Урок русского языка в 11-м классе "Общие сведения о языке. Культура речи. Языковая норма"

Разделы: Русский язык


Предлагаемый урок русского языка составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе уроков по изучению норм русского литературного языка в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

В связи с переходом к новой форме итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно отличающейся от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), возникла необходимость адаптировать уроки русского языка в старшей школе к новой форме аттестации, поскольку традиционная система уроков не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данный урок поможет учителю организовать обучение таким образом, чтобы совместить изучение темы программы с анализом и выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.

Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки целеполагания и самоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации.

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить понятие языковая норма.
  2. Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.
  3. Формировать навыки использования нормированной речи.
  4. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1- А 6, А28)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ), компьютер (или интерактивная доска),
  • проектор, диск со слайдами мультимедиа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания А14 ЕГЭ).(приложение 2)

4. Мультимедиа. Культура речи и языковая норма

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Постановка цели урока.

Слайд 3. Вступительное слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык–язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Слайд 4. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Слайды 5-6. Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

поступок – проступок.

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла
б/ жалюзи
в/ оптовый
г/ мельком

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе
б/ эксперт
в/ дремота
г/ знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент
б/ зевота
в/ вчистую
г/ принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

а/ юг
б/ объяснил
в/ люк
г/ съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

а/ няня
б/ деревня
в/ въезд
г/ колеса

4. Комментарий к выполнению заданий.

Слайд 7. Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений.

Слайд 8. Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Таблица 2

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Ошибочное словообразование Трудолюбимый (трудолюбивый)
Ошибочное образование формы:

существительного

Опытные бухгалтера

(бухгалтеры)

прилагательного Более красивее, слаже

(более красивый, слаще)

числительного С пятистами рублями
(с пятьюстами рублями)
местоимения Ихнюю вещь

(их вещь)

глагола Махают руками

(машут)

   

Слайд 9. ТРЕНИНГ

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт,  госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Слайд 10. Проверь себя.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Слайд 11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

ПРИМЕЧАНИЕ.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной доской, слайд 11 исключается, т.к. один из учеников исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные делают ту же работу в тетради или на предложенной карточке.

2. С целью экономии времени в классе, где нет интерактивной доски, используется раздаточный материал. Слайд 11 показывается после завершения работы основной массой учащихся; анализируются и исправляются ошибки, допущенные учащимися.

Слайд 12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение управления Согласно приказа

(приказу)

Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые.
(счастливы и веселы или счастливые и веселые)
Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива

(живу и счастлива или жила и была счастлива)

Слайд 13. ТРЕНИНГ

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Слайд 14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).
Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Слайд 15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

(приложение 3)

5. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

6. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (в устной форме или мультимедиа) (данное задание не является обязательным для всех учащихся. Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар.1 – 5), А 14 (вар.6-10)