Урок математики по теме "Разностное сравнение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить составлять числовое выражение на разностное сравнение
  • совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление
  • воспитывать коммуникабельность, умение работать в группе, в коллективе

Оборудование:

- учебник “Математика” Н. Б. Истомина

- таблица

На сколько больше

-

На сколько меньше

- конверты с предметными рисунками

2 бабочки, 6 жучков

3 барабана, 5 кубиков

3 самолета, 4 грузовика

6 яблок, 1 лимон

4 морковки, 2 огурца

- предметные рисунки

ягоды, морковь

машины, велосипеды

- числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

- знаки >, <, =

1. Минута чистописания

Запись числового луча

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9…

Каждое следующее число на 1 больше.

Каждое предыдущее число на 1 меньше.

2. Постановка проблемы:

Почему тема нашего урока называется “Разностное сравнение”?

3.Устный счет

Арифметический диктант на планшетах

- 8 минус 7 (1)
- к 5 прибавь 4 (9)
- уменьшаемое 8, вычитаемое 2, найти разность (6)
- вычислить сумму чисел 2 и 3 (5)
- 9 без 1 (8)
- первое слагаемое 4, второе 3, найти сумму (7)
- 7 уменьшить на 2 (5)
- 7 увеличить на 2 (9)
- 1 плюс 3 (4)
- вычисли разность чисел 6 и 3 (3)

4. Работа над новым материалом “Разностное сравнение”

а) работа в тетрадях

- Что вы видите на полотне? (ягодки, морковки)

- Нарисуйте в тетрадях столько кружков, сколько ягод на полотне, столько квадратиков, сколько морковок

- Как можно на рисунке показать, каких предметов больше, каких меньше? (соединить парами)

- Чего больше? почему? (квадратов, остались лишние квадраты)

- Чего меньше? почему? (кругов, их не хватило для пары)

- А как узнать, на сколько квадратиков больше, чем кружков?

Из большего числа вычесть меньшее

В тетрадях и на доске

7 – 5 = 2

-Что это значит? (кругов на 2 меньше, квадратиков на 2 больше)

б) Работа по картинке

- Что вы видите на рисунке?

транспорт

грузовики

легковые машины

детские велосипеды

взрослые велосипеды

- Сколько грузовиков? 3

- Сколько легковых? 5

- Как узнать, на сколько грузовиков меньше, чем легковых машин?

Из большего числа вычесть меньшее.

5 – 3 = 2

- Сколько детских велосипедов? 4

- Сколько взрослых велосипедов? 2

- На сколько больше детских велосипедов, чем взрослых?

Правило: из большего числа вычесть меньшее

4 – 2 = 2

5. Физминутка

6.Закрепление знаний

а) Работа по учебнику

№263 (устное пояснение)

4 + 5 = 9 (роз) - всего

9 – 4 = 5 (роз) - белых

9 – 5 = 4 (розы) - желтых

5 – 4 = 1 (розу) -больше белых

- меньше желтых

Вывод: чтобы узнать, на сколько одних предметов больше (меньше), чем других, нужно из большего числа вычесть меньшее.

б) Самостоятельная работа в группах (стоя).

- Получите конверты, разложите, рассмотрите предметные картинки, узнайте, на сколько одних предметов больше или меньше, чем других.

1 группа 2 бабочки 6 жучков
2 группа 3 барабана 5 кубиков
3 группа 3 самолета 4 грузовика
4 группа 6 яблок 1 лимон
5 группа 4 морковки 2 огурца

в) Фронтальная проверка.

Комментирование

1 группа: чтобы узнать, на сколько бабочек меньше, чем жучков, нужно из 6 вычесть 2

6 – 2 = 4

Бабочек на 4 меньше, чем жучков.

И т.д. - 2, 3, 4, 5 группы

г) составление выражений на разностное сравнение без наглядности

Работа по учебнику № 270 (работа в тетрадях и на доске)

- Сравните числа, запишите.

9> 6

8> 2

1< 5

4 <7

2< 7

6 >3

- Как узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого?

Из большего числа вычесть меньшее

Запись рядом с первым столбиком.

9 – 6 = 3

8 – 2 = 6

5 – 1 = 4

7 – 4 = 3

7 – 2 = 5

6 – 3 = 3

Комментирование: 9 это 6 и 3, значит 9 – 6 = 3. Это значит, что 9 больше 6 на 3 и т. д.

7. Итог урока.

- Почему тема нашего урока называется “Разностное сравнение”?

-Чтобы сравнить два числа, мы находим разность этих чисел.

Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.