Интегрированный урок (логопедия + психология) по теме "Предлоги В, ИЗ"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цели урока: познакомить учащихся с предлогами в, из.

Задачи урока:

  • научить пользоваться в устной речи предлогами В, ИЗ;
  • различать их по пространственным значениям;
  • формировать у детей представление о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге, как об отдельном слове;
  • научить детей правильно произносить и писать предлоги;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • воспитывать взаимопомощь.

Оборудование:

  • картинки: цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме;
  • карточки-схемы предлогов;
  • картинки с прорезями с изображением корзины, коробки, гнезда, чашки, вазы, шифоньера;
  • маленькие картинки: мяч, тапочки, яйцо, ложка, цветок, галстук;
  • карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель;
  • разрезные картинки 15x20 с изображением русских народных сказок;
  • карточки с предложениями для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (проводит психолог)

Приветствие.

1) Игра «Запомни слова» (на развитие зрительного восприятия и объёма зрительной памяти).

Психолог показывает ученикам картинки:

– Что нарисовано на картинках? (Цветы в вазе, вода в стакане, цыплёнок в скорлупе, яблоки в корзине, шарик в руке, девочка в шапке, рыбки в аквариуме).

Психолог даёт установку на запоминание, после чего картинки убираются. Опрос с самого слабого ученика:

– Назови, что запомнил!
– Назови картинки из первого столбика!
– Назови картинки из второго столбика!
– Назови живые предметы!
– Назови неживые предметы!

Психолог подводит итог работы.

2) Игра «Небылицы» (на развитие слухового восприятия и объёма памяти).

Психолог произносит словосочетания:

– Хлеб из дерева, стол из шерсти, варежки из пластилина, телефон из кожи, сумка из муки.
– Что здесь неверно? А как нужно произносить правильно? (1 – хлеб из муки, 2 – стол из дерева, 3 – варежки из шерсти, 4 – телефон из пластмассы, 5 – сумка из кожи).
– Давайте вспомним, что у нас получилось?

Опрос с самого слабого ученика:

– Помогайте мне: хлеб – из муки... и т.д.

Опрос с самого слабого ученика по степени сложности:

– А сейчас мы узнаем, кто как запомнил!
– ..., что ты запомнил?
– …, что мы говорили о варежках и столе?
– …, что мы говорили о хлебе и телефоне?
– ..., назови первое и последнее словосочетание.
– ..., назови 3-е и 4-е словосочетание.

Психолог подводит итог работы.

III. Изучение нового материала (проводит логопед)

1) Игра "Задания".

– Что помогает нам понять положение предметов в пространстве? (Предлог).
– Что такое предлог? (Маленькое слово)
– Давайте, поиграем в игру «Задания». Я буду вам давать задания, а вы их выполнять. Слушайте внимательно!
– Возьмите ручку. Положите её в коробку. Где лежит ручка? (В коробке)
– Возьмите ручку в руку! Где сейчас ручка? (В руке)
– Положите ручку в тетрадь! Где ручка? (В тетради)
– Какое маленькое слово вы произносили в своих ответах? (В)
– Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово "В".

Демонстрируется карточка со схемой предлога "В". Дети рассматривают и запоминают изображение.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола)
– Ручку? (Из стакана)
– Какое маленькое слово, какой предлог вы говорили? (ИЗ)
– А сейчас слушайте внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог ИЗ.

Демонстрируется карточка со схемой предлога ИЗ. Дети рассматривают и запоминают изображение.

2) Игра «Куда спрятался?»

У каждого ребёнка одна большая картинка с изображением КОРЗИНЫ, КОРОБКИ, ГНЕЗДА, ЧАШКИ, ВАЗЫ, ШИФОНЬЕРА. В больших картинках сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки: МЯЧ, ТАПОЧКИ, ЯЙЦО, ЛОЖКА, ЦВЕТОК, ГАЛСТУК.
Дети помещают маленький предмет В ..., ИЗ ... Каждый раз логопед спрашивает: ГДЕ? (В ШКАФУ, ИЗ ШКАФА и т. д.).
Логопед подводит итог работы.

IV. Закрепление изученного материала (проводит логопед)

1) Игра «Составь предложение»

У каждого ученика по одной карточке с двумя наклеенными картинками и 2 маленьких карточки-схемы предлогов В и ИЗ.
Карточки: помидор – банка, сорока – гнездо, девочка – трамвай, мясо – холодильник, мальчик – дом, карандаш – портфель.
Логопед подводит итог работы.

2) Физкультминутка (проводит психолог)

Учащиеся выходят к доске и встают в круг. Каждому персонально даются команды-задания:

... встанет посередине кабинета,
..встанет перед ...,
...встанет за ...,
... встанет между ... и ...,
а ... встанет перед ....

– А сейчас мы будем лепить снежки!

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой комок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.

3) Игра«Собери сказку» на развитие мыслительных операций (проводит психолог)

Большие картинки из разных сказок разрезаны на части по типу пазлов по степени сложности для каждого ребёнка. Учащиеся собирают свои картинки, рассматривают их. Опрос по-очереди, начиная с самого слабого ученика.

– Из какой сказки твоя картинка?

Психолог подводит итог работы.

4) Гимнастика для глаз (проводит логопед)

5) Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Сжатые пальчики разгибать по-одному
в соответствии с текстом.
Пальчики не ссорятся.
Вместе дело спорится
Сжать пальцы в кулак и разжать и
разжать их.

6) Работа с графическими схемами предложений (проводит логопед)

Дети вслух читают своё предложение, вставляют маленькое слово-предлог, называют маленькое слово, выкладывают схему (у каждого ученика своё предложение,
которое написано на карточке). Предложения подобраны по степени сложности.

1. Из крана капает вода.
2. В лесу громко поют птицы.
З. Мама поставила цветы в вазу.
4. Машина быстро выехала из ворот.
5. Нитки лежат в большой синей коробке.
6. Мальчик достал учебники из портфеля.

Логопед подводит итог работы.

7) Работа в тетрадях и на доске (проводит логопед)

Учащиеся слушают предложение, после чего чертят схему предложения. Предложения подобраны по степени сложности для каждого ребёнка.

1. Белка спала в дупле.
2. Никита слепил зайца из пластилина.
З. Из магазина дети принесли продукты.
4. Высоко в горах лежит белый снег.
5. В кустах прячутся трусливые зайчишки.
6. Мама привела малыша из детского сада.

Логопед подводит итог работы.

V. Итог урока (проводит логопед)

Скакими предлогами мы сегодня познакомились?
– Что такое предлоги? Для чего они нужны?

Психолог подводит итог работы детей: у кого было больше правильных ответов, кто был самым активным, внимательным и лучше запоминал.