Проектный урок математики "Симметрия", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Характеристика проекта:

По содержанию: монопредметный.

По уровню усвоения учебного материала: итоговый.

По формам организации: групповой.

По срокам выполнения: краткосрочный.

Участники: дети, родители.

Гипотеза. При реализации проекта возможно повышение уровня знаний и мышления учащихся, а также развитие памяти и внимания.

Результаты выполнения проекта: коллекция симметричных фигур и предметов.

Цели:

  • через организацию самостоятельной познавательной деятельности познакомить учащихся с симметричными фигурами, показать привлекательность симметричных фигур, как одну из сторон проявления эстетичности математики как науки;
  • формировать умения работать с информацией и навыки самостоятельной и коллективной работы;
  • развивать пространственные представления, как базовые для становления познавательных психических процессов; кругозор, творчество;
  • воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки, любознательность, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, слайды,
  • 4 конверта с заданиями,
  • зеркало
  • изображение симметричных, несимметричных и имеющих несколько осей симметрии фигур и предметов,
  • детская энциклопедия, электронная энциклопедия.
Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечания
1. Подготовка.

Выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение формы выражения итогов проектной деятельности.

Отвечают на вопросы, уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. - Здравствуйте, дети! Сядьте удобно. Улыбнемся друг другу и начнем наш урок математики.

- Сегодня утором я получила удивительную посылку. Давайте посмотрим, что в ней находится.

- Отгадайте ребус.

- Как вы понимаете слово “симметрия”?

- Обратимся к словарю.

- Как вы думаете, как это свойство связано с предметами из посылки?

- А нужно ли изучать симметрию и если нужно, то для чего?

- Итак, нам сегодня предстоит выяснить более подробно, что такое симметрии, как ее найти и где она нам может пригодиться.

- Работать будем в группах. Называться каждая группа будет по цвету шарика на ваших столах – “Красные”, “Синие”, “Зеленые”, “Желтые”. Каждая группа проведет свое мини – исследование, ответит на вопросы по своим заданиям и к концу урока у нас должен получиться проект “Симметрия, который будет представлять коллекцию симметричных фигур и предметов.

Класс делится на 4 группы. У каждой группы на столе - воздушный шарик.

В посылке: ножницы, квадрат, матрешка, ребус

На экране – слайд: Симметрия – это соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, середине. Симметричны, например, крылья бабочки, глаза человека и большинства животных.

2. Планирование.

Сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Вырабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

Вырезают симметричные фигуры.

- Прежде, чем приступить к работе, выберем капитанов групп - команд.

- Наметим план создания проекта.

1. Найдем интересную информацию о том, что такое “ось симметрии” на информационном столике.

2. Узнаем, что общего между геометрическими фигурами и окружающими нас предметами спросив взрослых.

3. Проведем эксперимент, используя подручные средства.

4. Вырежем симметричные фигуры из бумаги.

5. Найдем среди них фигуры, имеющие несколько осей симметрии.

6. Оформим проект в виде коллекции предметов.

7. Защитим свой проект.

- У каждой группы на столе есть конверт с заданием. Откройте его. Определите, кто какое задание будет выполнять.

1 человек должен поработать с информацией, найти ответ на вопрос “Что такое ось симметрии?”. 1 человек отправиться учителям, присутствующим на нашем уроке и выяснит, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами. Остальные члены команды проведут математический эксперимент, пользуясь учебником, зеркалом и фигурами из конверта.

Каждый пункт плана появляется на экране.

У каждой группы на парте конверт с карточками:

1). Информационный стол – 1 человек. Найдите ответ на вопрос:

“Что такое ось симметрии?”.

2). Интервью со взрослыми – 1 человек. Выясните у учителей, присутствующих на нашем уроке, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами.

Нарисуйте фигуры, найдите предметы.

3). Проведите математический эксперимент, пользуясь учебником, зеркалом и фигурами из конверта.

В конвертах у каждой группы находятся картинки-предметы: бабочка, сердечко, цветок, домик.

Все задания - на экране.

3. Выполнение.

Выполнение проекта.

Работают над проектом и его оформлением.

1 ребенок ищет на информационном столе ответ на вопрос “Что такое ось симметрии?”

1 ребенок выясняет, что общего между симметричными геометрическими фигурами и окружающими нас предметами. Рисует фигуры на “волшебной доске, собирает коллекцию предметов, предложенных учителями.

Остальные члены команды проводят математический эксперимент, пользуясь учебником, зеркалом и фигурами из конверта.

Дети, по возвращении рассказывают другим членам группы о том, что узнали.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

- Пользуясь полученными знаниями, из конверта №2 возьмите заготовки и попробуйте вырезать симметричные фигуры. А кто хочет - может вырезать любую понравившуюся фигуру самостоятельно. Можно пользоваться образцами из учебника.

У присутствующих на урок учителей на карточках написана следующая информация:

“Многие предметы обладают осевой симметрией. Это значит, что если поместить напротив одного предмета зеркало, то отражение в нем в точности повторит его другую половину. Другие объекты, такие, как морская звезда, обладают центральной симметрией (симметрией вращения).

Они не меняются, если их повернуть вокруг центральной точки.

Что общего между симметричными фигурами и окружающими нас предметами?

Круг – тарелка, печенье, диск.

Прямоугольник - книга, линейка.

Эти фигуры имеют несколько осей симметрии.

Треугольник – листик.

Трапеция – бабочка.

В конверте №2 находятся листы бумаги с нарисованными половинками фигур. Дети должны сложить листы пополам и вырезать фигуры.

4. Оценка результатов.

Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Обсуждают полученные результаты в группах, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы.

Готовятся к защите по плану.

Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

- Оцените результат своей деятельности пользуясь информацией на экране. Продолжите предложения.

На экране:

Ось симметрии – это…

Фигуры и предметы, имеющие одну ось симметрии - … (покажите их).

Фигуры и предметы, имеющие несколько осей симметрии - … (покажите их).

Мы нашли дополнительную информацию о том, что …

Мы научились …

Нам еще надо научиться …

5. Презентация.

Защита проекта.

Докладывают о результатах своей работы. Организует работу жюри с помощью оценочных листов.

Награждает каждую группу дипломом.

Оценочный лист имеет следующие пункты:

1. Соответствует ли результат теме проекта.

2. Использование дополнительной информации.

3. Сотрудничество.

4. Аккуратность выполнения.

5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).

6. Рефлексивные умения.

Дипломы для каждой группы:

“Самый дружный проект”

“Самый красочный проект”

“Самый познавательный проект”

“Самый оригинальный проект”.