базы данных во многих кабинетах. А как интересно проведена реклама школьных обедов! Доказана необходимость здорового питания.  Школьное телевидение получило интересный фильм – «Экономическая игра».

3. Этап подведения итогов

Подведение итогов работы внутри фирм, расчет зарплаты сотрудникам, выплата налогов/

Начинается комплексная проверка и оценка работы каждой группы служащих, для чего каждый из заместителей руководителя оформляет отчет для итогового заседания фирмы.
Особый интерес, конечно, представляет финансовый отчет, счет прибылей и убытков.

Все служащие получают в итоге небольшую заработную плату, пропорциональную вкладу в работу школьной компании

4. Отчетный  этап.

Отчет по деятельности фирмы и перспектив развития предприятия координатором игры.

5.  Награждение победителей по итогам игры.

Подведение итогов выявило победителей игры в номинациях:

  • Лучший руководитель фирмы.
  • Лучший работник.
  • Лучший рекламный агент.
  • Лучший индивидуальный предприниматель.
  • Лучшая фирма.

Умение правильно оформить банковские счета, выплатить налоги , аренду, правильно распределить прибыль оказалось самым трудным делом. Лучшая фирма – ООО «Лидер».

Школа, в ходе игры, получила неоценимую помощь:

– в проведении классных часов;
– в подготовке компьютерных презентаций по предметам;
– уборке территории  и помещений;
– в оживлении деятельности школьной газеты и ТВ;
– по уходу за зеленым садом;
– в обучении репортерскому делу учеников начальной школы.

Школьная кампания «Экономическая игра» дала возможность выявить способность учащихся  9–11 классов к предпринимательской деятельности. Ярко проявились полученные при прохождении программы экономические знания и знания права. Оформились общие представления об аренде, налогах, рекламной деятельности, заключении договоров. Учащиеся получили возможность рассчитывать последствия каждого предпринятого шага. Будучи учредителями фирм, ученики вели переговоры с «потребителями» продукции их фирм. Игра была максимально приближена к реальной жизни.

Сроки проведения игры 4 недели:

  • 1-я неделя — Торжественное открытие игры (Мэр). Создание и регистрация предприятий.
  • 2-я – 3-я неделя — производственно-коммерческая деятельность.
  • 4-я неделя — подведение итогов работы фирм. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Победители Игры получили ценные подарки  и бесценный опыт по организации предпринимательской деятельности. Часть учащихся приняло решение о поступлении в экономические ВУЗы, стали призерами окружных  и городских олимпиад по экономике.