Обогащение словарного запаса на уроках в начальной школе (домашние и дикие птицы)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. развивать творческие способности детей;
  2. расширять и активизировать словарный запас;
  3. повторение звуко-буквенного анализа слов;
  4. развитие внимания, памяти.

Оборудование:

  1. магнитофон;
  2. аудиокассета с голосами птиц;
  3. картинки с изображениями птиц;
  4. пазлы из пяти частей с изображениями птиц;
  5. текст загадок;
  6. карандаши;
  7. предметные картинки с изображениями дома человека и леса.

План работы

Стадии урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент Актуализация имеющихся знаний Учитель дает каждому ребенку собрать пазл с картинкой птицы. Задает детям вопрос: “Каких домашних птиц вы знаете? Каких диких птиц вы знаете?” Ученики собирают пазл, после чего поочередно высказывают свое мнение (лебедь, чайка, журавль, цапля, курица)
2. Вступительная часть Пробуждение интереса к получению новых знаний Учитель просит детей, рассказать о птице по плану.
  1. Как называется птица.
  2. Домашняя она или дикая.
  3. Водоплавающая или нет.
  4. Где обитает птица.
  5. Чем она питается.
  6. Чем отличается от других птиц.
  7. Чем полезна природе и человеку.
  8. Впадают ли птицы в спячку.
Поочередно рассказывают о птицах (дети рассказывают про курицу, утку, ласточку, ворону и орла).
Постановка учеником собственной цели обучения Учитель предлагает детям игру “Чей голос?” и пишет на доске тех птиц, которые называют дети. Дети поочередно, по цепочке изображают голос какой-нибудь птицы, а остальные угадывают.
3. Основная часть Поддержание активного восприятия материала и интереса к нему Учитель выдает детям текст-загадки на тему “Домашние и дикие птицы”. Просит обвести в кружочек домашних птиц, а диких – в квадратик. Детям необходимо выполнить звукобуквенный анализ слов-отгадок.

Текст.

  1. Утром громко во весь дух кукарекает (петух).
  2. Как у нашей у бабуси во дворе гогочут (гуси).
  3. Непоседа птица эта одного с березой цвета (сорока).
  4. Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (цыпленок).
  5. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).
  6. Черный, проворный, кричит “крак”, червякам враг (грач).
Дети знакомятся с текстом. После чего выполняют самостоятельно задание учителя.
4. Физкультурная минутка Обучать детей координировать речь и движения. Игра “Запретное движение”.
5. Продолжение основной части Расширение знания по теме через поэтапную фиксацию собственного понимания Игра “Домашние и дикие”. Учитель ставит перед детьми две картинки – изображение дома человека и леса. Просит детей записать в два столбика в тетрадях названия птиц. Дети выписывают в тетради названия птиц в два столбика. Дом человека – домашние птицы, лес – дикие. Работа ведется самостоятельно.
Разрешение противоречия возникшего на стадии вызова Учитель обсуждает выполненное задание вместе с детьми. Дети всем классом вместе с учителем обсуждают результаты игры.
Присвоение нового материала На доске перед детьми таблица. Учитель дает детям задание повесить под домашними и дикими птицами соответствующие картинки (колибри, райская птица, утка, гриф, цыпленок, аист, фламинго, петух, дятел, орел). Дети поочередно выходят к доске, выбирают любую картинку и вешают ее на доску.
6. Итог занятия Закрепить знания ребенка по теме “домашние и дикие птицы”. Учитель задает детям вопросы: “О ком мы говорили сегодня на занятии? Каких новых птиц вы сегодня узнали? Какие птицы дикие? Какие домашние?”. Дети поочередно отвечают на вопросы учителя.